Новая «Миссия» Том пятый, исправленный и дополненный: рецензия Сапрыкина на «Племя изгоев»
Юрий Сапрыкин посмотрел новую серию франшизы «Миссия невыполнима» и встретил в ней дух времени.
Отряд «Миссия невыполнима», специализирующийся на секретных международных операциях, в предыдущей серии взорвал Кремль без санкции Госдепа — и теперь должен быть расформирован. Его главная ударная сила, агент Итан Хант, также переживает не лучшие времена: сначала маньяк с лицом Владислава Монро травит его газом в лондонском магазине грампластинок, потом предполагаемый коллега маньяка пытается опробовать на нем свою коллекцию тесаков. На помощь приходит незнакомка, владеющая навыками ножевого боя, а также верные друзья по антитеррористическим операциям, и приключения начинаются.
Пятая часть франшизы «Миссия невыполнима» (как, впрочем, и любая киноэпопея, дожившая до пятой части) прежде всего заставляет задуматься о бренности сущего. Не в том смысле, что Том Круз уже не тот, — наоборот: рушатся царства, меняются геологические эпохи, курс доллара преодолевает психологически важную отметку и совершает отскок, а Круз все так же гонится на байке за очередной красоткой — и хоть бы ему хны. Если классический голливудский экшен середины 80-х на разные лады рассказывал зрителю, как хорошо быть богатым и здоровым, то нынешнее развитие жанра скорее подводит к мысли, что можно стареть красиво — и вообще мы еще повоюем: пятая «Миссия» могла бы выходить в качестве видеоприложения к проекту Владимира Яковлева «Возраст счастья», а сцены с отжиманиями и подтягиваниями главного героя с голым торсом явно призваны доказать, что деньги, потраченные на персонального тренера, в любом возрасте потрачены не зря. Да что там отжимания — в первых же кадрах Круз висит на двери взлетающего самолета, и предваряющие премьеру публикации отдельно подчеркивают, что это не спецэффект, не комбинированная съемка и не работа бригады каскадеров: это был Круз, и он действительно висел.
Собственно, большую (и лучшую) часть фильма Круз делает именно то, чего мы от него ожидаем: гонится, дерется, ныряет, стреляет, прыгает — и за это трудно не испытывать к создателям «Миссии» благодарность. После покорения небоскреба «Бурдж-Халифа» и минирования Кремля в предыдущей серии у съемочной группы, кажется, не осталось небанальных мировых достопримечательностей, которые можно было бы штурмовать или взорвать, — поэтому их энергия направлена на моделирование самых диких и невообразимых ситуаций: драка в кулисах Венской оперы во время спектакля «Турандот»? заплыв без акваланга в подземном резервуаре марокканской электростанции? секретная флешка, раскодировать которую может только британский премьер-министр, если прочитает кодовую цитату из Киплинга? Отлично, берем. Пятая «Миссия» вообще скроена по стандартам фильма-как-супермаркета: привет Хичкоку, поклон «Касабланке», погоня из «Ультиматума Борна», погоня из второй же «Миссии», иронический кивок в сторону худшей (или лучшей, как посмотреть) из эпох бондианы, когда Тимоти Далтон в «Искрах из глаз» заседал все в той же Венской опере, — все сделано с расчетом на то, что знакомая с детства картинка нам сердце исцелит и успокоит нервы, и этот расчет работает. Пейзаж разнообразят двойной агент по имени Ильза (шведская красотка Ребекка Фергюсон) — чья джокондовская полуулыбка (не говоря о навыках ножевого боя) вмиг затмевает прилипшую к лицу ухмылочку Круза — и Алек Болдуин, который дает в роли директора ЦРУ этакого крепкого силовика ельцинского призыва, уместно смотревшегося бы между Коржаковым и Сосковцом.
Глупо искать в фильмах, подобных «Миссии», отражение современности (и любим мы их не за это), но здесь, кажется, им даже удалось поймать какой-никакой цайтгайст — окончательно запутавшись в отношениях хороших и плохих агентов, «Миссия» сдвигается в сторону популярного (по крайней мере в России) морально-политического релятивизма, с позиции которого все отчетливо занятые позиции одинаково плохи: либералы и почвенники, «Моссад» и ХАМАС, МВФ и «Сирила», батальон «Азов» и батальон «Сомали», сила ночи и сила дня — все едино; принадлежность к той или иной стороне конфликта зависит лишь от того, в каком окопе ты оказался на момент начала боевых действий, а еще лучше застолбить подходящие места во всех окопах сразу, тем более что выкопаны они одной экскаваторной компанией, зарегистрированной где-то на Уолл-стрит. Впрочем, на то, чтобы развить или опровергнуть эту коварную мысль, у авторов не хватает то ли дыхания, то ли времени — и в финале все этические (да и трюковые) хитросплетения сводятся к набору максим из прописей для первого класса: если добрый ты, то всегда легко, друг в беде не бросит, лишнего не спросит, ну а девушки — а девушки потом. И пожалуй, единственное, о чем можно всерьез пожалеть в связи с пятой «Миссией», — что спецагент Ильза исчезает с экрана, так и не дав Крузу поцелуя без любви.