Твиттер, бренди, Кубрик и Хичкок: чем занят Стивен Содерберг на пенсии
Завтра выходит «Супер Майк XXL», которого Стивен Содерберг смонтировал, спродюсировал и снял как оператор, на следующей неделе — «Citizenfour», где он выступил продюсером. Вспоминаем все остальное, что неутомимый автор успел сделать с тех пор, как ушел из кинорежиссуры.
«Больница Никербокер»
«Я не прочь снять какой-нибудь телесериал, если подвернется что-нибудь хорошее», — так Содерберг отвечал на вопрос, чем он будет заниматься, когда выйдет на режиссерскую пенсию. Это не первый опыт на телевидении: в 2003 году он придумал для HBO крайне формалистский — и не слишком удачный — сериал про вашингтонских лоббистов «K Street», состоящий из 10 эпизодов и не продленный на второй сезон. Теперь же ему подвернулось что-то по-настоящему хорошее — сериал Cinemax «Больница Никербокер», красочное и предельно физиологичное жизнеописание доктора Джона Тэкери (Клайв Оуэн), гения, наркомана и человека с трудным характером. Тэкери — заведующий хирургическим отделением нью-йоркской больницы Никербокер, открывающей новые методы лечения в начале XX века в условиях высокой смертности и отсутствия антибиотиков. «Больницу» можно смело считать новым десятичасовым фильмом Содерберга — во-первых, благодаря запредельно кинематографическому качеству сериала, а во-вторых — потому что Содерберг собственноручно снял и смонтировал все 10 эпизодов, что в сегодняшней телевизионной практике — большая редкость.
Пьеса «The Library»
Заявляя о своем уходе из кинематографа, Содерберг уточнил, что искусством при этом заниматься не перестанет — в планах у него были театр, телевидение, романы и многое другое. В частности — несколько бродвейских пьес, написанных сценаристом Скоттом З.Бернсом («Информатор», «Заражение», «Побочный эффект»), и два мюзикла. Первый — бродвейская адаптация «Супер Майка», над которой сейчас идет активная работа, — туда он планирует вставить еще больше стриптиза и как-то вовлечь в это действие зрителя. Второй — бродвейская версия многострадальной «Клеопатры», которую режиссер хотел делать в формате грандиозного 3D-мюзикла с Кэтрин Зитой-Джонс в главной роли, Хью Джекманом в роли Марка Антония и Рэем Уинстоном — Юлием Цезарем (сумасшедший проект, который в свое время просто не сложился). Опыт работы в театре у него тоже уже был: в 2009 году Содерберг поставил пьесу «Tot Mom» для Сиднейской театральной компании — про судебный процесс по поводу смерти Кейли Энтони, двухлетней американской девочки из города Орландо, утонувшей в бассейне (а может быть, убитой собственной матерью). После спектакля Содерберг даже снял короткометражку для личного пользования с участниками постановки — «Последний раз, когда я видел Майкла Грегга», комедию об актерах, которые ставят чеховских «Трех сестер».
Пока из всех театральных планов, обещанных автором, в жизнь успел воплотиться только один — пьеса «Библиотека», где Хлоя Морец играет девочку, выжившую после стрельбы в школе. Первый опыт работы Содерберга в нью-йоркском театре пользовался огромным успехом у публики и был страшно расхвален критиками. «Успех этой пьесы напрямую зависит от того, насколько страшно мне было ее делать», — впоследствии объяснил Стивен в интервью The New Yorker.
«Psychos»: мэшап Хичкока и Ван Сента
На досуге Содерберг, виртуоз пластических форм и гений монтажных склеек (собственные фильмы он монтировал под псевдонимом Мэри Энн Бернард), занимается тем, что переделывает известные фильмы на свой вкус, ничем это не мотивируя и не особенно заботясь об авторских правах. Или делает из двух один — как в случае с хичкоковским шедевром «Психоз» и его покадровым ремейком авторства Гаса Ван Сэнта. В своей версии Содерберг по сцене миксует две версии между собой или накладывает одну на другую — как, например, знаменитый эпизод в душе. В результате содерберговский мэшап оказывает поистине терапевтический эффект на фильм Ван Сэнта, добавляет ему глубины и смысла, реабилитируя его таким образом в глазах зрителей и критиков, заклеймивших «Психоз» в 1998 году как бессмысленное формальное упражнение в имитации чужого стиля.
Перемонтированные «Врата рая» и «2001 год: Космическая одиссея»
Если «Psychos» был для Содерберга своего рода экспериментом, то перемонтированные версии фильмов «Врата рая» Майкла Чимино и «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика можно смело считать техническими упражнениями с кинематографической материей, позволяющими лучше понять отдельно взятые фильмы. Это своего рода мастер-класс для режиссеров всего мира, наглядно демонстрирующий, как отфильтровать материал, оставив только самое необходимое. Содерберг поясняет, что эта работа — результат чрезмерной увлеченности обоими фильмами: если смотреть что-то регулярно, твой фанатизм доходит до той точки, когда становишься жестоким к предмету своего обожания и пытаешься сделать его еще лучше. 219-минутную версию «Врат рая» он сократил до 108 минут, «Космическую одиссею» урезал на полчаса, а «Индиану Джонса в поисках утраченного ковчега» превратил в черно-белый фильм с саундтреком Трента Резнора и Аттикуса Росса.
Роман в твиттере «Glue»
Еще Содерберг обещал, что будет писать романы, — и не обманул, но, как обычно, подошел к делу нестандартно, опубликовав детективную повесть «Клей» в своем твиттере @Bitchuation, выкладывая ее в течение двух месяцев. «Клей» состоит из 42 глав и выглядит как черновик неснятого сценария. Повествование ведется в прямом эфире от второго лица — Содерберг объясняет читателям, что они видят или делают в данный момент, сопровождая твиты пояснительными фотографиями и сценическими зарисовками. Общий настрой «Клея» — крутой боевик с циничным насилием, сексом и предательствами — сравнивали с романами Дэшила Хэммета, общую стилистику — с Беккетом и французскими романами 1950-х годов. Для Содерберга же это в первую очередь исследование нового медиа, но тех, кого раздражает читать кучу твитов в обратном порядке, «Клей» издали в виде книги.
Продюсерский проект «Citizenfour»
Трейлер «Citizenfour»
Содерберг ушел из режиссуры, но не закончил с продюсированием — помимо собственных проектов, к которым он так или иначе причастен («Больница Никербокер», «Супер Майк XXL» или телесериал по мотивам «Девушки по вызову», про который пока ничего не понятно), он вложил десять тысяч долларов в Kickstarter-кампанию странного малобюджетного фильма Спайка Ли «Сладкая кровь Иисуса», оказавшегося ремейком инди-хоррора 1973 года «Ganja & Hess». Гораздо более успешным стал другой его продюсерский проект — громкий документальный фильм журналистки Лоры Пойтрас «Citizenfour» про Эдварда Сноудена, который выходит в прокат на следующей неделе.
Списки просмотренного
Помимо других — вышеперечисленных — дел, Содерберг умудряется ежедневно смотреть и читать невероятное количество фильмов, сериалов и книг. Все это он документирует и выкладывает в виде списка на свой сайт. Тут, например, можно посмотреть, как он провел 2014 год.
Бренди Singani 63
Боливийский бренди Singani 63 Содерберг полюбил на съемках фильма «Че» в 2007 году благодаря кастинг-директору Родриго Бейотту. Полюбил настолько, что стал заниматься его импортом в США. Особенного внимания заслуживает рекламная кампания Singani 63 — выдающийся постер со слоганом «Пейте сколько хотите. Только не водите машину. Или самолет» —и другие цитаты бывшего кинорежиссера, например: «Я построил всю свою карьеру на том, чтобы попытаться отличить выдающиеся вещи от обычных, и я уверен, что Singani 63 — это выдающийся продукт, ровно так же, как я уверен в том, что высадка на Луну была подделкой, а Мэрилин Монро была мужчиной». Или «Я не только рекламирую этот продукт, я пью его прямо сейчас». Целиком описание (тоже, кстати, весьма примечательное) этого удивительного напитка можно прочитать, например, здесь. Купить его, к сожалению, пока что получится только в Америке, но все желающие могут поучаствовать в организованном Содербергом видеоконкурсе на лучшую рекламу Singani. Торопитесь — прием заявок заканчивается пятого июля.
Сайт Extension 765
Вышеупомянутый сайт, где Содерберг выкладывает свои списки, видео, перемонтированные фильмы и ведет дневник, состоящий из коротких эссе о кино и жизни. Помимо этого на сайте можно купить футболки, пресс-кит «Девушки по вызову» с автографом автора и коврик для мыши «Тринадцать друзей Оушена».