перейти на мобильную версию сайта
да
нет

8 главных тенденций в мобильных технологиях

«Воздух» собрал самые важные ожидания по поводу гаджетов и приложений в новом году и подвел итог изменениям, произошедшим в прошлом.

Технологии

Носимые устройства

Фотография: Samsung

Обещанный техблогами прыжок в постпосткомпьютерное будущее снова откладывается. Исследователи продолжают публиковать захватывающие дух прогнозы о рождении нового мультимиллиардного рынка носимой электроники, например, прогнозируют рост c 1,4 миллиарда долларов в этом году до 19 миллиардов к 2018 году. Но все эти умные часы и браслеты по-прежнему не тянут ни на the next big thing, ни хотя бы на альтернативу смартфонам. Назначение таких устройств по большей части вспомогательное — служить дополнительной панелью для уведомлений телефона, которую надо заряжать каждый день. Пользователи, понятно, задают вопросы (еще один чертов экран? еще одна розетка?), и время от времени в прессе пишут о том, как клиенты Samsung, крупнейшего поставщика умных часов, избавляются от Galaxy Gear. При этом более-менее выдающейся вещью тут уже третий год остаются часы из электронной бумаги Pebble (а еще недавние Moto 360 получились очень красивыми). Убедительную статистику о том, сколько устройств продано и как люди на самом деле ими пользуются, довольно сложно найти: допустим, приложение для связки телефона с Android Wear, особой операционной системой для носимых гаджетов, скачали «500 000–1 000 000» раз — но кто бы знал, что это значит. 

Apple Watch

Фотография: Apple

Была некоторая надежда, что фирменной магии носимым гаджетам добавит Apple и это, как водится, изменит все, но ее умные часы поступят в продажу только в следующем году. Судя по вышедшим в ноябре инструкциям для разработчиков, пока это слишком экспериментальное устройство, еще менее практичное, чем первое поколение айфонов. Без телефона эппловские часы почти бесполезны: без него, например, большинство приложений просто не заработают. Сторонних приложений в первой версии, кажется, вообще не будет. И дай бог, если эти часы протянут без подзарядки до вечера. В общем, пока Apple Watch скорее украшение и виджет операционной системы iOS 8, вынесенный на запястье. Смогут ли они так же, как айфон или айпэд, изменить привычки пользователя — большой вопрос. 

Смерть приложений

Фотография: Android

Мы едва привыкли к тому, что чем приложение проще, тем оно, наверно, лучше; что unbundling — дробление условного фейсбука, большого и громоздкого, на условные Messenger или Facebook Paper, то есть на множество приложений одной функции, маленьких и относительно быстрых, — новая норма. Но тут вышли апдейты главных мобильных систем, Android 5.0 Lollipop и iOS 8, и теоретики интерфейсов заговорили о том, зачем вообще эти приложения нужны, почему home screen — это кладбище иконок и тому подобное (см. нашумевший пост на тему «Конец приложений, какими мы их знали»). В обновленных панелях уведомлений можно отвечать на входящие, а еще — составлять списки задач, просматривать заголовки новостей, прогноз погоды и много чего еще. В этом сценарии открывать приложения не нужно — их предлагают скрыть за приборной доской. Метафора рабочего стола, которая когда-то служила утешением тем, кто только что встал из-за стола письменного, оказывается устаревшей. Ей на смену приходит образ, соответствующий духу времени, — поток с уведомлениями-виджетами, с карточками, снабженными кнопками, которые составляют персонализированную картину происходящего в устройстве. В том числе в умных часах и хитроумных запонках, где экраны скорее исчезающая величина, а иконки — роскошь. Все это, понятно, лишь красивая теория, которую ждет мучительная практика. Вспомним, как быстро из-за этих уведомлений разряжается сейчас батарея. Или что c похожими идеями носились разработчики «живых» плиток в Windows Phone — интерфейса, который, если судить по успехам майкрософтовских телефонов, у пользователей особых восторгов пока не вызывает.  

Большие телефоны

Фотография: Apple Inc.

Если кто-то до сих пор считает свой 3,5-дюймовый айфон идеальным телефоном с браузером и мессенджером (так оно на самом деле и есть!),  то новости грустные. Изобретенный компанией Samsung фаблет, то есть телефон с диагональю больше 5,5 дюймов, — вот главный мобильный компьютер самого ближайшего будущего. То, что многие любят лопаты, дошло даже до менеджеров Apple, которая выпустила в этом году большой и очень большой айфон. IDC предсказывает, что через четыре года на каждые два смартфона будет приходиться один фаблет. Дело отчасти в том, что статистика учитывает бешено растущие объемы продаж в Азии, где большие телефоны почему-то особенно популярны. Отчасти в том, что сама концепция фаблета — удачный ответ на старую боль об универсальном устройстве, которое заменит и телефон, и книжный ридер, и планшет с фильмами и играми. Любопытно, к чему это приведет. Скажем, создатели приложения Pocket уже заметили, что их пользователи реже читают книги и смотрят видео на айпэде, предпочитая делать это на большом айфоне. 

Проблема планшетов

Фотография: Microsoft

Аномалия года: продажи планшетов, «убийц ПК» и главных ЭВМ для тихих домашних развлечений, замедляются. Продажи айпэдов, с которых, собственно, вся эта посткомпьютерная эра началась, вообще падают несколько кварталов подряд (хотя этот бизнес по-прежнему приносит Apple 30 миллиардов за тот же период). Тем временем айфонов продают все больше, нынешний выпуск iPhone 6 должен побить все рекорды, и даже макбуки показывают небольшой рост. Ничего нового разработчики планшетов придумать не могут, да и срок службы у них больше, чем у смартфонов, — можно спокойно переходить на новую модель раз в два-три года. Вдобавок саму идею несколько обессмысливают увеличивающиеся в размерах телефоны. Чтобы поддержать спрос, остается, видимо, только как-то заставить перейти на планшеты бизнес и офисную армию. Поэтому Apple и IBM сделали недавно серию корпоративных приложений. Поэтому Microsoft продолжает совершенствовать свой (изначально провальный) гибрид макбука и таблетки Surface.

Убытки Samsung

Фотография: Samsung

В октябре стало известно, что прибыль Samsung Electronics упала почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Очень возможно, что это завязка драмы на ближайшие год-два: присоединится ли Samsung, крупнейший в мире производитель телефонов, к проигравшим вроде Nokia, Blackberry и Motorola. В техблогах такой исход считают вполне реальным. Samsung слишком много тратит на продвижение. Его преимущества — мощные спецификации и гигантские телефоны — скопировали все кому не лень. Найти новые преимущества — например, разработать такую андроидную оболочку или операционную систему, ради которых люди бежали бы в магазин за очередным «самсунгом», — так и не удалось. Символический итог: в этом году Samsung перестал быть номером один в Китае, на самом быстрорастущем и, может быть, уже самом большом телефонном рынке. Компанию теснят местные производители вроде Huawei, Lenovo, Meizu и, конечно, Xiaomi. 

Подъем Xiaomi

Фотография: Xiaomi

Четыре года назад китайской компании Xiaomi не существовало. Этой осенью она обошла Samsung по поставкам в Китае, вышла на третье место в мире и скоро, как предсказывает Юрий Мильнер, будет стоить 100 миллиардов долларов (для сравнения: капитализация Apple — 600 миллиардов). Успехи Xiaomi, как уже писал «Воздух», связывают с тремя вещами: сообществом энтузиастов-евангелистов по всему миру, оболочкой MIUI, взявшей все лучшее от iOS и Android, и онлайновой системой продаж (они за секунды продают телефоны небольшими партиями на сайте, создавая тем самым ажиотаж). Отсюда отсутствие магазинов, логистики, дорогой рекламы — и, как следствие, низкая цена: самый дорогой телефон Xiaomi Mi4 дешевле айфона и самсунговских флагманов в два раза. Очевидно, что компания обеспечила себе пару страниц в хрестоматии самых поразительных историй успеха. Но чувства от этого немного смешанные. В Xiaomi доказали, что хорошие смартфоны и вообще гаджеты могут стоить смешных денег. Только изобретать новые технологии им для этого не потребовалось. Грубо говоря, всего лишь надо было скрестить Apple с «Групоном». 

Вездесущий компьютер

Фотография: Apple Inc.

Самая общая и чересчур смелая гипотеза, удобно объясняющая, к чему все эти гаджеты, big data и облачные вычисления, на которых мир в последние годы определенно помешался. Если коротко, гаджеты нужны, чтобы собирать информацию обо всем на свете. Остальное — чтобы выявлять эмпирические закономерности, пересчитывать вероятность последующих событий и в конечном счете научить компьютер тому, что не удалось социологам и психологам, — предсказывать каждый наш шаг. Компьютер в этой схеме оказывается где-то в облаке: везде и нигде одновременно. Его интерфейс размазывается по всем мыслимым поверхностям, от телефонов, фитнес-браслетов и маяков iBeacon до умных стен в умных домах и подключенных к интернету автомобилях. Мир будущего в такой перспективе напоминает машину времени размером с планету, позволяющую, впрочем, заглядывать только по одну сторону настоящего. У этой фантазии нет одного автора, нет одного текста. Термин ubiquitous computing придумали еще в 80-х, и с тех пор у него появилось множество производных, в том числе понятие интернета вещей. Но в последнее время идея особенно настойчиво носится в воздухе. На тему пишут теоретики-журналисты и высказываются исследователи-практики. Зарю этого нового мира при желании можно разглядеть в персональном рекомендаторе Google Now. В поисковиках, которые все чаще лезут к пользователю со своими ответами на незаданные вопросы. В смерти чекина и автоматизации Foursquare. В бесконечных попытках персонализировать какой угодно сервис и привязать его сразу ко всем устройствам в доме. Вспомним, наконец, про осведомленность трекеров Jawbone — они уже даже про Москву знают, как мы тут спим, куда ходим и что делаем. 

Ошибка в тексте
Отправить