перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Десять лучших игр года

«Воздух» выбрал лучшие игры года — от Dots до BioShock Infinite — которыми можно занять праздничное время как дома c джойстиком, так и в отпуске со смартфоном.

Технологии
Десять лучших игр года

BioShock Infinite

Xbox 360, PlayStation 3, Windows, Mac OS

Фотография: 2K Games

В этом году наконец прекратились споры о том, являются ли игры искусством, и начались новые — о том, куда играм как нарративному искусству развиваться дальше. BioShock Infinite стала одной из тех, что поставила точку в первом споре, — подлинный шедевр, феноменальная история, которую можно было рассказать только игровым нарративом. В споре о развитии свое слово BI тоже сказала, правда, очень запутанно и через обращение к квантовой физике. В общем, смысл в том, что пусть история любой игры и спрограммирована заранее, но игрок — это наблюдатель, необходимый для того, чтобы вселенная данной игры смогла существовать. И без философских концепций в игре хватает причин в нее погрузиться — тут есть построенный буквально в небесах в конце XIX века город, прыжки во времени, революция, размышления о религии и концовка, от которой кружится голова. Возможно, BioShock Infinite и не так хорош, как одноименный шутер, но загвоздка в том, что сегодня аркадный процесс — далеко не первый показатель качества.

Grand Theft Auto 5

Xbox 360, PlayStation 3

Фотография: Rockstar Games

Четвертая часть GTA была ремейком «Лица со шрамом», пятая — скорее «Криминальное чтиво»; параллельно развивающаяся бандитская история трех жителей Калифорнии. Объединяет их, в общем, только потребность в деньгах, больших деньгах и очень больших деньгах — как и тот факт, что с каждым нечестно заработанным центом их жизни все дальше катятся в тартарары. Конечно, история — это только десятая часть очарования GTA, где главным героем всегда был город. На этот раз — Лос-Сантос, копия Лос-Анджелеса. Голливуд, теннисные корты, поля для гольфа, спорткары, стрип-клубы, знаменитости, частные самолеты, стартапы, акции и котировки — все перечисленное в игре присутствует в максимально интерактивном виде. Вообще, наиболее красноречиво за GTA5 говорят цифры: в первую неделю продаж игра заработала больше, чем «Аватар» за весь свой прокат.

The Stanley Parable

Windows, Mac OS

Фотография: www.stanleyparable.com

Главный пример саморефлексирующей игры этого года. Stanley Parable спрашивает, есть ли свобода в видеоиграх, и сама же дает ответ — нет. По правилам Stanley Parable проходится буквально за пять минут и следует тривиальному сюжету: офисный работник, занимающийся тем, что регулярно нажимает на кнопки, диктуемые ему программой, внезапно узнает, что он под контролем «большого брата», освобождается и уходит в закат. Загвоздка в том, что нужно пытаться сделать все противоположное заданному сюжету. Все метафоры Stanley Parable дает прямо в лоб: человек, который нажимает на кнопки, — это игрок; рассказчик, который говорит, какие кнопки нажимать, — это сама игра; путь к свободе — это ложь, потому что проложен он программой. Впрочем, любой другой путь тоже заложен в программе. Выхода нет. При том что Stanley Parable убедительно доказывает, что свободы в игровых мирах не существует, она еще и показывает, что, в общем-то, эта игровая несвобода может быть очень, очень веселой; ну и вообще, любая история свободы не подразумевает — и даже когда, например, в GTA вы сбегаете с миссии и едете отстреливать чаек на берегу океана, вы все равно делаете что-то заранее для вас спрограммированное. Поэтому единственный путь по-настоящему победить в Stanley Parable— это вовсе в нее не играть. Другое дело, что упущено так будет больше, чем приобретено.

Ridiculous Fishing 

iOS, Android

Фотография: Vlambeer

Признанная самой лучшей айфон-игрой года, Ridiculous Fishing демонстрирует, что в мобильных играх сейчас царит тренд, обратный стационарным, — если там все серьезно, то тут чем безумнее, тем лучше. «Нелепая рыбалка» — это когда сначала закидывается удочка, потом, аккуратно минуя всю живность, крючок опускается на максимальную глубину и поднимается обратно, попутно пытаясь зацепить максимум рыбех. А потом все пойманное силой инерции подбрасывается вверх, а рыбак расстреливает улов из крупнокалиберного оружия. Почему? Потому. Ко всему этому можно придумать какой-то социальный посыл — например, о том, что в наше время рыбалка стала больше бессмысленным видом спорта, чем промыслом, — но это будет таким же смешным фарсом, как и все в игре происходящее. Просто это весело.

The Last of Us

PlayStation 3

Фотография: Sony Computer Entertainment

Вдохновленная в первую очередь «Дорогой» Кормака Маккарти повесть о зомби-апокалипсисе. Спустя 20 лет после дня икс потерявший дочь мужик и родившаяся уже в страшном новом мире девочка-тинейджер пробираются вдвоем через заросшие и опустевшие штаты Америки. Непонятно, кто страшнее, зомби или остальные выжившие — не менее озверевшие. Будущего нет, все плохо, будет только хуже, люди — ублюди. Слово «повесть» употреблено неслучайно — это самое подходящее определение. The Last of Us совершенно не волнует влияние игрока на процесс — в критические моменты игра и вовсе может принять важные решения сама, и неважно, насколько уже успевший отождествить себя с героем пользователь с ними согласен. Становится ли от этого хуже? Неважно. Это авторская история, и работает она именно так. Она манипулятивная, чересчур пессимистичная, бессовестная и так хватающая за горло, что некоторые моменты потом придется вспоминать еще очень долго.

Papers, Please

Windows, Mac OS

Фотография: Lucas Pope

В вымышленной коммунистической Арстоцке в 1982 году решают открыть границу, а игрока назначают сотрудником службы миграционного контроля. Все, что нужно делать, — смотреть документы и ставить штамп: разрешен въезд или нет. Сложный моральный выбор — еще один бич современных видеоигр, в которых этот выбор дежурно выглядит примерно как вопрос «вы уже перестали пить коньяк по утрам?» с возможностью ответить только «да» или «нет». В Papers, Please выбор — единственный элемент игры, зато тут показано, как это должно работать. Невнимательно изучив документы на контроле, можно случайно пропустить в страну террориста, но оплачивается работа за каждый штамп, дома жена и ребенок, еда и аренда стоят дорого, нужно торопиться. А когда в окошке окажется сбежавшая из соседнего тоталитарного государства беженка, которую гарантированно расстреляют, если ее депортировать, но у которой нет разрешения на въезд, — тогда вот и понимаешь, что такое сложный моральный выбор на самом деле.

Dots

iOS, Android

Фотография: Betaworks One

Примитивная на первый взгляд мобильная игра с глобальной мыслью о том, что все связано и Вселенная едина — нужно только найти правильные точки соприкосновения. Точки находятся, соприкасаются, исчезают, добавляют очки; потом оказывается, что товарищ по фейсбуку набрал на 10 больше, и появляется спортивный дух. При том что один раунд ограничен в минуту времени (позже появились походовый и бесконечный режим, но они не так интересны), все равно можно незаметно пропасть в игре на полчаса, а потом еще полчаса «играть еще один уровень».

Tomb Raider

PlayStation 3, Xbox 360, Windows

Фотография: Crystal Dynamics

Полный перезапуск франшизы с 17-летним прошлым, которое довольно репрезентативно демонстрирует пройденный играми за эти годы прогресс. Тогда, в 1996-м, Лара Крофт была, во-первых, ярким примером женской объектификации в играх (по сути, ее образ сводился к многоугольнику с громадными грудями и задницей), а во-вторых, образцом безэмоциональности игровых персонажей, обыденно убивающих всех, кто на экране и не чувствующих по этому поводу ровным счетом ничего. Новый Tomb Raider, в котором рассказана история уже иной Лары Крофт (теперь пропорциональной), исправляет обе ошибки. Лара тут — не «расхитительница гробниц», а случайно попавшая в опасную ситуацию отважная девушка. Ее характер, эмоции и история куда важнее ее форм, а когда по сюжету ей впервые, исключительно из самообороны, приходится убить человека, она не делает вид, что это нормально. Что самое удивительное, в это еще и интересно играть, даже интереснее, чем во все сиквелы оригинальной серии за последние лет 10.

Infinity Blade III

iOS

Фотография: Chair Entertainment

Уже третья инсталляция в серии игр, доказывающей, что маленький айфон без проблем может показывать картинку не хуже, чем на приставках последних поколений. По уровню графики Infinity Blade нет равных на мобильных устройствах, а если говорить про третью часть, то и на PC такую красоту еще поискать надо — все благодаря 64-битному процессору новых айфонов (соответственно, на старых игра безбожно тормозит). Что до самого игрового процесса — то это бесконечные битвы на мечах со странными созданиями в странном мире, история которого по уровню безумия может сравниться только с чем-то, созданным в Японии. Какая разница, красиво-то как.

Boson X

iOS, Android, Windows, MacOS, Linux

Фотография: www.boson-x.com

На мобильных платформах есть уже с миллион «бесконечных раннеров», созданных на волне успеха Temple Run, но Boson X даже интереснее вышедшей в этом же году Temple Run 2. Смысл тот же — герой бесконечно бежит по виртуальному пространству (символизирующему большой адронный коллайдер) и собирает виртуальные богатства (символизирующие данные для поиска новых частиц). Отличия Boson X от остальных — в приятной глазу футуристической картинке, напоминающей фильмы «Трон» и «Газонокосильщик» и в том, что за успехи игрока регулярно награждают новыми возможностями (частицами), так что однообразность игры сохраняется только в рамках одного забега. Минус — невероятная сложность, со временем только увеличивающаяся. Есть не только на мобильных устройствах, но и на PC, причем бесплатно.

Ошибка в тексте
Отправить