перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гигантские дроны Google и Facebook: сайты начали борьбу за небо

Google и Facebook купили себе по самолету, чтобы обеспечить все человечество бесплатным интернетом. Филипп Колесник объясняет, к чему приведет эта гонка вооружений.

Технологии
Гигантские дроны Google и Facebook: сайты начали борьбу за небо

А теперь, значит, еще и гигантские самолетоподобные дроны. На неделе к армии роботов Google, состоящей из суперкомпьютера Deep Mind, ловких андроидов, механических осликов Boston Dynamics и самоуправляемых машин, добавились беспилотники Titan Aerospace. Считается, что Google купил этот американский стартап, чтобы с помощью его аппаратов бесплатно раздавать интернет с воздуха.

Solara 50, беспилотник будущего, благодаря которому можно будет проверять почту и читать фейсбук в любой глуши

Летом Google уже запустил проект с интересным названием Loon для раздачи интернета с воздушных шаров. Первый шар поднялся в стратосферу над Новой Зеландией. В этом году они собираются интернетизировать таким образом всю 40-ю параллель южной широты (бесконечный океан, Патагония, Анды, ламы), где это, в общем-то, мало кому нужно. В любом случае все это уже, похоже, прошлый век: воздушные шары слишком зависят от погоды и направления ветра. Дроны — более надежный вариант, они дороже шаров, зато дешевле космических спутников связи, а живут практически вечность.

Беспилотник, или атмосферный спутник Solara 50, первый прототип Titan Aerospace с размахом крыльев почти как у пассажирского «Боинга», снабжен солнечными панелями и способен находиться на высоте 20 километров около пяти лет без посадки на техосмотр. Такие дроны принесут в отсталые районы гугловский поисковик, фейсбук, твиттер, ютьюб, котов и все остальное на скорости до 1 Гбит/с, что намного больше, чем есть сейчас у вас дома. Плюс возможны другие сценарии их работы — начиная с аэрофотосъемки для гугловских карт и генерации электричества (см. летающие турбины Makani), заканчивая, как добавляют встревоженные блогеры, использованием их по прямому назначению — для глобальной слежки.

Пример того, как маленькие беспилотники, которые продаются в любом приличном магазине электроники, видят человека уже сейчас. Жанр этого видео, кстати, называется «дрон-селфи», и это новое слово во вселенском увлечении автопортретами, сделанными мобильным устройством

Несмотря на безумие затеи, первые Solara 50 обещают в небе через несколько лет. Осталось только получить разрешение от регуляторов и, что еще важнее, решить проблему ночных полетов, когда солнца нет, — электросамолет питается от батарей, накапливающих заряд за день, при этом ему надо тратить энергию на транслирование интернета. Вообще, если полистать новости, все это не кажется такой уж далекой фантастикой. Задействовать дронов в доставке товаров планировали в «Амазоне» — и бог его знает, что они планируют еще. Похожий на Titan Aerospace проект есть у пентагоновского агентства DARPA, где экспериментируют над созданием воздушной сети хот-спотов, правда, скорее для военных целей. Еще интереснее, что купить Titan Aerospace пытался Марк Цукерберг (за 60 миллионов долларов; сумма, которую потом предложил Google, неизвестна, но она, вероятно, больше).

Фейсбук проявил инициативу даже раньше Google, когда запустил The Connectivity Lab с той же целью — дать всем бесплатный интернет (для этого, как пишут на странице проекта, в ход пойдут и дроны, и спутники, и какие-то лазеры для передачи данных). В марте Цукерберг купил за 20 миллионов британского производителя дронов Ascenta. Пару лет назад люди из этого стартапа придумали беспилотник Zephyr, тоже с солнечными панелями, который стал чем-то вроде машины Tesla среди электросамолетов. С него, кажется, все и началось: Zephyr пролетел без посадки рекордные 330 часов.

Zephyr, электросамолет с самым большим временем автономной работы

Зачем сайтам самолеты с интернетом, в зарубежной прессе объясняют примерно одинаково: во-первых, потому что они уже могут себе это позволить, во-вторых, им надо окучить как можно больше пользователей, чтобы продать как можно больше объявлений, в-третьих, у Google слишком много роботов. Данные обо всем на свете нужны не только для рекламных презентаций, но и для лабораторий, где изобретают искусственный интеллект: чем больше машины узнают, тем быстрее они поумнеют. В этом смысле нет особой разницы между покупкой дронов и чата WhatsApp, разве что в цифрах. Мобильные приложения — это новые сведения о поведении сотен миллионов пользователей. Раздающие условный вайфай самолеты (которые к тому же обошлись в сто раз дешевле мессенджера) в теории могут рассказать своим владельцам обо всех вообще, включая те четыре миллиарда человек, которые остаются пока в офлайне. Google и Facebook не ждут, когда те подключатся, а идут в этот офлайн сами. Очень странно это говорить, но вот, кажется, тот самый момент, когда поисковик и соцсеть действительно решили улететь в космос.
Ошибка в тексте
Отправить