«Я хотел показать большой космос. И вложил в это много средств»
В прокат выходит «Игра Эндера» — фильм про детей, которых готовят к войне с насекомоподобными инопланетянами. «Воздух» поговорил с режиссером Гэвином Худом о подростковом кино и боевиках класса «Б».
- Начало вашей кинокарьеры выглядит впечатляюще. 1991 год, «Американский кикбоксер»…
- С чего-то надо было начинать.
- 1994-й — «Проект «Охотник за тенью»-2», 1995-й — «Человек-бомба»…
- Ужасные, ужасные фильмы!
- 1997-й — «Операция отряда «Дельта»-2». Как вас угораздило?
- Сейчас расскажу. Я вырос в Южной Африке, где киноиндустрия оставляет желать лучшего. Были театры, там я и работал. Мне нравилось, но я не получал за это практически ничего. А потом появился Ави Лернер. Ави прилетел в Южную Африку, потому что здесь все было очень дешево. Он купил заброшенный парк развлечений — они обанкротились, и Ави купил все, что от них осталось, вместе со старыми зданиями и водными горками. Все было старым и прогнившим, но годилось в качестве декораций. И он штамповал фильмы за три-четыре недели. Он использовал все что Ави Лернер, герой Шестидневной войны и продюсер бессчетного количества боевиков класса «Б». Довел жанр до совершенства в четвертом «Рэмбо» и «Неудержимых»подвернется под руку, даже покупал готовые сцены из других фильмов. Выходила, например, «Охота за «Красным Октябрем», и Ави покупал прекрасные общие планы с подводными лодками. Для интерьера он собирал дешевую консоль с элементами управления и, когда хотел показать американскую подводную лодку, включал повсюду красный свет, а когда показывал русскую — на той же самой консоли включал зеленый. В общем, я в то время работал в театре и у меня выходил довольно популярный сериал на местном телевидении, в котором он меня и приметил. Он любил приглашать таких вот средних актеров из мыльных опер — ему была важна фактура, молодое красивое лицо и все такое. «Давай, Гэвин, сыграешь бойца, всего-то». И платил мне столько денег за неделю работы, сколько я не зарабатывал в театре и за три месяца. Даже учитывая, в каком говне я снимался, эти фильмы дали мне возможность уехать учиться в Америку. Вообще, этот опыт был невероятно полезен. Мы много снимали, и я часто думал о том, что тоже смогу когда-нибудь сесть в режиссерское кресло. По крайней мере смогу сделать это лучше, чем режиссеры Лернера. В последнем я был даже скорее уверен — фильмы были отборным дерьмом. Это время зари видеорынка. Никто в то время не смотрел фильмы из-за актеров. Если была видимость крепкого экшена, люди брали фильм напрокат не задумываясь. В то время продюсеры считали это легкими деньгами — они покупали готовые сцены из дорогих фильмов, монтировали свой трейлер, который выглядел невероятно круто, но сам фильм при этом был говном.
- У нас была похожая история: СССР развалился, вместе с ним — кинопрокат и производство, зато процветал черный видеорынок и как раз продукция Ави Лернера.
- Он приезжал сюда снимать?
- Нет-нет, мы просто смотрели эти фильмы на кассетах.
- А, значит, он нашел у вас рынок сбыта.
Гэвин Худ получил в 2005-м «Оскар» за лучший иностранный фильм — картину «Цоци» он снимал еще в ЮАР
- Эти фильмы были хитами — Чак Норрис, Стивен Сигал, Ван Дамм.
- Значит, я знаменит в России благодаря говнофильмам! (Смеется.) На самом деле, по-другому было просто нельзя. Как и в России, в Африке не было денег. Это грустно, но это факт. Конечно, я извлек из этого опыт, но я понимал, насколько это все было убого. Абсолютно никакого роста, надо было заняться чем-то еще. Такая тоска. Я с трудом представлял себе, как покину дом, если решусь на дальнейшее обучение в сфере кино. Конечно, спустя много лет я вернулся и снял свое кино в ЮАР, «Цоци». Это была моя мечта — снять такое кино, которым я мог бы гордиться, что оно было снято в Южной Африке. Ведь все остальные продолжали снимать ужасные фильмы для Ави Лернера. Конечно, он зарабатывал на этом много денег, но никто не хотел рассказывать хорошие истории, делиться своим видением, понимаете? Я надрал задницу его «Кикбоксеру»! Я взял «Оскар»!
- Пожалуй, пересмотрю сегодня «Американского кикбоксера».
- Я там появляюсь буквально на минуту, может, даже секунд на пять. Мертвый парень на заднем плане — вот и вся моя роль.
- Давайте перейдем к «Игре Эндера».
- Да, пожалуйста! Мне уже 50, хотелось бы оставить прошлое позади. У меня же дети, черт возьми! Когда-нибудь они посмотрят эти фильмы и… По крайней мере это не порнография. Экшен-порнография! Наверное, можно сказать и так.
- Книгу Орсона Скотта Карда вы в детстве не читали. Тогда что зацепило вас в этой истории?
- В юности я служил в армии. Меня призвали в морскую пехоту, но в плане подготовки разницы с сухопутными войсками практически нет. Тебя забирают из дома, увозят на край света, муштруют, делают агрессивнее, учат ненавидеть своего врага. Ты должен быть сильным, чтобы пройти
через это. Читая «Игру Эндера», я прекрасно видел все эти щекотливые темы. В книге очень точно и ярко показаны эмоции и мысли всех персонажей — перенести это на экран невероятно сложно. Это на бумаге у тебя сколько угодно места, чтобы не спеша рассказать читателю о чувствах героя. Именно за такие приемы я книгу и полюбил. Все, кто когда-либо был в армии, хорошо поймут главных героев — молодых ребят, способных и на сострадание, и на жестокость. Какой путь ты изберешь? Когда следует проявить милосердие, а когда применить насилие? Это общечеловеческий выбор, он стоит перед всеми нами и каждым из нас.
- Есть ощущение, что рынок подросткового фикшна перенасыщен. Спасибо «Гарри Поттеру», «Сумеркам» и всему, что за этим последовало. После успеха «Сумерек» каждая студия желает…
- …пойти по проторенной дорожке. Да, вы абсолютно правы. Не знаю, к чему это приведет, но подобной продукции слишком много. Что касается меня, есть еще одна причина, по которой я взялся за подобный проект. Каждый из нас в жизни проходит через несколько этапов. У меня растут дети, и большинство фильмов, которые снимают для молодежи, в основном следуют немудреной фабуле: живет на свете хороший парень, но тут что-то случается, и он вынужден найти плохого парня и надрать ему задницу, после чего воцаряется мир во всем мире. Это же полная херня. Уверен, что подростки гораздо умнее, чем о них думают, и они уже готовы к тому, что мир немного сложнее, чем противостояние добра и зла. А если подавать им эту идею еще и в развлекательном ключе… Надеюсь, «Игра Эндера» сможет дать им это. Крутые приключения, стильные костюмы, масштабные космические битвы — все составляющие развлекательного кино. При всем при этом главный герой, Эндер Виггин, не всегда такой уж положительный. Ты можешь соглашаться с его поступками, а можешь и нет. Мне нравятся его сцены с Харрисоном Фордом. Харрисон Форд старается выиграть войну и не желает прислушиваться к мнению ребенка, что, конечно же, не делает из него злодея, он просто ставит миссию во главе угла. Виола Дэвис же, наоборот, больше внимания уделяет детям и не может сосредоточиться на выполнении задания, что порождает конфликт. В итоге вы получаете камерную драму, но в декорациях большого научно-фантастического фильма, наполненного спецэффектами и зрелищем, достойного вашего попкорна при просмотре в кинотеатре с друзьями.
- К слову, о Харрисоне Форде. Он — звезда класса «А».
- Ну, теперь уже скорее «А» с минусом.
- Знакомые, работавшие с Тимуром Бекмамбетовым на «Особо опасен», рассказывали, как тяжело снимать звезду такого калибра. Анджелина Джоли приходила на площадку, и ее не заботило, выставлен ли, условно говоря, свет, — раз она на площадке, надо было начинать съемки. Немедленно. Форд же тоже непростой человек.
- Он не примадонна. Разумеется, он требовал к себе определенного уважения, но, должен сказать, он настоящий джентльмен. Он не станет сидеть и ждать, если ты облажался и не успел подготовить сцену. Он попрощается и уйдет к себе в трейлер. Но это знак для тебя — ты должен быть готов, причем не только для него, для любого актера. Все дело в дисциплине и организации рабочего процесса. Я ведь сам был актером и представляю, насколько уязвимыми они могут себя чувствовать, даже снимаясь в «Отряде «Дельта»-45». И я не понаслышке знаю, каково это — Роман Орсона Скотта Карда получил в середине 80-х обе главные премии в области научной фантастики — Nebula и Hugoиметь плохого режиссера. Когда я играл у Ави Лернера, при всем моем к нему уважении, режиссеры-то были полным говном. Они не знали, что делать, не представляли себе, для чего нужны актеры на площадке. Настоящий режиссер должен знать, когда он может диктовать свои условия, а когда должен отступить и дать актерам возможность работать свободно. Этому лучше дать два-три дубля для разогрева, а для этого нужно уложить сцену в один-два дубля максимум. Бену Кингсли — два-три дубля. Если снимаешь больше, он думает, что где-то ошибается, и начинает нервничать. Харрисон же — полная противоположность. Он может захотеть попробовать сыграть с другими акцентами или изобразить сцену по-другому. С ним уходило 10–12 дублей на сцену. Иногда больше, иногда меньше. И не потому, что он был плох, просто это его стиль работы. В первых дублях он бывает медлителен, когда обдумывает сцену, но затем он все делает как надо. Как режиссеру мне все равно, как они работают, лишь бы был необходимый результат.
- Нельзя не отметить, что инопланетный антураж у вас обставлен с особой любовью к ксеноморфам, — это оммаж Ридли Скотту и Джеймсу Камерону?
- Нет, вовсе нет. Так вышло, что в процессе съемок мы испытывали некоторые трудности с финансированием. Наши художники, работавшие раньше со Скоттом и Камероном, оказались в таком положении, что им пришлось разработать дизайн планеты очень быстро и за минимальные деньги. Большую часть денег мы угрохали на военную комнату, и было еще несколько больших и масштабных сцен, на которые тоже ушло много денег. Как режиссеру, мне постоянно приходилось выбирать, на что мы тратим деньги сегодня. Их никогда не бывает столько, сколько нужно. Для себя я решил, что в фильме обязательно должно быть два абсолютно уникальных и особенных места. Во-первых, это военная комната со стеклянной сферой — в книге фигурировал обычный черный ящик, но это так некинематографично! Я сказал продюсерам, что сделаю стеклянную сферу, через которую будет видно Землю. И каждый план с ней будет CGI-кадром. Они сразу: «Ты представляешь, во что это выльется?» — а я: «Оно того стоит. Комната очень важна в книге, и потому она должна быть особенной». А во-вторых, пещера симуляции в финале. Я ходил в планетарий с детьми, и они были в восторге от того, что увидели внутри. В книге герои вроде как играют в компьютерную игру. И ты думаешь — как это показать в фильме? Вспомнить Ави Лернера и включать красные и зеленые лампочки? (Смеется.) Я хотел показать большой космос. И вложил в это много средств. В общем, это хорошее кино, гораздо лучше, чем «Операция отряда «Дельта».