перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Венеция-2015 Конкурсная программа фестиваля: в тени Сокурова

Изучив конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, Антон Долин предполагает, что равных русскому режиссеру там нет.

Кино
Конкурсная программа фестиваля: в тени Сокурова

Крайне грустно, читая программу грядущего Венецианского фестиваля, видеть, что в алфавитном списке стран-участников там за Польшей (два фильма, один из них конкурсный) сразу идут Катар и ЮАР (у каждой страны тоже по конкурсной картине!), а России между ними не обнаруживается. Особенно после Канн, где тоже в целом обошлось без нас, хотя пару картин в конкурсе учебных работ затесалось, а одна из них даже заслужила диплом. В Венеции — никакого российского участия. Зеро. Политическое это явление или культурное, решайте сами.

Зато в основном конкурсе российский режиссер — Александр Сокуров. Просто его «Франкофония» — уже не русский фильм с немецкими актерами, каким был «Фауст», а полноценная копродукция трех европейских стран: Франции, Германии и Нидерландов. Сделана картина по заказу Лувра, рассказывает о судьбе работников музея и его коллекции в годы немецкой оккупации. Звучит в ней и русская речь, но центральные роли сыграны немецкими и французскими артистами. И вот что интересно: похоже, сегодня Сокуров — самый именитый участник венецианского конкурса. Говоря по-спортивному, тяжеловес. Недавний лауреат «Золотого льва» (что, увы, снижает шансы на победу), он не старомоден, как соревнующийся с ним за ту же награду итальянский ветеран Марко Беллоккьо («Кровь моей крови»), и менее маргинален, чем переживающий вторую кинематографическую молодость выдающийся поляк Ежи Сколимовский («11 минут»). Вокруг его фильма даже некоторый ажиотаж. Ходят слухи, что в Канны его не взяли по идеологическим причинам — мол, о коллаборационизме французы вспоминать не любят. К тому же у «Русского ковчега» в Штатах и Европе статус культовой картины — так что следующий «музейный» проект Сокурова, «Франкофонию», очень ждут. У нее все шансы стать событием фестиваля этого года.

Еще один режиссер, которого хочется назвать нашим, так свой фильм и назвал — «Событие». Да только космополит Сергей Лозница, живущий в Берлине, предпочитает называть себя украинцем, что и подтвердил, показав год назад «Майдан» в Каннах. Его очередная работа — тоже документальная, собранная из старой хроники, как и сенсационные ленты «Представление» и «Блокада». Тема на этот раз — путч 1991 года в Ленинграде, слоган — «Три дня, которые потрясли мир, или Много шума из ничего?». Так что без русской темы в Венеции не обойдется. Вряд ли удалось пройти мимо нее и в украинской ленте, тоже неигровой и тоже представленной вне конкурса, «Зима в огне», которую сделал уроженец Казани, ныне израильтянин Евгений Афинеевский. 

Вернемся к конкурсной интриге, которая пока выглядит исключительно смутно: слишком много темных лошадок среди претендентов на золотых и серебряных «Львов». Не занимаясь заведомо тщетными попытками распределить так называемые шансы, хочется обратить внимание как минимум на полный метр режиссера «Настоящего детектива» (первого сезона!) Кэри Фукунаги под названием «Безродные звери», где сыграл другой сериальный герой — Идрис Эльба: тема фильма — подростки, втянутые в деятельность боевиков в современной Африке. Совершенно точно внимание будет приковано к новой работе британца Тома Хупера, который успел прославиться оскаровским успехом «Король говорит!» и провалиться с «Отверженными». Его «Девушка из Дании» основана на реальных событиях и рассказывает о первом мужчине, сменившем пол. В главной роли — свежий лауреат «Оскара» Эдди Редмейн. Те же, кто предпочитает заведомо конъюнктурному (что вовсе не значит плохому) кинематографу более причудливое кино, уже ликуют в ожидании «Аномализы» — второй режиссерской работы культового сценариста Чарли Кауфмана, выполненной в технике кукольной анимации.

Кроме перечисленных, в программе французы Ксавье Джанноли и Кристиан Венсан, аргентинец Пабло Траперо, израильтянин Амос Гитай, канадец Атом Эгоян и некоторое количество итальянцев. Самый же интригующий пункт конкурса, бесспорно, режиссерский дебют 68-летней королевы нью-йоркского андеграунда Лори Андерсон с фильмом «Собачье сердце». Не радуйтесь раньше времени, поклонники Булгакова: пока сообщается, что это не экранизация злоключений Шарика-Шарикова, а портрет принадлежащего певице бордер-терьера.

Вне конкурса самое радостное событие — полнометражный «После полудня» Цая Минляна, означающий, что тайваньский гений все-таки передумал покидать кинематограф. В ролях заявлены сам режиссер и его постоянный актер и муза Ли Каншен. Хотя, конечно, куда больший зрительский ажиотаж вызовут другие картины: открывающий фестиваль альпинистский триллер Бальтазара Кормакура «Эверест», байопик легендарного гангстера «Черная месса» с Джонни Деппом и шестнадцатиминутная работа Мартина Скорсезе «Кинопроба», сделанная по заказу казино Макао, с внушительным бюджетом — недаром в ролях Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро. Очевидно, выполнив приглашением этой ленты необходимый минимум по части звезд, директор фестиваля Альберто Барбера мог бы расслабиться. Но нет: в конкурсе еще покажут «Равных» Дрейка Доремуса с Кристен Стюарт, а вне конкурса — «Иди со мной» с Энтони Хопкинсом и «В центре внимания» с Майклом Китоном и Рейчел МакАдамс. Уравновесит весь этот гламур параллельная секция «Горизонты», как обычно, переполненная причудливыми на вид дебютами представителей малоизвестных кинематографий. 

Ошибка в тексте
Отправить