Прозрачный самолет и платье из дыма: как устроен музей вещей будущего
В Париже с гастролями побывал популярный калифорнийский поп-ап-музей Autodesk Gallery, посвященный вещам и технологиям будущего. «Воздух» прошел по выставке вместе с ее куратором и изучил экспонаты.
Платье из дыма
Джейсон Медал-Кац, куратор Autodesk Gallery: «Это концепт-платье, работа очень талантливого датского модельера Анук Виппрехт. Отличный пример того, как современные технологии врываются в мир моды. В него встроены сенсоры, и если вы приближаетесь к обладательнице платья слишком близко, платье начинает светиться и испускать дым. У Анук, кстати, есть еще одно — оно, когда к нему приближаешься, становится прозрачным. Платье напечатано при помощи 3D-принтера из особого синтетического материала, близкого по свойствам резине; есть более и менее жесткие элементы. Фактически оно так же «сшито» на конкретную девушку-модель, как и в былые времена, только теперь мерка снята при помощи 3D-сканирования. Возможно, в будущем платья будут печатать именно так».
Башня Hypergreen
Джейсон Медал-Кац: «Это концепт-башня архитектора Жака Ферье, идеальный «зеленый» небоскреб. Использованы новейшие легкие типы железобетона, весь небоскреб окутывает что-то вроде тонкой сетки, внутри которой солнечные панели и открытые сады. Причем в эту структуру встроены водосборники, накапливающие дождевую воду, которой питаются сады. Да, это, в общем, бумажная архитектура, но одновременно — полигон для отработки самых передовых технологий, которые Ферье использует уже в реальных заказах».
Госпиталь-конструктор
Джейсон Медал-Кац: «Спроектированное французской архитектурной компанией Brunet Saunier здание больницы, которое может меняться внутри как угодно. В обычной больнице всем помещениям жестко приписаны функции: это операционная, здесь лежат больные и так далее. На самом деле это не очень удобно — здания больниц живут десятилетиями, за это время все может поменяться: количество больных, специализация клиники, да мало ли. В этой модели, вдохновленной кубиком Рубика и лего, помещения можно довольно легко менять — делать больше, меньше, другой конфигурации. Все детали продуманы: например, отличные LED-лампы с мягким светом или увеличенные дверные ручки, спроектированные так, чтобы их удобно было открывать локтем: у санитаров часто заняты руки. Это реальный заказ — Marne-La-Vallée Hospital Center во Франции».
Ручка-робот
Джейсон Медал-Кац: «Модель, показывающая, как в будущем — да и уже сейчас — может происходить взаимодействие робота с человеком. Здесь на тачскрине мы выбираем паттерн, можно выбрать количество линий и их толщину, заштриховать нужное количество, и робот нарисует их обычной ручкой на заданном квадрате. Довольно красиво, кстати, получается, настоящее искусство. Он иллюстрирует важную идею: раньше роботы могли выполнять одну функцию раз за разом, 5 миллионов раз за свою жизнь. Роботы нового поколения могут делать одно, потом другое, потом третье. На самом деле это новая жизнь ремесла: точно такой же робот может заниматься, скажем, вырезанием по дереву».
Складной каяк
Джейсон Медал-Кац: «Это проект мечты калифорнийского дизайнера Антона Уиллиса. Он увлекается плаванием на каяке, но в какой-то момент обнаружил, что ему просто негде его хранить: в его маленькую квартирку каяк не помещался. В результате он стал изучать искусство оригами и после долгих опытов и десятков моделей сделал складной каяк. Очень прочный, невероятно легкий, складывается фактически в большую папку. Его можно даже в самолет брать. Собрал денег на Kickstarter и теперь ими торгует. Что бы он делал со своим хобби раньше? Да ничего. Ни одна фабрика такое бы делать не взялась. Это сплав старинного ремесла — оригами тысяча с лишним лет — и современных технологий: каяк сделан из прочнейшего полипропилена. Ну и вся инженерная часть просчитана и разработана на компьютере, понятное дело, для этого ничего не нужно, только ноутбук и софт».
Кроссовки Nike
Джейсон Медал-Кац: «Еще один пример
того, как технологии внедряются в мир обычных вещей. Это кроссовки популярной
модели, но не совсем обычные. Мы делали ресерч вместе с Nike — у них
громадная исследовательская лаборатория, как вы, возможно, знаете. В частности,
они делали кучу тестов вместе с лучшими спортсменами мира — обвешали их
сенсорами и заставляли бегать, прыгать и так далее. Собрали море данных, и
мы потом делали визуализацию — виртуальную параметрическую модель человека, где
видно, как работает каждая мышца, что с чем связано при беге, ходьбе и так далее.
Потом они на этой модели отрабатывали разные версии кроссовок, сразу видно,
что меняется, когда используешь такой материал или сякой, форму и так далее.
Как делаются обычные кроссовки? Верхняя их часть вырезается из, допустим,
плоского куска кожи, который потом формуется работниками фабрики на специальной
болванке. А эти кроссовки, по сути, напечатаны на громадном промышленном 3D-принтере. Точнее, связаны: они
сплетены из синтетических нитей. Преимуществ куча: все делают роботы, люди
вообще не участвуют, никаких отходов! То есть вообще. Nike — невероятно успешный производитель: делают
500 миллионов пар обуви в год. На земле всего 7 миллиардов людей живет,
напомню».
Биодизайн The Living и самолет будущего
Джейсон Медал-Кац: «Это удивительный проект Дэвида Бенджамина и его фирмы The Living, который много лет работает на стыке биологии, архитектуры и дизайна. В частности, он исследовал структуры, которые создают бактерии, — разные бактерии способны создавать и гибкие, пластикообразные штуки, и жесткие, как кирпичи. Потом они это моделировали в софте, перебирая буквально десятки тысяч комбинаций, чтобы добиться заданного сочетания, допустим, легкости и гибкости. Дэвид говорил, что то, что получилось, ни одному дизайнеру — равно как и инженеру — в голову не могло бы прийти.
Параллельно Airbus
разрабатывал концептуальный самолет
будущего. И в частности, они придумали, что фюзеляж должен быть из такого
материала, который способен менять освещенность — становиться полупрозрачным
или даже полностью прозрачным, чтобы можно было смотреть по сторонам, или
полностью непрозрачным, когда пассажиры ложатся спать. Мы их свели с Дэвидом, и
теперь они работают над вот этим безумным самолетом будущего. Когда-нибудь мы в
таких будем летать».
3D-принтер Autodesk
Джейсон Медал-Кац: «Это прототип будущего 3D-принтера Autodesk, названия у него еще нет, он работает на технологии Digital Light Processing. Заряжается чем-то вроде особенной резины, которая отвердевает, когда на нее светишь лазером, — и вот так медленно, слой за слоем, вырастает то, что вы хотите напечатать. Удобна эта технология тем, что скорость зависит только от высоты модели: простую и очень сложную штуку, или даже три таких, он печатает за одно и то же время. Стоить будет где-то в районе 5000 долларов, хотя официальной цены пока нет».
Карл Басс, президент Autodesk: «Вообще, тема домашних 3D-принтеров слишком раздута. Никто особо, поверьте мне, не жаждет установить дома такую конструкцию и печатать всякие штуки из пластика. Нет такого запроса. У меня по работе 3D-принтер стоит дома вот уже 10 лет, и все это время семья мечтает, чтобы я от него избавился. Шумный, воняет расплавленным пластиком... Другое дело — промышленное использование. Вот за этим действительно будущее. Сейчас все упирается в материалы. В принтер, подобный нашему, можно будет загружать любые полимеры, экспериментировать с ними, подбирать свойства. На более сложных устройствах уже сейчас можно печатать металлические болванки. Представьте, как изменится промышленность, когда все это распространится. Наш бизнес — это не принтеры, а софт для 3D-моделирования, а эти устройства — они просто должны помочь раскачать волну 3D-печати. Так же, как смартфон Nexus для Google был прежде всего рекламой Android».
Эргономичная жаровня
Джейсон Медал-Кац: «Возможно, вы не в курсе, но два миллиарда человек в мире готовит на открытом огне — в Африке, Азии, отчасти Латинской Америке. И два миллиона в год умирает от токсинов, которые вдыхают с дымом. Это большая проблема, с ней много кто работает. И вот это — экспериментальная жаровня, которую сделала американская компания Biolight. Работает она на чем угодно: дровах, мхе, угле, неважно. Жар приводит в действие вентилятор, который раздувает огонь, — в результате все горит быстрее и эффективнее. И на 94% чище. Они очень много с этим возились, делали кучу прототипов, 3D-типирования, меряли эффективность. Понятно, что просто сделать такую штуку недостаточно, ее еще надо продать. Надо, чтобы люди, которые привыкли готовить, условно говоря, в железной бочке, смогли ее купить. Денег у них немного, да и вообще непонятно зачем. Но! У них почти у всех есть мобильники, которые зачастую негде подзаряжать. И Biolight встроил сюда еще и зарядное устройство, которое вырабатывает электричество от энергии огня. И у всех сразу появился повод купить это себе. Плюс дизайнеры сделали версию для Европы и Америки — стоит в районе ста евро и вполне пользуется спросом: эффективная жаровня с USB-зарядкой, почему нет. В Африке, конечно, за эти деньги ее никто не купит, там они чуть проще, дешевле плюс их субсидируют правительства и разные НКО».
Тату-робот
Джейсон Медал-Кац: «Фактически это простейший 3D-принтер, встроенный в татуировочную машинку. Пока что они делают довольно простые рисунки, но делают! Здесь можно в реальном времени наблюдать, как это устроено. Есть видео, как при помощи этой штуки набивают реальные татуировки».
Наушники Ора Ито
Джейсон Медал-Кац: «Это линейка продуктов дизайнера Ора Ито — чехлы, наушники и прочее. Все это сделано при помощи 3D-моделирования, сам Ора Ито называет свой подход simplexity (от англ. «простота» и «сложность». — Прим. ред.): очень сложный в производстве дизайн, который в результате выглядит очень просто».
Проект здания сан-францисского Музея современного искусства (SFMOMA)
Джейсон Медал-Кац: «Так будет выглядеть новое здание сан-францисского Музея современного искусства, авторы — норвежское архитектурное бюро Snøhetta. С виду это обычный железобетон, но, конечно, это не так — он был бы слишком тяжелым, и удержать его стоило бы непомерных денег. На самом деле фасад собран из более чем 700 усиленных арматурой полимерных панелей, каждая из которых уникальна. Потом они сплавлялись воедино, причем неподалеку, в мастерской Kreysler & Assoсiates, которые занимались, в частности, фильмом «Возвращение Джедая». Получился очень устойчивый к влажности фасад (а там ведь очень влажно, рядом залив), ну еще он сейсмоустойчив и так далее».
Самовозводящиеся здания
Джейсон Медал-Кац: «В природе на молекулярном уровне много чего собирается в более сложные структуры само. Можно ли представить, что в будущем здания сами будут собирать себя из кирпичей? Вот два исследователя из MIT сделали такой проект: тут в каждом флаконе набор элементов, представляющих разные типы вирусов, или белков. Если флакон потрясти, то при должном усердии и правильном приложении силы они сами соберутся в шарик. Кстати, могут и не собраться, если какой-то элемент застрянет, такое и в природе происходит. Чем этот маленький трюк любопытен? Во-первых, тем, что сделать его стало возможным только сейчас — точность подгонки всех элементов достигается только компьютерным моделированием и последующей 3D-печатью. Сделать их руками или как-то вырезать лазером было бы невозможно. А во-вторых, возможно, в будущем так будут собираться какие-то конструкции (например, в условиях близкой к нулю гравитации). Ну и чем черт не шутит, может, когда-нибудь так и города будут строиться».