Atari, ZX Spectrum, «Электроника»: путеводитель по выставке компьютерных игр
В «Политехе на ВДНХ» открылась выставка об истории компьютерных игр «Игровая станция МКИ». «Воздух» рассказывает — и показывает — что там можно увидеть и во что поиграть.
APF TV Fun
Пожалуй, самый ценный экспонат выставки — находящийся в отличном состоянии американо-японский клон домашней версии Pong, первого видеоигрового хита в истории (оригинал стоит рядом под крышкой, но поиграть в него, к сожалению, нельзя — то же можно сказать о Magnavox Odyssey или Fairchild Channel F, важнейших игровых устройствах начала семидесятых). Несколько режимов игры, разная скорость, разный размер «ракеток» — все трогательные переключатели работают, и их можно покрутить. APF TV Fun начали выпускать в 1976 году, и промдизайн консоли неотъемлемо связан с соответствующим периодом: мягко вращающиеся ручки джойстиков, похожая на автомобильную панель форма консоли, отделка «под дерево». Рожденные в нулевые просто обязаны поразиться тому, что за одну черно-белую игру, встроенную в консоль, люди платили страшные деньги.
ZX Spectrum
Отдельная часть экспозиции посвящена играм на персональных компьютерах — но в плане железа ловить здесь особенно нечего: это ориентированный на ностальгию набор хитов из девяностых («Dune 2», «Worms» и прочее), представленный на стандартных PC с мониторами на электронно-лучевых трубках и бежевыми системными блоками. Исключение — стоящий в углу красавец ZX Spectrum, главная звезда британского бума персональной электроники восьмидесятых (кстати говоря, игры и прочий софт для Спектрума выпускаются энтузиастами и по сей день). Экзотики здесь хоть отбавляй: от характерной цветовой гаммы изображения до софта на кассетах с магнитной лентой и совершенно безумной раскладки на клавиатуре. На экране игра из ключевой для Спектрума серии Dizzy — революционного для своего времени синтеза платформера и жанра adventure.
Nintendo Entertainment System
Представители «Музея Советских Игровых Автоматов», курирующие выставку, рассказывают, что ее появление многим обязано многочисленным жалобам посетителей музея на отсутствие игр «для Денди» в его экспозиции. Пиратский клон японской Famicom (консоли, ответственной за рождение видеоигровой индустрии в том виде, в котором мы ее знаем сейчас) на выставке тоже присутствует — разумеется, из соображений единства этики и эстетики в приставку воткнут китайский картридж формата «100-в-одном». Гораздо больший интерес представляет североамериканская версия Famicom — Nintendo Entertainment System, она же NES, чье название на несколько лет стало в США метонимом для обозначения видеоигр как таковых. Возможно, несколько минут игры в «Super Mario Bros. 3» на оригинальной приставке помогут кому-то понять, что компания Nintendo ответственна не только за ряд важнейших игровых серий, но и за первый консольный опыт целого поколения россиян.
Atari 7800
В нескольких метрах от одной из самых успешных консолей в истории, Atari 2600 (она же Atari VCS), стоит гораздо более грустный экспонат – ее прямой потомок, Atari 7800. Если бы 7800 вышла тогда, когда американский электронный гигант запланировал изначально, в 1984-ом, на следующий год после убийственного обвала рынка видеоигр, то, вполне вероятно, ей удалось бы стать лидером продаж: 7800 была крайне неплохим предложением по соотношению уровня графики и цены и представляла очень известный бренд — к тому же родной, американский. Но ворвавшиеся на рынок японцы — сначала Nintendo, а затем и Sega — буквально создали новый порядок: следующий десяток лет игровое железо отождествляется только с Японией.
Портативные игры «Электроника»
Под брендом «Электроника» в перестроечном СССР выпускалась масса вещей — от калькуляторов до радиоприемников. Однако если спросить посетителей игровых сайтов родом из Европы и Северной Америки о том, с чем ассоциируется у них это слово, ответ будет однозначным: «Электроника» — это советские копии устройств Game & Watch (производившихся Nintendo предтеч современных портативных консолей). Отдельный раздел портативок, посвященный Game Boy, Game Gear и их потомкам вроде PSP и Nintendo DS, на выставке отсутствует, так что несколько прямоугольных пищащих устройств (явным лидером по популярности среди которых является сделанная с использованием персонажей «Ну, Погоди!» «Волк и яйца») стоят здесь особняком. На выставке присутствует еще один прибор под маркой «Электроника»: это снова клон Pong, c крайне неожиданным управлением.
Atari Jaguar
На выставке представлено множество странностей родом из первой половины девяностых, одного из самых диких периодов в истории игрового железа: здесь и гигантская дорогущая коробка Neo-Geo AES, ориентированная на порты аркадных игр, и считывающая игры со специальных карт Turbografx-16, и поистине культовая Sega Saturn с ее трагическим ореолом, и претендовавшая на роль мультимедиа-центра 3DO — но поиграть во все перечисленные консоли нельзя (в отличие от хорошо знакомых Sega Megadrive и Super Nintendo Entertainment System). Зато можно взять в руки невообразимый (17 кнопок!) контроллер последней приставки, выпущенной Atari, — Jaguar. Слишком дорогая, со сложной архитектурой, да еще и этот контроллер: судьба Jaguar была предрешена еще в момент выхода на рынок — несмотря на наличие в ее библиотеке «Wolfenstein 3D» (в который как раз можно поиграть на выставке).
Nintendo 64
В конце девяностых российский консольный рынок практически полностью принадлежал первой Sony Playstation (разумеется, она тоже представлена в экспозиции) — поэтому последняя серьезная консоль для дома, использовавшая в качестве носителя картриджи, может показаться чем-то новым даже для бывалых геймеров. Главный интерес здесь снова представляет контроллер: подобный дизайн с тремя отростками впоследствии не использовали даже сами Nintendo — а вот аналоговые джойстики, без которых сейчас невозможно вообразить не только домашние консоли, но и портативки, обязаны своей распространенностью именно N64.
Nokia N-Gage
Отдельный стенд с телефонами не отличается большим разнообразием или наличием каких-то особенных редкостей — но на N-Gage, ныне полузабытый вестник синергии телефонного и игрового рынков, стоит обратить пристальное внимание. Это уникальный аппарат: лишенный какой-либо эргономики (для замены карточки с игрой необходимо было вынимать батарею); не слишком удобный ни в роли телефона, ни в роли портативной консоли; попросту не очень красивый (особенно по сравнению со стоящими рядом с ним другими аппаратами из семейства Nokia) — и тем не менее фактически предвосхитивший повсеместность телефонов как игровых устройств за несколько лет до открытия App Store.
Ouya
Несколько лет назад в околоигровой журналистике возник новый термин «микроконсоль» — он описывает устройства, которым для функционирования необходим телевизор или другой дисплей, но при этом их процессорная мощь лишь слегка выше таковой у быстрых планшетов (соответственно, это приводит к маленьким размерам приборов — отсюда и приставка «микро-»). Ouya (читается «Уйа») — самый известный представитель мироконсолей на рынке: это не только символ всего хорошего (доступность, простота архитектуры) и плохого (малая мощность, зависимость от облачных сервисов, конкуренция с планшетами), что символизируют микроконсоли, но и один из самых громких проектов, когда-либо поддержанных на сервисе краудфандинга Kickstarter. Вряд ли можно составить полное впечатление о микроконсолях по нескольким минутам с Ouya наедине — но попробовать никто не мешает.
Oculus Rift
Хит всех технологических выставок последних лет, любимая игрушка детей и их родителей (а также, поверьте на слово, их бабушек и дедушек) — первый в истории шлем виртуальной реальности, действительно способный показывать нечто, вызывающее в памяти фильм «Газонокосильщик» (эффект присутствия вызван тем, что шлем полностью перекрывает обзор и использует периферическое зрение). У Oculus Rift сложная и тяжелая история (по факту везде демонстрируется лишь прототип, выход окончательной версии откладывался уже много раз), но это не мешает толпам людей визжать и подпрыгивать — как это делает посетитель российского торгового центра в известном вирусном ролике.
- Где «Политех на ВДНХ»
- Когда до 15 августа
- Билеты 200 р.