перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Восхождение Юпитер» Энди и Ланы Вачовски: небо славян

Станислав Зельвенский посмотрел новый диковатый фильм авторов «Матрицы» с Милой Кунис и сапогами-скороходами и считает, что в него невозможно не влюбиться.

Кино
«Восхождение Юпитер» Энди и Ланы Вачовски: небо славян

Юпитер Джонс (Мила Кунис) была зачата в Петербурге, папа — английский астроном (отсюда имя), мама — русская. Родилась во время маминого бегства в Америку (почему-то морем). Выросла и стала уборщицей в Чикаго.

Однажды Юпитер решает диковинным образом заработать денег на телескоп, и ее пытаются убить зеленые человечки, но в последний момент появляется мужчина с рыжеватой бородкой и эльфийскими ушами (Ченнинг Татум) и ее спасает. Он объясняет, что его зовут Кейн и он помесь человека и волка. На спине у него шрамы от крыльев, отобранных в момент увольнения из космического легиона. Зато на ногах — летающие ботинки. 

Ситуация вкратце такова. Королева влиятельной межгалактической династии Абрасакс была убита. У нее осталось трое наследников: злыдень (Эдди Редмейн), красавчик (Дуглас Бут) и морщинистая девушка (Таппенс Миддлтон), которые все и поделили (Земля досталась злыдню). Однако по случайности генетический код королевы полностью совпадает с генетическим кодом Юпитер — иначе говоря, та является точной копией покойной и в связи с этим может претендовать на управление галактикой. Поэтому злыдень хочет ее убить, а красавчик нанял Кейна, чтобы ее найти.

«Восхождение Юпитер» — редкий фантастический блокбастер, в фундаменте которого нет ни книжки, ни комикса, ни старинного сериала: Энди и Лана Вачовски придумали все самостоятельно. Хорошо это или плохо, другой вопрос. Чуть более складный сюжет «Восхождению», без сомнения, не помешал бы. В то же время складных сюжетов мы каждый год видим прорву, и что толку. А фильмы Вачовски появляются раз в несколько лет, и что-то подсказывает, будут теперь появляться еще реже — если они, конечно, не вернутся к малобюджетным лесби-триллерам (что тоже было бы интересно).

Скелет «Восхождения», разумеется, волшебная сказка. Имеется замарашка, которая не догадывается, что она принцесса. Имеется серый волк (правда, хороший). Имеется королевство и три претендента на трон, каждый в своем замке.

Следом идет мясо: некоторые особенности устройства вселенной и, в частности, развития жизни на Земле. Здесь Вачовски что-то заимствуют из собственной «Матрицы», что-то (уже не в первый раз) из «Сойлент грин», что-то из прочей фантастической классики — вплоть до «Звездных войн». Есть отдельный глубокий поклон фильму «Бразилия»: помимо финального эпизода довольно смешная, хотя и резко выбивающаяся по тону, серия сценок в небесной канцелярии, где в одном из кабинетов обнаруживается лично Терри Гиллиам. В целом все это, очевидно, надо понимать как сатиру на грабительский капитализм: герой Эдди Редмейна, встретившись с Юпитер, начинает почти прямым текстом зачитывать ей Айн Рэнд.   

Наконец, мясо покрыто кожей — многомиллионными, заточенными под 3D спецэффектами, полетами, перестрелками, удивительными рожами и красивыми пейзажами. Порой они выглядят вторично (например, с одной сценой «Восхождение» на полгода обогнали «Стражи Галактики»), порой нелепо, но вообще, по правде говоря, очень здорово — чего стоят одни летающие ботинки. Мир «Восхождения» управляется гуманоидами, но его приятно разнообразят то человек-слон, то гигантская ящерица в кожанке. Актеры тоже стараются по мере сил: Татуму что-то вставлено в челюсть, Редмейн говорит так, словно у него всю дорогу несварение желудка.

И во все это безобразие брошена простая русская девчонка, которой хочется любви и телескоп. Мила Кунис с ее подходящим происхождением и актерской естественностью сбивает с затеи Вачовски остатки пафоса. Это не Кеану Ривз, в ней самой нет решительно ничего странного — и поэтому одним своим присутствием в кадре она саботирует его эксцентричность, его барочные излишества. Трудно сказать, что было бы, снимись в главной роли, как сперва планировалось, Натали Портман, но это был бы совсем другой фильм. Если бы Шон Бин (один из недописанных персонажей второго плана, которыми полно «Восхождение») промолвил что-нибудь вроде «пчелы не лгут», проникновенно глядя на Портман, это смотрелось бы глупо. Когда перед ним Кунис, это смотрится настолько глупо, что уже даже и не глупо, а весело. 

«Восхождение Юпитер» — фильм-бардак, фильм-куча-мала, фильм, в котором возмутительно много говорят, неловко шутят и пуляют друг в друга из бластеров. Когда Вачовски пугают, это не страшно — в отличие от моментов, когда героям надо поцеловаться. Обрезанные, чтобы вписаться в хронометраж, сюжетные линии и идеи торчат из «Восхождения», как нитки из распущенного свитера. Но как можно не влюбиться в это кино, тоже не очень понятно. Удивительный режиссерский дуэт наконец перестал играть в визионеров и сделал фильм в свое и наше удовольствие — угробив $200 млн на адский грим, сапоги-скороходы и похищение русской семьи рептилоидами (через крышу). Если в мире, где все решают продюсеры и фокус-группы, еще возможно что-то подобное, он стоит того, чтобы поторговаться за него с галактическим советом директоров. 


Ошибка в тексте
Отправить