перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Список «Оскара-2015»: биографии, человек-птица и рыба-кит

Антон Долин рассмотрел номинации на премии Американской киноакадемии (в числе которых есть и «Левиафан») и решил, что почти любой результат будет выигрышем для умного зрителя.

Кино
Список «Оскара-2015»: биографии, человек-птица и рыба-кит

Теперь, когда номинации «Оскара-2015» объявлены официально, еще рано говорить о триумфаторе сезона, но главные фильмы можно перечислить с полной уверенностью. Картина, которая получится в итоге, покажется неправдоподобно оптимистичной.

Три главных претендента на приз за лучший фильм года (в конечном счете только этот лауреат и остается в народной памяти) — изобретательный «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, игривый «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона (у них по девять номинаций) и пронзительное «Отрочество» Ричарда Линклейтера (у него шесть, но важных — плюс победа на «Золотом глобусе» придает дополнительный вес). Все три фильма не ширпотребные, а фестивальные: Иньярриту открывал Венецию, Андерсон — Берлинале, а Линклейтер увез оттуда «Серебряного медведя» за режиссуру. Ни одного из трех режиссеров, пожалуй, гением не назвать, но каждый в номинированном фильме прыгнул значительно выше головы. Честно говоря, кто бы ни победил, это будет в равной степени приятно для всех поклонников хорошего авторского кино и полезно для киноиндустрии.

Правда, есть еще несколько важных претендентов — прежде всего получившая приз в Торонто «Игра в имитацию» Мортена Тильдума, история британского криптографа и математика Алана Тьюринга, сыгранного Бенедиктом Камбербатчем. У нее целых восемь номинаций, включая режиссерскую, и это, конечно, типичный оскаровский фильм. По счастью, он кажется даже чересчур оскаровским, чтобы победить. Однако забывать о консерватизме американских киноакадемиков тоже не следует: там много пожилых людей, которым изыски Андерсона, формализм Иньярриту или широта взглядов Линклейтера могут показаться попросту утомительными.

В ряду скорее аутсайдеров — но, может статься, и темных лошадок — получивший шесть номинаций «Снайпер», честный военный байопик от Клинта Иствуда, и «Вселенная Стивена Хокинга» Джеймса Марша с пятью номинациями, еще одно жизнеописание — на этот раз физика Стивена Хокинга (сыгравшие главные роли Брэдли Купер и Эдди Редмейн тоже номинированы). Куда больший интерес вызывает «Одержимость» Дэмиена Шазеля, жесткий джазовый триллер об опытном дирижере и молодом барабанщике, номинированный пять раз и попавший в категорию «Лучший фильм».

Все вышесказанное позволяет определить главную тенденцию и главный жанр «Оскара-2015»: кинороман воспитания, как в его традиционном скучноватом изводе а-ля ЖЗЛ (есть пара номинаций и у скучнейшего «Несломленного» Анджелины Джоли), так и в новаторском, более изобретательном, как у Шазеля, Андерсона или Линклейтера. Впрочем, упоительный «Бердмэн» с птицеобразным шизофреником Майклом Китоном не вписывается в эту картину вообще никак — и именно поэтому надеяться почему-то хочется именно на его победу. Все-таки «Отель «Гранд Будапешт» и «Отрочество» уже называли лучшими на «Золотых глобусах», не хватит ли с них? И для Китона, вероятнее всего, этот шанс получить заслуженную актерскую награду — лучший из возможных. Из числа всех актрис заведомо, не глядя фильма «Все еще Элис», пожелаем удачи Джулианне Мур, сыгравшей женщину, которая героически сражается с Альцгеймером. Она в прошлом году уже победила в Каннах за упоительную работу в «Звездной карте» Дэвида Кроненберга, так пусть заполирует тот приз давно заслуженным «Оскаром».

Из других заслуживающих внимания мелочей: «Соль земли» Вима Вендерса попала в документальную номинацию, Роберт Дювалл выдвинут за «Судью», целых четыре номинации у перфекционистского и утонченного «Уилльяма Тернера» Майка Ли и сразу пять — у разруганного критиками «Интерстеллара» Кристофера Нолана. Среди номинанток на женскую роль неожиданно Розамунд Пайк из «Исчезнувшей» Дэвида Финчера и Марион Котийяр из «Двух дней, одной ночи» братьев Дарденн (обе картины больше ни в одну категорию не вошли). «Лего. Фильм» дали номинацию за боевой хит «Everything Is Awesome!», но не включили в анимационную категорию, где зато нарисовалась изумительная «Сказание о принцессе Кагуя» Исао Такахаты.

Интересующая многих больше всего прочего номинация «Лучший фильм на иностранном языке» включает упоминавшиеся еще на «Золотом глобусе» «Мандарины» Зазы Урушадзе (Эстония), очень смешную черную комедию «Дикие истории» Дамиана Шифрона (Аргентина), нашумевшую и имеющую серьезные шансы «Иду» Павла Павликовского (Польша), «Тимбукту», социально значимый фильм-манифест о борьбе с радикальным исламизмом от выпускника ВГИКа Абдеррахмана Сиссако (Мавритания) и, наконец, нашего «Левиафана» Андрея Звягинцева. О нем и его оскаровских надеждах уже сказано слишком много, в том числе здесь. Хватит, пожалуй, не сглазить бы. Пока что в ожидании проката (с 5 февраля) и церемонии вручения премий Американской киноакадемии (22 февраля) продолжим делать то, что, согласно старинному студенческому суеверию, может помочь на экзамене: нещадно ругать нашего номинанта. Он заслужил свою пятерку. 

Ошибка в тексте
Отправить