перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как работает реклама с точки зрения науки

Мы наблюдаем рекламу в метро, на экране смартфонов, в журналах и социальных сетях, — последнее время рекламным носителем может стать любая вещь. Но как реагирует на рекламу наш мозг? «Афиша» изучила научные исследования на тему рекламы и выяснила, что заставляет нас покупать те или иные товары.

Технологии

Как маркетологи управляют нашими чувствами

Фотография: MAC

Мы привыкли думать, что в основном реклама воздействует на нас с помощью визуальных образов и звуков: красивые девушки, блестящие автомобили, хруст чипсов или звук наливающегося в бокал пива — с помощью всего этого маркетологи воздействуют на наши чувства и часто побеждают в споре с нашим разумом. Но, как выясняется, самые эффективные маркетинговые инструменты — это запахи и прикосновения. Специальный термин «воплощенное познание» (embodied cognition) как раз говорит об этом: существует сложная связь между чувствами, поведением, эмоциями и принятием решений. Наш мозг работает во взаимосвязи с физическими аспектами, а ощущения связаны как с бессознательным, так и с сознательным мышлением. Проще говоря, наши чувства могут управлять нашим поведением и влиять на принятие решения. Об этом свидетельствует небольшой эксперимент, во время которого респонденты получили карандаши с названием бренда на каждом. При этом некоторые из карандашей пахли чайным деревом. Спустя две недели те респонденты, которые пользовались ароматизированными карандашами, лучше запомнили названия брендов на них. 

Руслан Юлдашев Руслан Юлдашев генеральный директор Aromaco

«Когда речь идет об использовании запахов для стимулирования спроса, то должное воздействие оказывают только простые ароматы, которые легко ассоциируются с чем-то знакомым. Например, распространение ароматов выпечки задействует совершенно очевидные механизмы нашей психики, которые приводят, в свою очередь, к увеличению импульсных покупок в супермаркетах. Схожим образом работают и любые цитрусовые ароматы, использование которых приводит к возбуждению нервной системы человека. Но даже этого незначительного возбуждения хватает, чтобы мы купили немного больше, чем планировали. 

Еще очень любопытно свойство некоторых ароматов менять восприятие времени и тем самым способствовать более длительному пребыванию покупателей в торговом зале. Известно, например, что если женщина задерживается в магазине более 12 минут, то она подсознательно чувствует себя обязанной хотя бы что-то там купить. Поэтому в магазинах, целевой аудиторией которых являются женщины, часто используются легкие, еле уловимые, спокойные ароматы — ваниль, ароматы цветов и даже шоколад.

Крупные бренды используют специально разработанные, очень сложно составленные аромалоготипы. Они рассматривают обоняние как гораздо менее загруженный по сравнению со зрением канал коммуникации с клиентами, создавая мощнейший эмоциональный якорь, как в случае с карандашами в описанном исследовании. При этом аромалоготипы так же, как и вербальные слоганы, транслируют прописанные заранее сообщения: например, любые ноты дерева в составе композиции говорят о надежности, ноты кожи — о респектабельности, цитрусовые ноты — о динамичности и так далее».


Прикосновения же часто работают в рекламе в рамках так называемого эффекта владения (endowment effect). Здесь все довольно просто: подержав какую-то вещь в руках, мы испытываем чувства, будто уже владеем ею. Исследования показали, что подобный эффект вызывается, даже если вы дотрагиваетесь до изображения вещи на сенсорном экране, что делает смартфон или планшет в полтора раза более эффективным инструментом для онлайн-продаж, чем компьютер.

Фотография: dekodes.no

Олег Клепиков Олег Клепиков генеральный директор Infolio Research Group

«Эффект владения чаще всего используется в ретейле, а активнее всего им пользуются магазины косметики. Например, выбирая парфюм, мы не можем не проверить, как аромат изменится на нас. Практически любой выбор в таком магазине предполагает использование тестера. В любом случае пару тестеров положат к покупке, после чего, опробовав их в домашней обстановке, покупатель с большой вероятностью придет за ними еще раз. Из всех косметических компаний выделился производитель премиальной косметики M.A.C, который ввела новую услугу — приобретение специальной карты на макияж от их профессионального визажиста. Акция предполагает, что после макияжа весь номинал карточки может быть потрачен на косметику, которая была использована. Таким образом, воодушевленная своей красотой девушка не задумываясь купит весь ассортимент использованной косметики, причем сверх номинала карточки.

Все, что касается пробной версии или тестирования товара, относится к эффекту владения. Одним из ярких примеров является автомобильный рынок. Автосалоны предлагают тест-драйв машины. Пока она стоит в салоне, это просто хорошая машина. Но когда покупатель уже сел за руль и проехался на ней, у него появляется ощущение, что автомобиль уже в его собственности.

Однако самым известным и мощным представителем данного эффекта является IKEA. Таковой ее делают по большей части инсталляции интерьеров. Вы можете посидеть на диване, полазить в шкафу, полежать на кровати и насладиться представлениями о том, что все это ваше. К тому же консультант еще больше уверит вас в этом, обсудив, куда лучше поставить ваш телевизор или какие стоит подобрать наволочки.

Всевозможные купоны и накопительные баллы — это тоже результат работы эффекта владения. Например, «Макдоналдс» предлагает бесплатный кофе за 8 наклеек со стаканчиков. В такой ситуации вы с самого начала владеете одной наклейкой, что подтолкнет вас к дальнейшим покупкам кофе в «Макдоналдсе», чтобы не терять уже имеющиеся привилегии.

Довольно интересный пример использования эффекта владения – онлайн-магазин одежды Lamoda. Его особенность заключается в возможности примерить неограниченное количество одежды прямо на дому с возможностью ничего не покупать».

Как бренды становятся лучшими друзьями

Фотография: McDonald's

Не секрет, что мы иногда буквально привязываемся к определенным брендам. Немецкие ученые доказали, что на ментальном и психологическом уровне мы испытываем одинаковые чувства по отношению к любимым брендам и друзьям. Во время одного из исследований они попросили 60 респондентов описать людей, о которых они заботятся, и свои любимые бренды. В 83% случаев фразы и слова, которыми были описаны люди и бренды, совпадали. С физиологической же точки зрения наше тело посылает одинаковые импульсы, когда мы смотрим на фотографию человека, который нам нравится, и изображение вещи любимого бренда.

Александр Миров Александр Миров директор по стратегическому планированию Leo Burnett Moscow

«Это происходит с хорошими брендами, с теми, у которых есть определенная суть и чье существование не бессмысленно. Именно для этого стратегами (или в более широком смысле — маркетологами) пристально изучается не только человек-потребитель, но и среда его существования, то, как она меняется. Мы изучаем то, что для человека важно, даже если это не связано напрямую с продуктом, поэтому хорошо проработанные бренды становятся близки человеку, они органично вписываются в его жизнь, становятся его частью. Такие бренды не просто рассказывают о себе — они занимают активную позицию, прямо или косвенно влияя на поведение человека. Вы это чувствуете, когда проходите мимо «Макдоналдса», когда берете в руки кока-колу и делаете первый глоток. Кстати, сложнее всего работать с повседневными популярными товарами, а не люксовыми или нишевыми брендами».

Почему импульсивные покупки столь соблазнительны

Ситуации, когда в супермаркете мы в последний момент закидываем в тележку огромную пачку чипсов, бутылку газировки или упаковку шоколадных батончиков, принято называть импульсивной покупкой. В этот момент мы испытываем в некотором роде удовлетворение, и связано это также с психологией. Этот феномен называется «избегание потерь» (loss aversion). Смысл его в том, что люди психологически тяжело переносят потери, поэтому всячески стараются их избежать. Например, если вы потеряете 100 долларов, то будете переживать сильнее, чем обрадуетесь, если неожиданно станете обладателем той же суммы. Маркетологи пользуются подобной слабостью человеческого разума, используя краткосрочные акции и нагружая рекламную информацию фразами вроде «только сегодня», «до конца недели», «до конца месяца». В связке с эффектом владения эффект избегания потерь порой заставляет нас тратить деньги на совершенно ненужные вещи. В современных реалиях — с развитием мгновенных платежей — такие покупки совершаются чаще: времени на оплату товара тратится меньше, чем на то, чтобы обдумать значимость покупки.

Психологи также считают, что постоянный отказ от искушения в покупке рано или поздно способен сломать силу воли — и вы-таки потратите деньги на что-то ненужное, чтобы удовлетворить себя. 

Олег Клепиков Олег Клепиков генеральный директор Infolio Research Group

«Как пишет Роджер Дули в блоге компании Futurelab, есть одна фишка, повышающая продажи интернет-магазина, но которая пока не сильно распространена. Это отсчет времени. Ощущение, что время поджимает. Причем отсчет может быть любым. Самое простое — до конца акции (например, скидки) или времени, когда можно заказать доставку на завтра.

Роджер Дули цитирует исследование WhichTestWon, которое говорит, что отсчет времени повышает продажи на 9%. Это небольшой рост, но, как и многие приемы, связанные с психологией рекламы, — это бесплатно. В отличие от тех же скидок, например. Существует множество программ лояльности, баллы которых сгорают, если их не использовать. Примером на российском рынке может послужить «Спортмастер». Владельцам карт баллы как приходят неожиданно, так и стираются спустя одно предупреждение. При получении оповещения о баллах, которые скоро сгорят, у клиентов возникает некое ощущение тревожности, которое подталкивает к незапланированным покупкам.

Однако этот эффект используется и в более простых нишах бизнеса. Например, в парках или на бесплатных городских мероприятиях мы часто можем встретить фотографов. Они ловят прохожих и фотографируют их, фото тут же печатается, демонстрируется, а после фотограф предлагает его приобрести. И люди часто ее покупают, порой и в нескольких экземплярах».

Продает ли секс?

Фотография: Pirelli Calendar

Распространенное мнение о том, что секс продает, на самом деле опровергается с точки зрения науки. Роберт Лулл и Брэд Бушман из Университета Огайо проанализировали 53 исследования на эту тему, которые были проведены за последние 50 лет. Оказалось, что люди адекватнее воспринимают рекламу без сексуальных коннотаций, полуголых моделей и пошлых фразочек. Кроме того, те, кто посмотрел эротическую рекламу, хуже воспроизводят название рекламируемого бренда или товара. Все дело в том, что продолжительность концентрации человеческого внимания ограничена, поэтому, обращая внимание на сексуальную модель в кадре, мы оставляем название бренда или товара на втором плане и, соответственно, не можем вспомнить его спустя какое-то время.

Роман Фирайнер Роман Фирайнер исполняющий креативный директор Instinct BBDO Group

«Каждый год кто-то пытается измерить общую температуру по больнице. В принципе вопросов о том, использовать в рекламе секс и юмор или не использовать, у профессионалов вообще не стоит. Это обыкновенные инструменты привлечения внимания. Если целевая аудитория — мужчины, то для них реклама с эротичным контентом очень даже подходит: например, календарь «Пирелли», который является чуть ли не единственным коммуникационным инструментом данного бренда. Если бренд продает развлечения, тогда используется юмор — например, DirecTV. Плюс ко всему никто сейчас не делает рекламные кампании, которые не работают. Все тестируется и проверяется до и после кампаний, по наитию никто ничего не делает, поэтому подобное утверждение весьма спорно».

Как форма упаковки влияет на желание приобрести товар

В своей книге «How the Body Knows Its Mind» Сиан Байлок, профессор Чикагского университета, рассказывает о покупке подгузников для своей месячной дочери. Между стандартной и суперсайз-упаковкой она выбрала первый вариант, несмотря на то что с экономической точки зрения суперсайз, естественно, выгоднее. Все дело в эргономичности упаковки и удобстве ее транспортировки. По словам американки, именно поэтому у больших упаковок моющих средств и других продуктов бытовой химии все чаще появляются удобные ручки для облегчения транспортировки. Человек подсознательно выберет товар с более удобной в использовании упаковкой. Изменив форму больших бутылок для своих напитков, сделав их удобнее, Coca-Cola заставила подсознательно выбрать именно их продукт, а главного конкурента — PepsiCo — дополнительно потратить более 600 млн долларов на рекламу напитков.

Вероника Данилова Вероника Данилова стратегический директор коммуникационного брендингового агентства Graphit (часть Leo Burnett Group Russia)

«Упаковка, безусловно, важный канал коммуникации. Часто первый и единственный, без рекламных роликов или макетов наружной рекламы c креативной историей. Именно она должна убедить нас в преимуществах продукта и вызвать желание купить его. В борьбе за потребителя с соседями по полке все средства хороши: форма, материал, текстура, цветовое решение, графическая история и, конечно, бренд.

Оригинальная форма бутылки неизвестного бренда вряд ли сподвигнет большое количество потребителей приобрести этот товар. А новые форматы упаковки известного бренда, напротив, используются для того, чтобы поддержать актуальность и продолжить привлекать внимание целевой аудитории.

Бренд определяет форму упаковки. Вспомните чистую, простую, белую, но очень высокого качества упаковку iPhone. Упаковка отражает основные ценности бренда Apple: инновационность, простота, стиль, дизайнерские решения. Синие жестяные банки с датским печеньем Jacobsens напоминают нам о традициях и вкусе домашнего бабушкиного печенья. А белые, напоминающие по форме медицинские пробирки бутылочки Actimel ассоциируются с поддержанием иммунитета организма. Так что я бы сказала, что бренды, хорошо понимающие своих потребителей, используют разные формы и форматы упаковки, чтобы лучше управлять нашим потребительским поведением».

Как реклама влияет на детей

Согласно статистике, дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 000 рекламных роликов в год. И это только телевизионные ролики — без учета рекламы в интернете и продакт-плейсмента. Компании по всему миру тратят порядка 17 миллиардов долларов на рекламу, целевой аудиторией которой являются дети. Ученые выяснили, что дети до 4–5 лет не могут отличить коммерческую информацию от некоммерческой. Дети чуть старше понимают, что реклама пытается им что-то продать, однако вплоть до 8 лет они считают всю информацию в рекламных роликах достоверной. Только после 11 лет дети начинают понимать, что реклама не является на 100% правдой. Кроме того, дети могут отдать предпочтение тому или иному товару, просмотрев всего один рекламный ролик. Так, детям в возрасте от 3 до 5 лет вручили два одинаковых продукта питания. Самым вкусным для них оказался тот, который был завернут в упаковку «Макдоналдса». Что же касается интернет-рекламы, то дети чаще обращают внимание на рекламные игры и лучше запоминают название брендов после контакта с такой рекламой.

Любовь Карпенко Любовь Карпенко психолог

«Если говорить конкретно о «Макдоналдсе», то здесь можно отметить следующее: детей привлекают яркая реклама и упаковка — эффект достигается благодаря сочетанию красного и желтого цветов. Красный возбуждает, а желтый ассоциируется с солнцем и радостью; поход в «Макдоналдс» с родителями у детей, как правило, ассоциируется с праздником, поэтому в более старшем возрасте они идут в «Макдоналдс», чтобы получить ощущение праздника. Именно поэтому чаще других в ресторанах быстрого питания обедают молодые люди, которые еще детьми посещали их с родителями».

Ошибка в тексте
Отправить