перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Тор-2»: как философствуют молотом

Антон Долин о самом популярном фильме недели — и это не «Географ глобус пропил» и не «Жизнь Адель».

Кино
«Тор-2»: как философствуют молотом

Какие могут быть еще фильмы на неделе, когда на экраны одновременно выходят главный европейский хит года, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, и главный российский, ухвативший Гран-при в Сочи? 

Спросите у людей, и люди ответят: утомленные долгим лидерством отечественных картин, индифферентные к лесбийским страстям и пьющим географам, они голосуют руками, ногами и головами за фильм «Тор-2: Царство тьмы»

Со стороны может показаться, что кассовые успехи для такого фильма, тем более сиквела, вещь обычная. Это не так. Второй «Тор» — не тривиальный сиквел, а еще один кирпич в монументальной постройке студии Marvel. Все три серии «Железного человека», «Первый мститель», «Мстители» и «Тор» суть части сложнейшей конструкции, полноценной вселенной, которая до недавнего времени принадлежала субкультуре комиксов (в России мало кому знакомой): их объединяет единая эстетика и система персонажей, схожий пафос и художественные задачи. Только в отличие от бумажных комиксов на кону — сотни миллионов, и промахнуться нельзя никак. С каждым следующим фильмом необходимо оказаться круче предыдущего. Больше всего это напоминает карточный домик: еще один этаж — и архитектор опять превзошел себя, но падения избежал буквально чудом. Подобные чудеса Marvel, оправдав название студии, сделали рутиной. 

«Тор-2» — ультраромантическая love story, а вместе с тем эпическая история противостояния объединенных сил света из Валгаллы и подступающей из бесконечного космоса тьмы. В первой части ставка была сделана на комическое пришествие скандинава-небожителя в будничный мир современной Америки, для чего был приглашен специалист по осовремененным шекспировским адаптациям Кеннет Брана. Во второй юмор никуда не делся, даже обрел более хулиганские очертания — к примеру, уже в самом начале голый Стеллан Скарсгорд совершает ритуальные пляски среди камней Стоунхенджа, — однако пикантная постмодернистская амбивалентность полностью растворилась в детском восторге перед волшебным поднебесьем, где герои-великаны в сверкающих доспехах сражаются с разнообразной нечистью. Недаром здесь в режиссерах — один из постановщиков главной современной сказки для взрослых, «Игры престолов», Алан Тейлор.

Первый «Тор» чем-то напоминал старую французскую комедию «Пришельцы». «Тор-2» повышает ставки, играя на поле «Хоббита». Или, точнее, всегда восхищавшей Толкиена «Старшей Эдды»: «Из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца. Будет он грызть трупы людей, кровью зальет жилище богов; солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся, — довольно ли вам этого?» В самом деле, довольно: приведенными строками содержание фильма вполне исчерпывается. Именно в этом суперэффектном во всех смыслах аттракционе раскрывается подлинная задача Marvel: сотворение новой (или напоминание об очень-очень старой) космогонии, языческой по сути и игнорирующей требования пуританской американской морали. 

Если в первых комиксах о Торе их герой был все-таки человеком, который нашел чудесный молот Мьельнир и преобразился в бога грома, то нынешний кинематографический Тор, идеально воплощенный дюжим австралийцем Крисом Хемсвортом, существует вне этих скучных координат. Лишнее тому подтверждение — самый харизматичный и живучий злодей пантеона, бог хитрости и огня Локи, сыгранный британским интеллектуалом Томом Хиддлстоном: в новом фильме он объединится с простодушным братом, чтобы бросить вызов адептам тьмы. Продюсеры прекрасно знают: этого негодяя любят ничуть не меньше, чем его «положительных» соперников. Ведь ключевые для христианства понятия добра и зла в этой системе координат если не исчезают вовсе, то как минимум смещаются. 

Тор — в общем, как и другие полубоги из команды «Мстителей», — несет публике радость беззаботного архаического культа, не обременяющего моральными обязательствами, и игрового, едва ли не игрушечного по своей природе. Вместо того туповатого инфантилизма, к которому стремятся прочие голливудские мегаблокбастеры, он предлагает соблазнительную альтернативу — детство человечества, доцивилизационную забаву для всей семьи. Неудивительно, что даже знатный астрофизик Джейн Фостер (лауреат «Оскара» и вообще-то серьезная артистка Натали Портман) превратится в восторженную девчонку и прильнет к его могучей груди. А он обнимет ее, кулак с Мьельниром к небу — и полетел. Ну как тут не влюбиться. Тем паче что взамен Тор не требует практически ничего (разве что самую малость: заплатить за билет) — не бог, а молоток.

 

Ошибка в тексте
Отправить