Битва за панель: какими будут развлечения в машине
«Воздух» пытается представить, какие радости ждут водителей в так называемых connected cars — машинах с интернетом, голосовыми помощницами и App Store на приборной панели.
В феврале компания «Тойота» отозвала почти два миллиона своих электро-бензиновых «Приэсов». Причина — баг в системе, вызывающий остановку машины во время движения. Если бы «Приэс» был телефоном, ошибку бы исправили и прислали обновление по интернету. Отчасти в этом и есть смысл connected cars — подключенных к сети автомобилей, в которых играет Pandora, за штурмана Google Maps и, когда надо, все обновляется. Считается, что через каких-то пять лет таких машин с доступом к App Store будет 60 миллионов (сейчас их примерно ноль). Вопрос, как обычно, в том, придумает ли Apple айфон и в этой области.
Автомобиль — это по-прежнему разговор на языке технических спецификаций: объем двигателя, скорость, разгон до ста в час, расход топлива, управление, эксплуатация и прочие детали из кинофильма «Тачки». Единственное более или менее человеческое, что тут можно сказать, — цена и внешний вид. Вряд ли кому-то приходит в голову обсуждать, в какой машине интереснее проводить время, — так же странно когда-то казалось, что в телефоне может быть еще, скажем, цветной экран. При этом понятно, сколько часов в день по дороге на работу и обратно приходится слушать радио (а сначала вообще разобраться, как его включать). Есть еще один не самый очевидный вопрос: чем заняться водителю, когда выйдут обещанные к 2020-м годам самоуправляемые машины Google или BMW.
Репортаж о слепом водителе — первом пользователе гугловской самоуправляемой машины
Ситуация, как сообщают нам заскучавшие по революциям техблогеры, напоминает состояние мобильных телефонов середины нулевых. Интернет в устройства более-менее уже пришел, сопутствующие чудеса — еще нет. Какой «Кайен» ни возьми, его мультимедийный софт и интерфейс устаревают уже на конвейере. Если говорить о развлечениях в машине, то почти везде или тачскрин с полосой прокрутки (см. мультимедийную систему Etune той же «Тойты»), или похожий на телепульт приемник с Дэвид-Линчевским сценарием использования. Даже встроенный в электрическую Tesla — вот уж, казалось бы, передний край технологий — 17-дюймовый планшет продолжает, похоже, традицию всех этих интуитивно непонятных приборных панелей.
Видео о том, что умеет Tesla Touchscreen, главная панель управления в самом обсуждаемом электрокаре последних лет
Возможно, кого-то в пробке спасают «Разговорчики» яндексовских карт и другие приложения в телефоне, но разработчики предлагают представить, что машина — это тоже в некотором роде мобильное устройство. Поскольку важнее всего безопасность за рулем, самый очевидный способ взаимодействовать с бортовым компьютером — через голосовое управление. Кажется, первыми за дело взялись Microsoft и Ford, которые лет семь назад создали систему автомобильного инфотейнмента Sync, объединяющую приборную панель и тачскрин, кнопки на руле, телефон (или айпод) в единое целое. Sync позволяет водителю так или иначе разговаривать с машиной, магнитолой и списком контактов, не отвлекаясь от дороги (местную голосовую помощницу, отвечающую на команды пользователя, зовут, как это ни удивительно, Самантой). Sync, правда, ставят только на форды, система обходится в дополнительные 400 долларов, кто-то жалуется на ее ненадежность, кто-то — на систему обновлений (не по интернету, а через USB), продраться сквозь номенклатуру ее версий тоже не очень просто.
Реклама голосового распознавания в плеере Ford Sync
Помимо Microsoft над аналогичными автомобильными системами работает несколько компаний поменьше (Aha, QNX и прочие), но все это похоже на узкоспециальные эксперименты, и успех их может оказаться под вопросом, когда в машине появится более или менее привычный рабочий стол Android или iOS. Между тем на прошедшей выставке «CES» компания Google объявила о запуске программы Open Automotive Alliance совместно с Audi, General Motors, Honda, Hyundai. Они займутся проектированием воображаемой Android for Cars, платформы автомобильного инфотейнмента, которая через сколько-то лет запросто может стать мировым стандартом (ранее, напомним, Google организовал альянс производителей мобильных, и во многом благодаря этому предприятию Android теперь — самая популярная операционная система). Первые андроидные машины должны появится в этом году, хотя вот у Audi уже есть довольно спорный андроидный планшет, служащий водителю немного приборным экраном, немного браузером, подключенным к сверхскоростному интернету.
Наконец, в этом месяце свой центр развлечений под названием CarPlay показала Apple. Речь идет только о разновидности iOS, адаптированной к потребностям водителя. CarPlay — это чистый и знакомый по мобильным устройствам интерфейс, привычные приложения в разумном количестве (карты, Spotify, сообщения, телефон), прокачанная Siri, сенсорный экран плюс привязка к физическим кнопкам на руле. Главное, что без айфона (5, 5c или 5s), который тут играет роль главного компьютера, система не имеет смысла. Не совсем ясно, хорошо ли распознает голосовые команды обновленная Siri и что там с этими многострадальными картами, но, если судить по картинкам и обзорам, очевидно, что CarPlay — пока что самая удачная попытка перенести накопленный опыт взаимодействия с компьютерами в машину.
Тизер эппловской системы развлечений CarPlay для «Вольво»
Первые модели с эппловской системой должны выйти в этом году у «Вольво», «Феррари» и «Мерседеса». Самое странное в истории с CarPlay в том, что Apple не следует своему обычному принципу разрабатывать и софт, и устройство для него самостоятельно. То есть за сенсорный экран системы и его интеграцию с машиной сейчас отвечают автопроизводители. Как пишет известный блогер Джон Грубер, эта интеграция у «Вольво» выглядит неплохо, у «Феррари» плохо (и кто вообще, черт побери, покупает эти феррари), у «Мерседеса» как-то совсем никак — «будто купленный за 50 долларов в аптеке планшет с Android взяли и приклеили к приборной доске». Нужно быть очень смелым предсказателем, чтобы предположить, что рано или поздно Apple сделает машину или как минимум особый айпад для нее. Но любители аналогий в каждом посте на эту тему вспоминают телефон-неудачник Rokr, который Apple в 2005 рискнула выпустить совместно с Motorola. После этой затеи Джобс решил все-таки делать телефон сам, а когда этот телефон вышел, все, как известно, круто изменилось.