перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кумиры 10 фактов о Курте Кобейне из фильма «Чертов монтаж»

На этой неделе вышел в прокат фильм «Курт Кобейн: Чертов монтаж», основанный на дневниках музыканта и его видео- и аудиоархиве, многие материалы из которого не публиковались ранее. «Афиша» рассказывает о том, что можно узнать из ленты о жизни музыканта и его близких.

Музыка
10 фактов о Курте Кобейне из фильма «Чертов монтаж»
01

Название фильма — отсылка к одному из его микстейпов

«Чертов монтаж» — название одного из миксов Кобейна, кассета №58 из 108 найденных в его архиве. В нем он экспериментировал с изменением скорости у песен, что были на пластинках у него и его девушки, Трейси. Девичий поп на «Чертовом монтаже» оборачивается ночным кошмаром, поверх которого Кобейн записывал что-то вроде «Они уже близко» и сводил Black Flag с чем-то вроде The Supremes. Фильм не уступает по динамике той самой кассете: здесь иногда сразу и не понять, что происходит. Впрочем, сам режиссер Морген говорит, что хотел создать ощущение аттракциона имени Курта Кобейна, американские горки про Nirvana, и это ему удалось.

02

Кобейн был желанным ребенком

Мать Курта, Венди Элизабет, в фильме говорит о том, что после женитьбы только и думала, что о рождении потомства; примечательно, что не менее желанной была Фрэнсис Бин у самого Курта, но уже по другой причине. Венди развелась с отцом семейства, Доном Кобейном, когда мальчик был маленьким. Это привело к тому, что и без того гиперактивный ребенок стал совсем неуправляемым. Поэтому создание собственной семьи в зрелости было для него чем-то вроде спасения от хаоса, в который он попал в совсем еще юном возрасте. К слову, еще в детстве Кобейн заинтересовался игрой на гитаре и записью звука на пластинки и кассеты.

03

Первая попытка самоубийства произошла в подростковом возрасте

Произошло это в возрасте 15-16 лет. В тот период он уже баловался легкими наркотиками, пытаясь спастись от психологических проблем, связанных с разводом родителей. Сначала он переехал к отцу, но мачеха выгнала его из дома. Потом ему пришлось скитаться по родственникам, и в конце концов он переехал к матери. Но к тому моменту она уже была ему не рада. Курт чувствовал себя ненужным и из-за этого сильно переживал. Впрочем, благодаря счастливой случайности Кобейну не просто удалось остаться в живых, но и ничего себе не повредить.

04

Кобейн довольно подробно задокументировал свою жизнь

В его многочисленных дневниках можно найти практически всю его жизнь. Бытовые расходы — что купить сегодня и завтра, какому лейблу стоит отправить демокассету, сколько денег оставить себе и сколько отправить маме, как оформить майки тура и обложку альбома «Nevermind», тексты песен, аккорды, личные записи (причем предельно личные — другому человеку было бы страшновато и подумать о таком). Режиссер Бретт Морген управляется с этими дневниками в фильме даже лучше, чем с его саундтреком. Если без «Smells Like Teen Spirit» в исполнении хора и струнного квартета можно было бы легко обойтись, то шарик над текстом «Lithium», превращающий текст в караоке для зрителя, — это действительно остроумный ход.

05

Кобейн был феминистом с раннего возраста

«Не навредить девушке во время танца» — второе правило Кобейна, которое он придумал перед первыми выступлениями Nirvana. Первое, к слову, было про игру на гитаре — но именно это его напоминание самому себе куда интереснее. Про то, что Кобейн был человеком широких взглядов, было известно и до фильма, но именно благодаря мелким деталям из «Чертового монтажа» это знание усиливается. Кобейн был против гомофобии, расизма, шовинизма, против человеческой глупости: он сбежал из школы, когда их начали пичкать рейгановской пропагандой. Согласно фильму, Кобейн перегнул палку лишь единожды — после статьи в Vanity Fair он писал в дневнике, что на журналистку стоит наслать представительниц riot grrrls (феминистское хардкор-панк-движение начала 90-х), а потом звонил ей с угрозами (впрочем, об этом ниже).

06

Первым слушателем «Nevermind» была мать Кобейна

По всей видимости, первым человеком, послушавшим мастер-кассету легендарного альбома, была его мать, хотя в фильме не говорится об этом напрямую. Кобейн спустился из своей комнаты в одних только белых плавках и сказал, что у него на руках альбом, который очень скоро выйдет на лейбле Geffen. По счастливому совпадению Венди любила слушать музыку на полной громкости — поэтому оценила альбом в полной мере. Она сказала Курту, что эта запись изменит все, но ему стоит пристегнуть ремни, потому что он еще не готов к такой славе. Весь «Монтаж», по сути, это фильм о том, что делает с человеком слава и действительно ли он желает этого. Так до конца неясно, где Кобейн говорил о своем отношении к популярности с иронией, а где — всерьез.

07

Кобейн перешел на тяжелые наркотики из-за боли в желудке

Первый раз Кобейн принял героин, чтобы помочь себе справиться с болью: его состояние здоровья не слишком афишировалось, да и Кобейн в целом не любил давать интервью. Ожидаемо это ему не помогло — боли только усилились, но Курт боялся их исчезновения. По его словам, исчезновение болей могло способствовать исчезновению вдохновения. По фильму, с 1987 по 1990 год он принял героин 10 раз: дальше, кажется, цифра увеличилась: Крист Новоселич, подписанный в «Монтаже» просто как друг Курта, говорит, что помимо любви и желания создать семью одним из объединяющих факторов к отношениям Курта и Кортни была любовь к наркотикам.

08

Курт Кобейн искренне любил Кортни Лав

Вопреки всем разговорам и толкам, Кобейн любил свою жену — а она его; один из известных эпизодов на фестивале в Рединге, где музыкант просит многотысячную толпу сказать, что они любят Кортни, это хорошо иллюстрирует. В фильме не так много фактов об этом, но Морген справедливо решил: архивная съемка расскажет об этом лучше всего. Впрочем, то, насколько сильна была их связь, хорошо рассказывает и сама Кортни. По ее словам, Кобейн пытался покончить с собой в Риме (после чего впал в кому), когда узнал, что Лав хотела ему изменить. Стоило ей лишь об этом подумать, как Курт каким-то образом это почувствовал.

09

Курт любил читать о себе гадости

Лав и Кобейн любили зачитывать вслух письма тех, кто ненавидел Nirvana, Курта или Кортни, и при этом кто-нибудь из них изображал хейтеров на камеру. Проще всего дать ссылку на этот невероятно смешной момент из фильма. Кроме Кобейна в женском платье такие письма «зачитывала» и маленькая Фрэнсис Бин. К сожалению, отношения семьи Кобейн с журналистами были трудными. Поначалу им казалось, что статья в журнале Sassy про отношения Курта и Кортни была чем-то из ряда вон, но затем Vanity Fair опубликовала статью о том, как Лав принимала героин во время беременности, а маленькую Фрэнсис Бин назвали наркоманкой. Лав призналась в фильме, что про героин все было правдой. Но именно журналисты довели Кобейна и сделали его более нервным и мнительным.

10

Дочь Кобейна не знала своего отца

Фрэнсис Бин Кобейн, исполнительный продюсер фильма, не появляется в фильме в возрасте старше двух лет. Но сказанная ею на премьере фраза «Я не знала Курта» красноречиво говорит о том, почему ее нет в фильме. Режиссер фильма вообще отказался от большого количества «говорящих голов» и чаще всех остальных в фильме говорит сам Кобейн. Помимо него фигурируют мать Венди, отец Дон, мачеха Дженни, сестра Ким, друг (и по совместительству басист Nirvana) Крист, бывшая девушка Трейси и жена Кортни; в общем-то и все. Сам Морген говорит, что ему хотелось снять фильм с теми людьми, кто пришел бы на похороны Кобейна, как если бы сам музыкант был простым сторожем. Очень справедливый для такого фильма подход.

Ошибка в тексте
Отправить