перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Твиттер, бренди, Кубрик и Хичкок: чем занят Стивен Содерберг на пенсии

Завтра выходит «Супер Майк XXL», которого Стивен Содерберг смонтировал, спродюсировал и снял как оператор, на следующей неделе — «Citizenfour», где он выступил продюсером. Вспоминаем все остальное, что неутомимый автор успел сделать с тех пор, как ушел из кинорежиссуры.

Кино

«Больница Никербокер»

Фотография: Amedia Premium

«Я не прочь снять какой-нибудь телесериал, если подвернется что-нибудь хорошее», — так Содерберг отвечал на вопрос, чем он будет заниматься, когда выйдет на режиссерскую пенсию. Это не первый опыт на телевидении: в 2003 году он придумал для HBO крайне формалистский — и не слишком удачный — сериал про вашингтонских лоббистов «K Street», состоящий из 10 эпизодов и не продленный на второй сезон. Теперь же ему подвернулось что-то по-настоящему хорошее — сериал Cinemax «Больница Никербокер», красочное и предельно физиологичное жизнеописание доктора Джона Тэкери (Клайв Оуэн), гения, наркомана и человека с трудным характером. Тэкери — заведующий хирургическим отделением нью-йоркской больницы Никербокер, открывающей новые методы лечения в начале XX века в условиях высокой смертности и отсутствия антибиотиков. «Больницу» можно смело считать новым десятичасовым фильмом Содерберга — во-первых, благодаря запредельно кинематографическому качеству сериала, а во-вторых — потому что Содерберг собственноручно снял и смонтировал все 10 эпизодов, что в сегодняшней телевизионной практике — большая редкость.

Пьеса «The Library»

Фотография: Joan Marcus

Заявляя о своем уходе из кинематографа, Содерберг уточнил, что искусством при этом заниматься не перестанет — в планах у него были театр, телевидение, романы и многое другое. В частности — несколько бродвейских пьес, написанных сценаристом Скоттом З.Бернсом («Информатор», «Заражение», «Побочный эффект»), и два мюзикла. Первый — бродвейская адаптация «Супер Майка», над которой сейчас идет активная работа, — туда он планирует вставить еще больше стриптиза и как-то вовлечь в это действие зрителя. Второй — бродвейская версия многострадальной «Клеопатры», которую режиссер хотел делать в формате грандиозного 3D-мюзикла с Кэтрин Зитой-Джонс в главной роли, Хью Джекманом в роли Марка Антония и Рэем Уинстоном — Юлием Цезарем (сумасшедший проект, который в свое время просто не сложился). Опыт работы в театре у него тоже уже был: в 2009 году Содерберг поставил пьесу «Tot Mom» для Сиднейской театральной компании — про судебный процесс по поводу смерти Кейли Энтони, двухлетней американской девочки из города Орландо, утонувшей в бассейне (а может быть, убитой собственной матерью). После спектакля Содерберг даже снял короткометражку для личного пользования с участниками постановки — «Последний раз, когда я видел Майкла Грегга», комедию об актерах, которые ставят чеховских «Трех сестер».

Пока из всех театральных планов, обещанных автором, в жизнь успел воплотиться только один — пьеса «Библиотека», где Хлоя Морец играет девочку, выжившую после стрельбы в школе. Первый опыт работы Содерберга в нью-йоркском театре пользовался огромным успехом у публики и был страшно расхвален критиками. «Успех этой пьесы напрямую зависит от того, насколько страшно мне было ее делать», — впоследствии объяснил Стивен в интервью The New Yorker.

«Psychos»: мэшап Хичкока и Ван Сента

На досуге Содерберг, виртуоз пластических форм и гений монтажных склеек (собственные фильмы он монтировал под псевдонимом Мэри Энн Бернард), занимается тем, что переделывает известные фильмы на свой вкус, ничем это не мотивируя и не особенно заботясь об авторских правах. Или делает из двух один — как в случае с хичкоковским шедевром «Психоз» и его покадровым ремейком авторства Гаса Ван Сэнта. В своей версии Содерберг по сцене миксует две версии между собой или накладывает одну на другую — как, например, знаменитый эпизод в душе. В результате содерберговский мэшап оказывает поистине терапевтический эффект на фильм Ван Сэнта, добавляет ему глубины и смысла, реабилитируя его таким образом в глазах зрителей и критиков, заклеймивших «Психоз» в 1998 году как бессмысленное формальное упражнение в имитации чужого стиля.

Перемонтированные «Врата рая» и «2001 год: Космическая одиссея»

Фотография: Metro-Goldwyn-Mayer

Если «Psychos» был для Содерберга своего рода экспериментом, то перемонтированные версии фильмов «Врата рая» Майкла Чимино и «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика можно смело считать техническими упражнениями с кинематографической материей, позволяющими лучше понять отдельно взятые фильмы. Это своего рода мастер-класс для режиссеров всего мира, наглядно демонстрирующий, как отфильтровать материал, оставив только самое необходимое. Содерберг поясняет, что эта работа — результат чрезмерной увлеченности обоими фильмами: если смотреть что-то регулярно, твой фанатизм доходит до той точки, когда становишься жестоким к предмету своего обожания и пытаешься сделать его еще лучше. 219-минутную версию «Врат рая» он сократил до 108 минут, «Космическую одиссею» урезал на полчаса, а «Индиану Джонса в поисках утраченного ковчега» превратил в черно-белый фильм с саундтреком Трента Резнора и Аттикуса Росса.

Роман в твиттере «Glue»

Еще Содерберг обещал, что будет писать романы, — и не обманул, но, как обычно, подошел к делу нестандартно, опубликовав детективную повесть «Клей» в своем твиттере @Bitchuation, выкладывая ее в течение двух месяцев. «Клей» состоит из 42 глав и выглядит как черновик неснятого сценария. Повествование ведется в прямом эфире от второго лица — Содерберг объясняет читателям, что они видят или делают в данный момент, сопровождая твиты пояснительными фотографиями и сценическими зарисовками. Общий настрой «Клея» — крутой боевик с циничным насилием, сексом и предательствами — сравнивали с романами Дэшила Хэммета, общую стилистику — с Беккетом и французскими романами 1950-х годов. Для Содерберга же это в первую очередь исследование нового медиа, но тех, кого раздражает читать кучу твитов в обратном порядке, «Клей» издали в виде книги.

Продюсерский проект «Citizenfour»

Трейлер «Citizenfour»

Содерберг ушел из режиссуры, но не закончил с продюсированием — помимо собственных проектов, к которым он так или иначе причастен («Больница Никербокер», «Супер Майк XXL» или телесериал по мотивам «Девушки по вызову», про который пока ничего не понятно), он вложил десять тысяч долларов в Kickstarter-кампанию странного малобюджетного фильма Спайка Ли «Сладкая кровь Иисуса», оказавшегося ремейком инди-хоррора 1973 года «Ganja & Hess». Гораздо более успешным стал другой его продюсерский проект — громкий документальный фильм журналистки Лоры Пойтрас «Citizenfour» про Эдварда Сноудена, который выходит в прокат на следующей неделе.

Списки просмотренного

Помимо других — вышеперечисленных — дел, Содерберг умудряется ежедневно смотреть и читать невероятное количество фильмов, сериалов и книг. Все это он документирует и выкладывает в виде списка на свой сайт. Тут, например, можно посмотреть, как он провел 2014 год.

Бренди Singani 63

Боливийский бренди Singani 63 Содерберг полюбил на съемках фильма «Че» в 2007 году благодаря кастинг-директору Родриго Бейотту. Полюбил настолько, что стал заниматься его импортом в США. Особенного внимания заслуживает рекламная кампания Singani 63 — выдающийся постер со слоганом «Пейте сколько хотите. Только не водите машину. Или самолет» —и другие цитаты бывшего кинорежиссера, например: «Я построил всю свою карьеру на том, чтобы попытаться отличить выдающиеся вещи от обычных, и я уверен, что Singani 63 — это выдающийся продукт, ровно так же, как я уверен в том, что высадка на Луну была подделкой, а Мэрилин Монро была мужчиной». Или «Я не только рекламирую этот продукт, я пью его прямо сейчас». Целиком описание (тоже, кстати, весьма примечательное) этого удивительного напитка можно прочитать, например, здесь. Купить его, к сожалению, пока что получится только в Америке, но все желающие могут поучаствовать в организованном Содербергом видеоконкурсе на лучшую рекламу Singani. Торопитесь — прием заявок заканчивается пятого июля.

Сайт Extension 765

Вышеупомянутый сайт, где Содерберг выкладывает свои списки, видео, перемонтированные фильмы и ведет дневник, состоящий из коротких эссе о кино и жизни. Помимо этого на сайте можно купить футболки, пресс-кит «Девушки по вызову» с автографом автора и коврик для мыши «Тринадцать друзей Оушена».

Монтаж и операторская работа в «Супер Майк XXL»

Фотография: «Каро Премьер»

За помощью в монтаже к Содербергу обращался Спайк Джонз — первая версия его фильма «Она» длилась больше 150 минут, и он попросил Содерберга сделать его фирменный «быстрый, инстинктивный монтаж». Тот нещадно порезал фильм до 90 минут, и, хотя Джонзу такой расклад не очень понравился, он, переделав его заново, признал, что содерберговская версия помогла ему избавиться от лишних сюжетных линий. Но самая важная история, связанная с монтажом, — это «Супер Майк XXL». Фильм снял содерберговский ассистент Грегори Джейкобс, работавший чуть ли ни на всех его фильмах, а спродюсировал, смонтировал и снял в качестве оператора сам Содерберг — то есть фактически продолжение истории про стриптизеров из Тампы сделано почти целиком руками режиссера оригинала.
Ошибка в тексте
Отправить