Как стать героем поколения Нейромонах Феофан: Творите мифы
Слава «Нейромонаха Феофана» пока неравномерна: он выступает на фестивале Kubana и собирает большие клубы, но музыкальная индустрия видит в нем всего лишь удачный мем. Наиля Гольман встретилась с исполнителем, чтобы проверить его образ на прочность.
Этот материал впервые был опубликован в ноябрьском номере журнала «Афиша»
Первое интервью в истории группы проходит в Петербурге. Феофан — высокий, задумчивый, с широкими плечами и зычным голосом. Его диджей Никодим — пониже, повеселее и с большим удовольствием разговаривает про практические стороны дела. У обоих на лицах пышные накладные бороды, оба заказывают чай с чабрецом и отдельно — мед (который спустя полтора часа разговора останется почти нетронутым). С ними — медведь, которого в материале описывать запретили.
Словарь Феофана
Анонимность
Принципиальное решение. Музыканты не показывают лиц и не называют имен, чтобы не отвлекать слушателей от собственной музыки.
Асмодей
Злой демон, покровитель блуда, разврата и мести. Впервые встречается в Талмуде, впоследствии — в средневековой и современной литературе. Феофан противостоит Асмодеям. «Понимаете, это образ собирательный. Мы не тыкаем пальцем на какие-то конкретные вещи. Асмодеи — это и люди, и явления. То есть все негативное. Если послушать эту песню («Асмодеев на кол», один из главных хитов «Нейромонаха». — Прим. ред.), то вы не найдете там конкретных указаний, кто это и что это. По сути — это то, что противостоит свету (см. Свет)».
Зело
Очень. «Давайте это слово в словарь вставим. Мы его в текстах используем — люди спрашивают».
Лапти
Обувь, в которой стоит плясать под старорусский драм. (Слушайте песню «Лапти разбить об пол». — Прим. ред.) Некоторые посетители концертов это знали и изначально ходили на концерты в лаптях — они и попали в клип «Поле притоптать», после того как группа связалась с ними в «ВКонтакте».
Накладные бороды
Одна из трех вещей, которые Феофан и Никодим принципиально не обсуждают. Остальные две — религия и политика.
Свет
То, что Феофан несет своим творчеством. «Есть люди, которые несут позитив. Это другое. Позитив — это конкретно «ха-ха». А свет — наполнение энергией. Не чтобы рассмешить, а чтобы вдохновить и порадовать. Это и счастье, и позитив в том числе, но свет — более емкое понятие. И оно абсолютно точно не означает «покой». Свет — это движение».
Сергей Шнуров
Человек, чей пост про Феофана в инстаграме этим летом набрал 20 000 лайков и прибавил группе популярности. Вот подпись, которая его сопровождала: «Наконец-то появилось то, что достойно внимания. Актуальный, как ламинат, имитирующий дерево, музыкальный проект — «Нейромонах Феофан». Вижу, чувствую потенциал чего-то невообразимо большого. Словно ядерный гриб, выращенный на садовом участке в зоне рискованного земледелия садоводом-любителем, «Нейромонах», надеюсь, прорвет парниковый полиэтилен настоящего. Аминь».
Ядреность
Образ жизни. «Это нам проще показать на концертах, объяснить труднее — слово такое емкое, что можно научную диссертацию писать. Ядреность — состояние, в котором человек полон через край позитивной энергии. Синонимы — задор, бодрость, прыткость. Проявляться может в абсолютно любом деле.
- У вас есть легенда?
Никодим: Есть. Могу рассказать про себя. Вернее, про Никодима. Городской житель, который утомился от происходящего. Занимался музыкой довольно долго и умело. Но немножко устал и решил обратиться к природе. Ушел в лес. Иду, вдруг слышу — музыка доносится чудесная. Ритм такой, что энергия начинает сочиться. Прям тянет туда. Подхожу — и как раз встретил Феофана. А там и медведь чуть позже подтянулся. Посидели, выпили меду, чаю. Я послушал песни Феофановы, которые он уже к тому моменту написал, предложил какие-то свои идеи, познания музыкальные вложил, и вот что получилось, то и видим на концертах-то на наших первых.
- А у Феофана какая история? Когда он попал в лес и как написал там песни?
Феофан: История попадания в лес — тайна покрытая. Никому не рассказываю. Но можно догадаться — разобщение с людьми в социуме, как это обычно в жизни и бывает. Я вообще человек нелюдимый, были периоды, когда подолгу не видел людей. Это не значит, что общения совсем не было, — лес я обожаю как раз за то, что там нет никого, но общение все равно происходит. С каждым деревом свои взаимоотношения. Оно может тебе что-то подарить, может сделать тебе плохо. И там, в этой тишине, когда нету никакой спешки, когда никто не гонит никуда, чувствуется единение со всей планетой. Собственно, за счет этого и родилась моя идея. На бегу она бы не родилась. Потому что быстрый городской ритм от тебя что-то требует. А когда от тебя требуют, творчества обычно не очень много. В спокойном же состоянии — тогда, конечно, совсем по-другому.
Никодим: Природа вдохновляет. Сидишь на пне, смотришь в небо. Вдруг раз — и пришла идея. И все, и как это объяснить. Да никак это, наверное, не объяснишь. Так что конкретной причины не было: просто делать то, что уже делали, — неинтересно. Мы нашли такой выход — соединить балалайку и драм. По энергетике они схожи. По посылу.
- А где именно точка соприкосновения?
Феофан: В сочетании красоты и энергии. Если бы была в древнее время возможность сделать такие рваные громкие биты, то, что мы делаем, появилось бы именно тогда. Тогда ритм, конечно, не считали, но разницы мало. Посмотрите на танец драмстеп. На YouTube очень любят накладывать народные русские танцы на эту музыку. Несведущий человек может не сразу и отличить, правда это или не правда. Все корнями оттуда идет. Вот есть балалайка — струнный инструмент, на ней часто играют динамичную музыку. То же самое — драм-н-бейс. Он несет просто колоссальную энергетику. Если попробовать постоять у нас на концерте рядом со сценой, вы почувствуете...
Никодим: Если попробовать там постоять, то постоять у вас не получится, вот что я скажу. Народная музыка обладает большой энергией, она сама по себе очень энергична. А когда эта энергия усилена драм-н-бейсом, тут уж держите меня семеро. Я на первом концерте пробовал стоять за диджейской установкой, не выдержал, сорвался в пляс, побежал на край сцены, так с тех пор и делаю. Можно сказать, что музыка изначально всем управляет — и нами в том числе.
Народный русский драм в единственном на данный момент клипе Нейромонаха Феофана «Притоптать»
- В каком-то смысле драм-н-бейс — тоже народная музыка. Приводит людей в зале к общему знаменателю.
Феофан: Есть люди, которые почти не смотрят на сцену на концерте, просто танцуют. А есть люди, которым важно посмотреть, что там происходит. Поэтому мы стараемся насытить соразмерно музыкальную составляющую и визуальную. Многие вот выступают на фоне баннера, а мы стараемся сделать как-то поинтереснее. Так мы проявляем свое уважение к слушателям. Мы понимаем, что стоять на сцене с микрофоном, не шевелясь, на темном фоне и просто играть музыку в нашем случае мало. Не потрудиться, чтобы передать всю мощь придуманного образа, — это неуважительно. Поэтому мы стараемся захватить на концерте все чувства.
Никодим: У нас витражи, пляски, визуализации, посох с лазерными лучами, мóлодцы с топориками. Медведь. Мóлодцы, кстати, сами к нам пришли однажды на концерт, мы их и взяли. Мы свою программу постоянно дорабатываем и к публике прислушиваемся очень внимательно. Ходим, бывает, перед концертом без костюмов в толпе — слушаем, кто что рассказывает.
- Вы много говорите про концерты, но начали ведь далеко не с них. Когда вы увидели впервые, как зал под вас пляшет?
Феофан: В этом году. До этого я сам записывал песни, еще с 2009 года. Года полтора назад Никодим в лес забрел — мы все старые песни перезаписали (альбом почти целиком состоит из них), написали и несколько новых. А вот потом уже и стали выступать.
- Что почувствовали?
Феофан и Никодим (одновременно): Поняли, что делали все правильно!
- Вам пишут люди? Много?
Никодим: Люди просят новых песен.
Медведь: Очень много непрочитанных сообщений, к сожалению, на все ответить нет возможности. Там несколько десятков тысяч висит. Мы и решились-то на первый концерт только потому, что люди просили.
- Для вас с самого начала было важно сохранять инкогнито. Почему так?
Феофан: Потому что главное , что мы доносим, — эмоции и музыка. Персонализировать эти вещи смысла никакого нет. Вот как в стихотворении, знаешь? «Не стоит лезть за декорации». Мы очень любим то, что делаем. И видим, что людям тоже нравится. Иногда, конечно, спрашивают… но большинству не нужно это. Смысл в том, чтобы не рассеивать внимание. Понятно, что, если кто-то очень сильно захочет, он про нас больше узнает. Но даже если узнает и напишет у себя на странице в социальной сети, опять-таки большинству будет наплевать. Есть образ, он людям нравится. Это как сложно написанный стих. Каждый читает — и свой смысл находит. Зачем отнимать этот смысл у того, кто его нашел. Мы сознательно избегаем конкретики, потому что конкретика для кого-то верна, а для кого-то нет. Она сбивает с истинного смысла. Общее понятие и является самым правильным.
На концертах разодетые в народные рубахи и венки зрители пляшут под драм-н-бейс, подложенный под балалаечные мотивы.
- Трудно сохранить анонимность, когда становишься популярным.
Феофан: Ну жизнь-то, в принципе, все время течет и меняется. Мы не знаем, как оно там будет. Мы можем акцентировать внимание только на настоящем. Сегодня — анонимность. А через год, глядишь, будем бегать везде, раздавать интервью, со всеми фотографироваться и целовать в уста сахарные.
- Не могу не спросить: на сколько концертов хватает одной пары лаптей?
Никодим: Есть лапти разных мануфактур!
Феофан: Есть лыковые, есть берестяные. Берестяных хватило на восемь концертов. А лыковые живы по сей день. Мы же не бутафорские покупаем, а у мастеров заказываем.
- Сами не присылают еще — в качестве сувенира?
Медведь: Не. Иван-чай присылают зато. А вот лапти покупать — очень большая морока. Мы в Москве и Петербурге уже все скупили, какие нашли. Очень мало мастеров. Сейчас вот мне идут лапти из Томска, партию заказали. Знаете, что здорово? Люди на концерты стали в лаптях ходить. В группах у мастеров перед концертом шквал сообщений: «Куплю лапти». Очень большой спрос. Думаю, это большая проблема для наших слушателей — трудно лапти раздобыть.
- Надо прокат лаптей устроить.
Медведь: Хорошая идея.