8 миллионов долларов в час: как Apple обогнала «Газпром»
Вчера компания Apple рассказала о своих поразительных успехах за последние три месяца. Эти успехи показывают, что история бизнеса не знает ничего более безумного и вместе с тем более выгодного, чем любовь к айфону.
Apple долго пыталась убедить покупателей, что размеры ее телефонов идеальные, поскольку ими легко управлять одной рукой, но в итоге сдалась. Большой и очень большой айфоны этой осени выглядели как уступка общественному вкусу — невероятное событие для компании, где руководствуются лозунгом «Как скажем — так и будет». Вчера стало известно, что ставка на «лопаты» окупилась феноменальным образом. В последнем квартале Apple продала рекордные 74,5 млн айфонов — на 46% (!) больше, чем за тот же период прошлого года. По понятным причинам в мире в целом продается больше андроидов, но если говорить про отдельные страны и периоды, все чуть сложнее. Скажем, в этом квартале каждый второй из активированных в США телефонов был айфоном.
Еще важнее, что Apple, кажется, заняла первое место по поставкам телефонов в Китае, на самом быстрорастущем рынке мобильных устройств, чьи объемы скоро якобы должны превзойти американские. Если так, то это произошло впервые, хотя точные цифры пока не опубликованы. Если помните, осенью ходили слухи, что спрос на большие айфоны в Китае будет запредельным и что в первые выходные продаж люди там заказали 20 миллионов телефонов. Похоже, ожидания оправдались. В эппловском отчете, например, сказано, что на регион Большого Китая пришлось 16 из 75 миллиардов выручки компании — примерно столько же денег потратили на эппловские устройства и сервисы в Европе. Основной конкурент Apple в регионе компания Xiaomi, рвущая, как казалось пару месяцев назад, вообще всех, теперь на втором месте (Samsung на третьем). При этом телефоны Xiaomi и других китайских производителей не то чтобы сильно хуже айфонов и стоят в два раза дешевле.
Если забыть про разные модели и представить себе один обобщенный айфон, в этом квартале его цена составила 687 долларов — на 50 долларов больше, чем год назад. Отчасти этот рост связан с появлением гигантского iPhone 6 Plus, который на 100 долларов дороже обычного iPhone 6. Продажи одних только телефонов в этот раз принесли компании рекордную выручку в 51 миллиард долларов. Чтобы понять, какой это космос, можно вспомнить, что вся выручка Microsoft и Googlе в последних кварталах составила 16,5 и 26,5 миллиарда соответственно. Общие продажи эппловских телефонов, компьютеров, приложений и всего остального дали 75 миллиардов, из них 18 миллиардов — прибыль (да, снова рекорд). Выходит, Apple зарабатывала примерно по 8 миллионов долларов в час. Все, как говорится, в шоке: в современной корпоративной истории таких квартальных доходов не было ни у кого. Предыдущий рекорд — 16 миллиардов — принадлежит «Газпрому» в лучшие нефтяные годы. И еще один сумасшедший факт: всего на счетах Apple сейчас лежит около 180 миллиардов долларов. Для сравнения: золотовалютный резерв России всего лишь в два раза больше.
У Apple есть и плохие, но не менее удивительные новости: продажи айпэдов, с появлением которых, собственно, и начались разговоры про посткомпьютерную эру, снизились на 18% — до 21 миллиона штук (хотя этот бизнес дает компании больше денег, чем капитализация компании GoPro или ВВП Монако). Между тем продажи десктопов, которые якобы должны постепенно умирать, выросли на 15% — до 5,5 миллиона штук. Про вялый спрос на планшеты мы уже писали; причины — в их долгом сроке службы, в популярности больших телефонов и просто в том, что ничего нового тут разработчики придумать не могут. Увлекательная, в общем, драма, за которой будет интересно следить, особенно если Apple выпустит в этом году обещанный «последний» ноутбук с 12-дюймовым экраном.
Напоследок важная закладка в календарь. В Apple наконец-то рассказали, что продажи умных часов начнутся в апреле. Напомним, что Apple Watch — устройство из совершенно новой категории и первая подобная премьера компании за те пять лет, что прошли после презентации айпэда. С одной стороны, с их успехом связывают будущее целого класса носимых устройств, которым пока очень далеко до головокружительных показателей производителей телефонов. С другой — то, что говорит нам об этих часах молва и недавно опубликованное руководство для разработчиков, вызывает довольно смешанные чувства. В сущности, Apple Watch — это физический виджет на запястье, второй экран для новейших моделей айфона, и если у вас этого айфона нет, они практически бесполезны. Очень возможно, что при активном использовании их батарейки хватит всего на 2–4 часа, а про цены на них наверняка все уже слышали: базовая модель — 350 долларов (как хороший китайский смартфон), золотая — несколько тысяч. Хотя вряд ли кто-то удивится, если ровно через год нам снова придется перечислять очередные поразительные успехи Apple за последние три месяца.