Брюс Стерлинг: «Надеюсь, никого хотя бы не начнут на крестах распинать»
В Москве по приглашению «Стрелки» побывал Брюс Стерлинг — писатель-фантаст, один из отцов-основателей киберпанка, во многом предсказавший тот мир, в котором мы живем. Андрею Подшибякину он рассказал, чем «интернет вещей» похож на Священную Римскую империю и почему нас ждет эпическая война корпораций
- Если мы посмотрим на научную фантастику последних десятилетий, то выяснится, что киберпанк оказался ближе всех к тому будущему, в котором мы в итоге живем — генетические модификации продуктов, клонирование, интернет; мы сейчас в карманах носим суперкомпьютеры NASA десятилетней давности. Вы предвидели такой поворот событий?
- Да я-то ладно, вот Джеймса Балларда (британский прозаик, автор «Автокатастрофы» и «Детей миллениума». — Прим. ред.) в сегодняшней жизни очень много и с каждым днем становится все больше. Мы все на него ориентировались всегда, весь киберпанк ему многим обязан — причем не технологическим делам, а новым психологическим парадигмам, к которым сейчас приходит человечество. Но, вообще, я все чаще вижу в реальности отголоски Уэллса и Жюля Верна — вот это интересный момент.
- О психологии — она же ведь резко и радикально меняется под влиянием технологий, я вот с вами селфи сделаю сразу после интервью. Это еще пять лет назад было бы немыслимо.
- Это естественный процесс, наши дедушки тоже быстро адаптировались к индустриальной революции, а наши отцы — к постиндустриальной. Но любопытно, конечно, как стремительно происходит сейчас эта адаптация. Даже старики селфи делают!
- Тут дело и в самих технологиях — они развиваются быстрее, чем когда бы то ни было в истории. Как вы думаете, закон Мура (согласно которому производительность компьютеров будет удваиваться каждые полтора года. — Прим.ред.) имеет какие-то пределы? И что за этими пределами?
- Я этим интересовался, да, и выяснил, что закон Мура — просто маркетинговое заклинание Intel и Microsoft. Никто не проверяет, правда это или нет, но он так глубоко сидит в массовом сознании, что вы наверняка думаете — ну да, надо каждый год выпускать новые материнские платы, ставить на них более мощные процессоры, ставить новую Windows и так далее. Но вы уже не задумываетесь, что закон Мура давно обойден — например чипсетами для планшетов и телефонов. Они намного меньше, их производительность тоже намного ниже компьютерной, и никакого двукратного роста за год там не бывает — с мобильными закон Мура не работает. Ну и плюс мобильные процессоры дешевле и потребляют меньше энергии — и в итоге планшеты и телефоны вытесняют настольные компьютеры со страшной скоростью. Это вот расплата за байки про закон Мура! Уже и продажи ноутбуков падают — смартфоны просто на наших глазах уничтожают этот рынок. Вообще, забудьте про мощные процессоры — они человечеству больше не нужны, если не говорить о научных разработках. Облачные сервисы, сеть и телефон — вот все, что вам нужно для работы и развлечений. Это, кстати, очень новое веяние. Очень 2020-й!
- «Интернет вещей» и iBeacon-маяки, работающие через блютус, тоже ведь остромодная вещь. Вы как к этому относитесь?
- Я, так уж вышло, большой апологет этой истории. Но тут нужно учитывать, что конкретно технология iBeacon — разработка Apple, завязанная на будущую экосистему умного дома; и часы, кстати, туда же. И, соответственно, это отражение философии Apple — полного вертикального контроля за всеми действиями пользователя и разработчика. То есть ни с какими другими экосистемами iBeacon нормально работать не будет. Но это не единственная система маяков, есть и будет много других. Интересно: у Apple столько витальности в том, что они делают, но при этом огромные регионы их просто не интересуют как бизнес.
- Россия, например.
- Да, здесь это для богатых чуваков. Так вот, Apple сейчас хочет, чтобы все бегали и развешивали везде iBeacon; то есть они, по сути, приватизировали название общедоступной технологии. Называть любой блютус-маяк iBeacon — неправильно.
- Хорошо, а как правильно?
- А правильно так: в самое ближайшее время начнется эпическая битва между производителями подобных инструментов! Вокруг них вьются инвесторы, более чем готовые вгрохать сотни миллионов долларов в любую proximity-технологию, хотя бы теоретически способную принести прибыль. И, за исключением Apple, которая такой технологический одинокий волк, все другие игроки на этом рынке — консорциумы мелких и средних команд. Они собираются вокруг определенных технологических и коммерческих решений, и они при этом не просто конкурируют друг с другом по цене или качеству — они хотят разорвать друг друга! Они хотят сделать друг друга нерелевантными.
- Так это же здорово.
- В целом да, но такой подход привел к их нынешнему состоянию Facebook, Microsoft, Google и Amazon. Каждый из них воспринимает всех остальных как еретиков! Они все занимаются разным: Google продает наблюдение (за своими пользователями. — Прим. ред.), Microsoft продает операционные системы, Apple продает интегрированную экосистему, Facebook — социологию, Amazon — покупки и доставку; и каждый из них считает, что его бизнес — это самое важное в жизни пользователя, а все остальное нужно просто раздавать бесплатно!
- Что, очевидно, не так — все их продукты так или иначе дополняют друг друга. Вы же это имеете в виду?
- Да нет, я и правда думаю, что они еретики. Как, знаете, борьба католиков с православными и всех их с мусульманами — происходит именно такой тип эпической битвы. Не в смысле «мы лучше, чем вы», а в смысле «вас вообще не должно быть». Мне кажется, хорошая метафора для «интернета вещей» — Священная Римская империя; как бы Евросоюз своего времени. Снаружи все выглядит чинно и мирно, но стоит копнуть поглубже, как вскроется адский политический, экономический и религиозный бардак. Надеюсь, никто хотя бы не начнет никого на крестах распинать.
- А как тогда все это, на ваш взгляд, закончится? Или продолжится?
- Взгляните на обычный интернет — совсем недавно он был тишайшим мирным местом, которым пользовались в основном в научных целях. Сегодня у нас есть кибервойны, киберпреступления, «Китайская стена» — короче, та самая эпическая битва. Добавьте сюда физическое измерение и добавьте новые возможности «интернета вещей» — а в нем ведь можно много заработать и много потерять, — и получите представление о том, что нас ждет.
- Давайте чуть на землю вернемся. Каким вы видите практическое развитие «интернета вещей» в ближайшие годы?
- На самом деле, «интернет вещей» — не совсем корректный термин, потому что, в отличие от обычного интернета, он служит не только для определения вещей. Правильнее было бы говорить «мотивация вещей»; у меня есть диаграмма целая, там перечислено пять или шесть отраслей, где на «интернете вещей» можно заработать сумасшедшие деньги. Вот смотрите: медицина, ну это понятно; лайфстайл — это про покупку всякого говна; «умные дома» и «умные города», тяжелая индустрия, big data, да много всего, список можно дальше продолжать.
- Моя компания сейчас будет устанавливать iBeacon в один из московских музеев, это позволит посетителям моментально получать много дополнительной информации об экспонатах на свои смартфоны…
- Да-да, я много общаюсь с людьми искусства. Там такая штука — технологии начинают постепенно проникать в музеи, и благодарить за это надо новое поколение молодых кураторов. Они приходят в музеи и такие: «Какого черта? Почему тут какие-то пыльные таблички? Давайте развесим везде QR-коды!» В Москве, блин, куда ни плюнь — QR-код! Все ими заклеено!
- И никто ими не пользуется.
- Ну, слушайте, кто-то от этого все равно в выигрыше — например люди, которые их везде развесили. Это же дешево, вам вообще ничего не нужно, кроме сайта и смартфона. Хотя да, я согласен, никто QR-кодами не пользуется — и при этом на рынке примерно полсотни компаний, которые ими активно занимаются и вкладывают туда большие деньги. Они, правда, разоряются сейчас одна за другой — так часто бывает, когда технология не взлетает.
- По идее, при помощи «интернета вещей» можно облегчить жизнь иностранным туристам в Москве — разместить, например, маяки, привязанные к соответствующим приложениям, на памятниках, или в метро, где все написано кириллицей.
- А вы уверены, что ваш город хочет быть дружелюбным к иностранцам? Не все города хотят. В Барселоне вон против туристов уже демонстрации проходят. Там же Airbnb уничтожил всю городскую экосистему — чуть ли не 80% жителей просто сдают квартиры туристам и уезжают. Гостиницы разоряются из-за этого! И в квартирах живет кто попало; хозяева часто даже в лицо не знают своих постояльцев. А Венеция, а Лондон?! Людей просто массово выживают из квартир, потому что иностранцы скупают все подчистую. Это, вообще-то, опасно — они опустошают города. Рано или поздно они все продадут и купят, и что дальше? Одни туристы останутся?
- Я не думаю, что в этом виноваты технологии — это же людская натура так работает, разве нет?
- В каком-то смысле да — вы вот видели, как зимой выглядят куроротные города? Это же просто скелеты. То есть многие люди привыкли жить в таком формате, но когда такие вещи быстро распространяются на столицы — вот это уже жутковато, и одной людской природой это не объяснить. Текстура города, любого крупного города, в равной степени образована местными и туристами — и сильный перекос в сторону последних неизбежно города убьет.
- Довольно мрачная картина.
- В обычном интернете это уже все произошло — теперь добавится физическое измерение. Философия разрыва и уничтожения конкурентов вместо нормальной конкуренции — это и не может не быть мрачным; если ты живешь на разрыв, то от разрыва и умрешь. Мрачно звучит?! Ну извините, соскочить не получится.