перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая классика «Пусть музыка играет там, где должна»: как сделать авангардный концерт в соборе

14 мая в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла состоится концерт немецкого музыканта Хаушки, там же выступят «Мегаполис» и Никола Мельников. Организует все это проект «Gloria» и его создательница Валентина Янсен. «Афиша» узнала у нее, как она все это придумала.

Музыка
«Пусть музыка играет там, где должна»: как сделать авангардный концерт в соборе
  • О «Gloria Project» не так много информации, поэтому расскажите немного о себе, пожалуйста.
  • Я уже довольно давно занимаюсь промоутерской деятельностью. Работа непростая и требующая большого осмысления, поэтому я делаю немного концертов. На моих глазах выросло уже не одно поколение промоутеров, и то, как они работают и сколько они привозят, — мне такие обороты и не снились. Я никуда не тороплюсь и умею ждать. Не так важно, сколько и кого ты привез, сколько важен опыт, который ты от этого получаешь. Я не могу оценить опыт гостей, приходящих на концерт, и поэтому я не льщу себе словами вроде «я делаю это для людей» — нет, ничего подобного: это в первую очередь для себя. У меня уже накопился определенный пул артистов, с которыми я работаю. И у нас с ними сложились плотные, близкие отношения. Я бы не сказала, что это мои привозы, мои концерты, — просто я в какой-то момент я вижу, что обстоятельства складываются так, что можно что-то сделать. Поэтому промоутерство ли это?
  • Это вопрос открытый, конечно.
  • Именно. И ни в коем случае я не хочу себя называть модным словом «куратор». Есть ли у меня какое-то сообщение, какое должно быть у куратора? Я просто даю чему-то происходить — и если у людей есть желание присоединиться, то пожалуйста. Говорить о том, что сейчас я сообщу людям что-то невероятно важное, что повлияет на их жизнь — да нет же. Для того чтобы что-то сообщить, нужно самому сначала вырасти. «Промоутер», «куратор» — это же для простоты общения, очень московская тема: всегда спрашивают если не в первую, то во вторую очередь, чем ты занимаешься. Мне хотелось от подобного отойти, и поэтому и уехала отсюда (сейчас Янсен живет в Калининграде. — Прим. ред.).
  • Мне вчера как раз рассказали историю про одного стокгольмского промоутера, который за пару часов до концерта выходит на улицу напротив клуба и говорит людям: «Вам обязательно нужно сходить на этот концерт, он изменит вашу жизнь». И совершенно не важно, кто в этот момент играет.
  • А ведь главное, что он не врет. Люди придут — и по факту он изменит их жизнь: как минимум изменится их график, он займет их свободное время, появятся новые знакомства. Может быть, кто-то получит эмоции, может, у кого-то даже дойдет до откровения. Так что это отлично.
Создательница концертных сессий «Gloria Project» Валентина Янсен в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла

Создательница концертных сессий «Gloria Project» Валентина Янсен в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла

Фотография: Александр Назаров

  • Но ведь и с вашими будет так же. Вы, получается, как-то скромничаете насчет того, что они жизнь не изменят.
  • Чтобы скромничать, мне кажется, нужно сначала оценить ситуацию. А я ее особо не оцениваю. Идею — пожалуйста, ей около двух лет. Какое-то огромное количество ушло на переговоры [с артистами], не меньшее времени ушло на мои внутренние переговоры. Я не наблюдала какой-то открытости среди людей. Естественно, я спрашивала у друзей, они отвечали — да, классная идея, но мне не хватало отклика. Может быть, даже символично, что подобный формат появляется сейчас — когда страна прошла через довольно трудные события.

    Вещи происходят естественным путем. И надо этому радоваться, не надо напрягаться. При этом нужно уметь ответить себе на вопрос «Что нужно делать в этот конкретный момент?». Особо далеко не планировать — естественно, что-то вроде привоза артистов требует большего времени. И вот эти два года я закидывала идеи разным музыкантам, спрашивала, не хотят ли они принять участие. Просто и артисты как раз такие, которые в основном на год-полтора планируют. Они все преимущественно занимающиеся композиторской деятельностью, музыкой к фильмам, поэтому они говорят: «Когда следующая сессия? Через шесть месяцев? Вот тогда я смогу». Усилий — минимум. Стресса — ноль.

    В наше время стресса хоть ложкой дроби. Мне хочется больше интровертности в жизни. И вот я по расписанию создаю себе четыре таких вечера, когда я смогу остаться наедине с собой. Если люди это считают и захотят присоединиться, поймут, что им это нужно, — неплохо. Хочется покоя. И музыка, которая будет звучать, как раз привлекает в этой плоскости — когда можно сидеть отрешенно от своих мыслей. Не так давно у меня состоялся разговор, когда мне сказали: «Ты знаешь, вся эта неоклассика иногда бывает слишком мелодраматична, а контемпорари слишком непонятный». Но я в момент прослушивания этой музыки нахожусь с собой, а людей, видимо, уносит в эмоции. Мне кажется, можно как раз попрактиковать эту отрешенность. И место как раз для этого подбирается. Люди заходят и думают: «Ого, храм. Когда я последний раз был в храме?» Вот вы когда последний раз были в храме?
  • Довольно давно. По-моему, год назад.
  • Нечасто, значит. И вот поэтому храм, выключенный телефон — все это приводит к некоторой минимальной внутренней стабилизации. Уже будет проще почувствовать себя. Это же ужасно утомительно — постоянно чувствовать эмоции. Вот этого хотелось бы как-то избежать.
  • Если говорить об идее — в каком виде два года назад она щелкнула?
  • Я пришла в собор. И я в какой-то момент стала заходить туда довольно часто. Мне очень понравилась обстановка, понравилось, что это очень светлый храм — он даже в пасмурную погоду прекрасно освещен. И я стала вспоминать о концертах в той же Скандинавии, на которых я была. Но если мы говорим о каких-то инди-штуках, то это 200–300 человек. Я вспоминаю концерт Kings of Convenience на фестивале Iceland Airwaves, на следующий год случился Múm, причем в маленькой кирхе, а ведь у них есть и более просторные помещения. А в более просторном помещении играли музыканты Bedroom Communitу. И вот все это за мгновение вспомнилось, и я подумала: какие-то артисты должны прослушиваться именно так. Пусть музыка играет там, где должна. И вот буквально через месяц я написала некоторым своим товарищам. А потом случился Хаушка (12 июля 2014 года в парке искусств «Музеон» прошел концерт Хаушки в рамках фестиваля Fields. — Прим. ред.). Мы подружились, он очень интересный человек. Перед отъездом из Москвы он побывал в соборе, и ему очень понравилось — и вот мы работаем.

Тизер проекта, снятый командой Fairlane Acoustic, — с отрывком выступлений «Мегаполиса» и Николы Мельникова и кратким рассказом Валентины Янсен и Олега Нестерова о проекте

  • Были ли какие-то бытовые проблемы, связанные с концертами? Допустим, сложно ли было договориться с собором?
  • Мне в каком-то смысле повезло. Но как говорят: удача — это следствие большого количества проделанной работы. Технически место не очень экипировано, для концертов мы завозим все свое. И, конечно, есть некие идеологические моменты. Но собор в переговорах по нашей программе проявил некоторую открытость, и это откровенный эксперимент для всех нас. Никаких критических, фатальных вещей в переговорах не было — все довольно рационально. Я могу себе представить, что в целом руководство не привыкло к такого рода музыке. Загадывать на будущее не стоит — мне важно, чтобы эта история произошла сейчас. Всем гостям нужно дать шанс прекрасно почувствовать себя там, а затем я с ворохом распечатанных статусов, лайков, подписей к фотографиям в соцсетях приду к епископу и спрошу: ну что, мы работаем дальше?

    А с другой стороны, осеннюю-то сессию я планирую — у меня уже лежит контракт на подписи с одним артистом, а всего их будет три-четыре. Начнется все это, скорее всего, во вторую неделю сентября.
  • Почему, как вы думаете, традиция подобных концертов появилась только сейчас? Может быть, не все задумываются о том, что у нас такое в принципе возможно?

    Не все… Как сказать. Намеренно ли люди не хотят думать о Боге? Вы это хотите спросить у меня? Есть молодежь — они читают много модных блогов про урбанизм и архитектуру и воспринимают собор как пространство с прикольной акустикой. «И теперь мы будем ходить на концики в собор». И есть люди постарше, которые понимают, где они находятся. Может быть, все скажут: ой, нет, я сидел на концерте, и меня утомило два часа думать о Боге. А кто-то скажет: отлично, два часа послушал хорошую музыку. А может, у кого-то будет все вместе. Почему это прижилось на Западе? Я могу сказать за Скандинавию, потому что там люди помешаны на эстетике, — у меня есть подозрение, что они делают там концерты, потому что это в первую очередь красиво и хорошо звучит. И почему бы это не сделать здесь? Видите, я уже и не знаю, нужна ли эта преамбула касательно Бога. А то мало ли, испугаются?
  • Подождите, собор или люди?
  • Люди. Можно прийти, потому что будет красиво (и действительно будет). Можно прийти, потому что будет клевая акустика — она там есть, это факт. Можно пойти по каким-то другим внутренним причинам. Видите, сколько поводов. Надо пробовать. Кто-то придет на Хаушку, кто-то на Николу Мельникова, кто-то на «Мегаполис» — у которого вообще очень понятная история. Мы познакомились с Олегом, когда у «Из жизни планет» все было на стадии разработки — и когда он мне рассказал всю идею в подробностях, мне стало так сладко внутри. Я не жила в то время, но я чувствую какую-то внутреннюю близость с ним. И там тоже много интровертности. Может быть, поэтому так подбираются артисты, может быть, в этом есть какая-то закономерность, и сами эти музыканты предпочитают играть в соборах. Они же не ремесленники, они тоже проживают все это. Для них это такой же процесс, как и для гостей, которые слушают концерт. Кто-то говорит, что вот сейчас кризис грянул и все стали такие духовные-духовные. Да нет же. Ну где? Посмотрите, где мы живем. Как в этом дивном ролике: ты живешь в аду, сынок. Вот и мы живем в аду — это же очевидно. Поэтому нужно уделить немного внимания себе… Это акт милосердия  — прийти, сесть и на какое-то время остановиться в пространстве. Можно не думать о Боге. Подумайте о себе. Мне кажется, этого достаточно.
Ошибка в тексте
Отправить