«Утопия»: что не так с конспирологическим сериалом
На этой неделе завершился второй сезон британского сериала «Утопия» — продолжение конспирологического триллера про загадочный комикс и судьбы человечества в руках гиков. Максим Сухагузов полагает, что новые серии вышли закономерно скучнее.
Где Джессика Хайд? Кто такой мистер Кролик? Что скрывает комикс «Утопия»? Все эти ключевые вопросы будоражили поклонников конспирологического фарса «Утопия», который в прошлом году стал чуть ли не главным индикатором продвинутости любителей сериалов. В его фанаты записался даже Дэвид Финчер, который в ближайшем будущем намерен сделать американский ремейк для канала HBO.
По сюжету это конспирологическая халтура в духе Дэна Брауна — с интересной завязкой; но чем дальше сериал уходит в дебри паранойи, тем больше появляется в нем сюжетных дыр и уловок ради уловок. Первый сезон стартовал с изощренного убийства гиков в магазине комиксов — так началась охота за неопубликованной второй частью загадочного графического романа «Эксперимент «Утопия», который нарисовал сумасшедший ученый-генетик. Оказалось, что в комиксе зашифрована информация, от которой зависит судьба всего человечества. На поиски утерянной «Утопии» бросилась кучка суетливых фанатов: чернокожий айтишник Иэн, проблемная девушка-гик Беки, доморощенный хакер-параноик Уилсон и 11-летний хулиган Грант. Оставляя кровавый след, за ними плелся дуэт флегматичных киллеров, которые… в общем, не обошлось без тайной организации и некоего могущественного мистера Кролика.
Впрочем, все эти перипетии сюжета не так уж важны — в сравнении с тем, как это сделано. Одного из убийц вы точно никогда не забудете, и никакой Финчер не сможет его выдумать заново: шаркающий увалень Арби с одышкой и отрешенным взглядом, за которым скрывается настоящая машина для убийств. В глаза сразу бросались почти ядовитые тона и вычурные планы, как будто оператор, следуя логике комиксов, оставлял в кадре место для пузырей с диалогами. Во время обычного разговора, снятого «восьмеркой», камера могла неожиданно взлететь и уткнуться в небо. «Утопия» не стеснялась показывать изощренные пытки, убийства и матерящихся детей — авторов сериала даже пытались привлечь к ответственности за сцену расстрела в школе. В общем, во всем этом проглядывалось упоительное чувство вседозволенности и свободы, которое во втором сезоне, к сожалению, куда-то улетучилось.
Однако в нем тоже есть чему удивиться. Начинается он с приквел-серии про 1970-е, где разворачивается предыстория происхождения графического романа, мистера Кролика и той самой угрозы человечеству. Ученого в молодости сыграл Том Берк из сериала «Час», а настоящей звездой премьерного эпизода стала рыжеволосая Роуз Лесли из «Игры престолов». Поклонники «Утопии» должны примерно представлять, каким образом авторы сериала могут сплести воедино теорию заговора, победу Маргарет Тэтчер на выборах и аварию на атомной станции в Пенсильвании. Для создания ретроэффекта модные узкие пропорции кадра заменили на классические 4 x 3. В этом плане «Утопия» по-прежнему осталась безумным аттракционом эффектного выпендрежа.
Ко второй серии сюжет возвращается к знакомым героям, в жизни которых многое изменилось. Киллер Арби отпустил бороду и пробует адаптироваться к нормальной жизни. Айтишник Иэн никак не может смириться со своей бессмысленной работой. У Уилсона появилась новая повязка на глазу и новые обязанности. Пугливого ученого Дональдсона теперь играет другой актер. Грант заметно подрос, но остался трудным подростком. Плюс к команде присоединился загадочный дед Антон, который что-то бубнит на румынском. Всем до сих пор важно знать, где находится Джессика Хайд (с ней также произошли заметные изменения), потому что она главный двигатель сюжета. Коварный план по … (здесь должен быть спойлер) человечества наконец перешел из тестового режима к реальному воплощению.
Вся беда второго сезона в том, что авторы уже успели сто раз специально нарушить все заповеди конспирологического детектива (и еще столько же раз неспециально), перепутать жанры и окончательно заиграться. При этом забыли добавить необходимых эмоций и фирменного куража. Аудиторию всю дорогу пичкают загадками ради загадок — без каких-либо ключей или подсказок, просто чтобы в нужный момент стукнуть зрителя по голове и радостно отбежать. Так как от подобных притянутых за уши разгадок на последней странице не получаешь никаких эмоций, сценаристам для достижения эффекта приходится применять их все чаще и чаще, что превращается в какой-то саспенс-онанизм. Главные герои «Утопии», которые и до этого были пешками, а не полноценными характерами, окончательно превратились в ходячие функции. Все, что им осталось, — это создавать видимость интриги и бесконечно тыкать друг в друга пистолетами. Как только персонаж исполнил все свои обязанности в кадре, его тут же вычеркивают из сюжета выстрелом в голову. Выхлопа от этого — ноль.
Конечно, обидно, что праздник непослушания обрел такое скучное продолжение. Ощущение от этого примерно такое: раньше сериал беззаботно плавал в своем соку, а теперь создатели вынужденно скребут веслами по дну или уткнулись лодкой в берег. На самом деле все линейные истории, которые ленятся по ходу придумывать себя заново, существуют по принципу кругов на воде — вначале бомбануло, но чем дальше от центра, тем тише волны. Волны разбиваются о берег «Утопии».- Подробнее Афиша–Сериалы