перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Call of Duty: Ghosts — ничего нового, и это хорошо

Андрей Подшибякин объясняет, почему отсутствие существенных нововведений в очередной Call of Duty — главная ее ценность.

Технологии
Call of Duty: Ghosts — ничего нового, и это хорошо

С первого же дня своего существования Call of Duty: Ghosts отметилась в небольшом жульничестве: ее авторы заявили, что в первый день продаж заработали миллиард долларов. Быстро выяснилось, что не выиграли, а проиграли, и не миллиард, а несколько меньше — на миллиард отгрузили копий в розницу, а сколько из этого было на самом деле куплено в первый день, издательство Activision не сообщает. Тем не менее о заработанном миллиарде уже успели раструбить не только скорбные умом переводные сайты, но и вполне приличные новостные каналы — для Ghosts было важно хотя бы в массовом сознании (раз уж в реальности явно не получилось) победить недавнюю GTA V в качестве самой кассовой премьеры года, — не только среди видеоигр, но и вообще в любом развлекательном формате.

Этот небольшой, но эффективный PR-мухлеж не стоил бы отдельного упоминания, не отражай он с такой точностью место Call of Duty в современной массовой культуре. Среди много и активно играющей публики серию принято презирать — из года в год, дескать, все одно и то же (что, в общем, недалеко от истины); критика высокомерно замечает, что маловато инноваций (то есть, иными словами, из года в год все одно и то же); случайные прохожие думают, что провалились в пространство неизвестного фильма Майкла Бэя: орбитальные кинетические бомбардировки! захват самолета на лету! взрыв нефтяной платформы! еще взрывы! и еще! Ghosts важно быть первой не только в продажах, но и в накале страстей — быть блокбастернее любого блокбастера, громче любого киношного Dolby Digital. И если использовать для этого стыдноватые и детсадовские методы, то ничего страшного.

(В скобках нужно заметить, что сценарий Ghosts написал автор «Трафика» и режиссер «Сирианы» Стивен Гейан; по игре очень видно, как долго он сдерживался в скучных голливудских рамках и как ему все это время хотелось рубить сплеча. Таких мощных драматических поворотов с участием овчарки мировая культура не знала со времен «Ко мне, Мухтар!»).

Общим местом в обсуждении любой из Call of Duty стал такой момент: по сути, это два продукта на одном диске. Сюжетная кампания — слегка интерактивный и ужасно дурацкий фильм от первого лица на четыре-пять часов. И многопользовательская надстройка — бесконечная мясорубка, выстроенная по на первый взгляд простой, но на самом деле дьявольски закрученной схеме. В получасе игры всегда маячит новый уровень, а с ним — новый автомат, новый прицел или новое спецумение; вырваться из этого колеса сансары практически невозможно. В теории всем конкурирующим разработчикам должно быть понятно, как конструировать такие вещи, на практике ничего аддиктивнее Call of Duty в этом смысле не существует. Интересно еще, что в конечном итоге новые автоматы выполняют более или менее косметические функции: выигрывает тот, кто лучше знает карты, у кого лучше реакция и кто понял психологические особенности соперников. Играть лучше всего с холодной головой: не мельтешить без надобности, не мчаться мстить на место собственной недавней гибели и всегда, всегда кидать светошумовые гранаты перед входом в помещение.

Непонятно, то есть какими словами вообще говорить о новой Ghosts. Да, это, судя по всему, начало новой трилогии (Call of Duty: Modern Warfare 1–3 уже закончились, параллельная экспериментальная серия Call of Duty: Black Ops вообще о другом). Да, играть, как и в случае с недавней Battlefield 4, лучше будет на вскоре выходящих приставках нового поколения. Да, из года в год одно и то же и, как выражаются в определенных кругах, «значение для индустрии — 0». Но в видеоиграх больше нет таких констант: очередной ноябрь — очередная Call of Duty, снова не спать ночами и набивать многопользовательский рейтинг «Prestige» под страшный мат союзников и соперников на десяти языках. Мы меняемся, приставки меняются, игры меняются — Call of Duty не поменяется никогда. Это очень большая редкость и очень на самом деле ценная штука.

Ошибка в тексте
Отправить