перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Зачем фейсбуку нужна кнопка Dislike

Марк Цукерберг объявил о планах по добавлению кнопки Dislike в интерфейс социальной сети. CEO Facebook рассказал об этом во время сессии вопросов и ответов в штаб-квартире компании 15 сентября. «Афиша» разобралась, зачем нужна новая функция и что она меняет.

Технологии
Зачем фейсбуку нужна кнопка Dislike

Идея новой кнопки Dislike, которая вот-вот начнет тестироваться, обсуждалась уже давно: необходимость расширения троицы «Нравится», «Комментарий» и «Поделиться» давно витала в воздухе. Менеджмент соцсети прекрасно знал о том, что о такой кнопке давно мечтают пользователи. «Люди спрашивали о кнопке Dislike в течение многих лет», — сказал Цукерберг. Но, видимо, у компании было много причин, почему идея так и не получила поддержки. 

В первую очередь в ней не был заинтересован ни один из рекламодателей. Хейтеров в сети всегда хватает, и сложно предугадать, как поведут себя пользователи по отношению к заведениям, брендам или знаменитостям, когда у них появится еще один канал, причем только для отрицательных отзывов. Несмотря на то что все так требуют эту кнопку, вряд ли кто-то реально хочет, чтобы его собственный контент оценивался негативно. Но Facebook все-таки пошел на разработку этой функции, и хотя Цукерберг не объяснил, как именно она будет работать, на этот счет есть несколько предположений.

Центральное место в процессе пользования фейсбуком — лента новостей, индивидуализированный поток постов, фотографий, статусов и уведомлений. Социальная сеть использует довольно сложный алгоритм формирования этой ленты: информации в потоке было бы попросту слишком много, если бы система без разбора отображала ее всю в хронологическом порядке, как это было раньше (или как это выглядит сейчас в «ВКонтакте»). Каждый раз, когда вы обновляете ленту, алгоритм сортирует все доступные сообщения от друзей, интересных страниц и рекламодателей в самом актуальном лично для вас порядке. Но пока администрация Facebook не может залезть в голову каждому пользователю, она лишь догадываться о том, какие сообщения более актуальны в каждом конкретном случае. 

Алгоритм ленты учитывает тысячи факторов при составлении рейтинга, от вашей любви к просмотру видеороликов и до того, как часто вы заходите на страницу профилей определенных пользователей. Как именно работает вся эта запутанная система, до конца не знает ни один эсэмэмщик. Другое дело — простая и понятная кнопка «Лайк» — однозначный сигнал, который говорит, нравится что-то или нет. Все люди привыкли к бинарным решениям: положительный/отрицательный, за/против, грустно/весело, и эта кнопка с большим поднятым пальцем вверх имеет решающую роль. Логичным образом чем больше сообщение собирает лайков (особенно от друзей и друзей друзей, близких вам), тем выше оно размещается в ленте.

Возможно, новая кнопка Dislike — еще один фильтр более тонкой очистки фида, который позволит скрывать из ленты надоевшие «цитаты великих людей», просроченные мемы и другие скучные или оскорбительное посты. «Теперь, когда Facebook вышел из режима умопомрачительного роста, он начинает активно отфильтровывать плохой контент», — говорит аналитик из 451 Research Райан Пельц-Шарп. Похожая функциональность работает на Reddit и других ресурсах с голосованием плюсами и минусами. 

Если все так, Dislike все же станет активно способствовать распространению негатива. Будет ли пользователь лишний раз постить свои суждения, расходящиеся с мнением большинства, если велик шанс заполучить ворох анти-лайков? Каково придется рекламодателям, чьи объявления неминуемо скатятся в самый низ ленты? Самое главное, как пишет обозреватель Wired, эта функция тут же превратит фейсбук в пространство, регулярно наносящее удары по самооценке пользователей. А в такие места никто ходить не любит (за исключением, возможно, церкви и спортзала). Неприятные и негативные ощущения заставят людей держаться подальше от соцсети, а этого явно не хочет Цукерберг. 

Скорее всего, кнопка «Не нравится» пригодится тогда, когда хочется обозначить интерес, но ставить лайк никак не уместно. «Если вы хотите выразить что-то грустное... ваши друзья и люди, которые хотят выразить свою поддержку, могут испытывать дискомфорт, залайкав этот пост», — заявил Цукерберг. 

Кнопка «Лайк» появилась в 2007 году, и трактовать ее можно было однозначно: это был способ дать понять, что вы получили удовольствие от сообщения, не оставляя комментарий. Такая ситуация долгое время всех устраивала. Но в мире что-то поменялось, и сейчас сложно сказать, что большая часть сообщений в ленте «доставляет удовольствие». Соцсети стали главным полем для публичных дискуссий, и ставить лайки под новостью об очередном абсурдном законопроекте, статьей о разрушенных памятниках ИГИЛ или проблемах детей-сирот как-то не поднимается рука. Странно смотрятся и лайки под постами знакомых о том, что кого-то выселили или уволили, а у кого-то заболела кошка.

Доктор Ларри Розен, специалист по психологии взаимоотношений с технологиями считает: «Чрезвычайно странно, что единственным вариантом является одобрительный большой палец. Это очень неоднозначный символ. Должен же быть еще какой-нибудь нейтральный способ сказать: «Я обратил на тебя внимание», — но его там нет».

Значит ли это, что с появлением кнопки Dislike фейсбук наполнится тленом и из него пропадут фотографии c котами и детьми? Вряд ли. Просто спектр реакций на посты будет чуть шире, и больше не нужно будет переживать, что кто-то интерпретирует ваш лайк как проявление злорадства, расизма или сексизма. Может быть, это и не последнее нововведение. The Guardian привела аж 12 вариантов кнопок, расширяющих палитру реакций: «Ты вообще в порядке, а?», «Эмоциональный шантаж», «Кликбейт», «Ваш ребенок выглядит точно так же, как и все другие дети», «Пап, очевидно же, что это утка» и т.д.

Ошибка в тексте
Отправить