«Советник» Ридли Скотта: если ты едешь не туда, поворачивать уже поздно
Ридли Скотт в тандеме с великим писателем Кормаком МакКарти произвел на свет самый яркий и странный свой фильм за много лет. Роман Волобуев пробует понять, что это было.
За последние 10 лет поход на нового Ридли Скотта стал отчетливо мазохистским занятием. Схема раз за разом одна: гаснет свет, любимый автор что-то в меру эффектно чудит минут пять, а дальше исчезает за мастерски подсвеченной занавеской, оставив тебя наедине со стомиллионной машинерией — смазанной и отлаженной так хорошо, что режиссер может позволить себе вздремнуть. Скотт — великий, ужасный, огромный, как дерево; Скотт — ревизионер, модернист, феминист и прочая, человек, взломавший и перепридумавший полдюжины жанров, — тихо стал чем-то вроде Михалкова (минус усы, плюс технические навыки): нежность каждый раз мешалась с недоумением, рефлекторное удовольствие от большого количества синего в кадре — с детской обидой на то, что 10 лет назад этот синий был как-то синее и лучше. Даже его хваленый прошлогодний камбэк в большую фантастику с «Прометеем» — впрочем, бог с ним, залы полные, детям нравится, спасибо, что живой.
С «Советником», однако, творится что-то явно незапланированное: в Америке, где он вышел неделю назад, люди бегут из залов и требуют деньги обратно. Критика, давно реагирующая на Скотта в основном уважительным «бу-бу-бу» — недоумевает и сердится (как финальный штрих отметим одинокий вопль обозревательницы The NY Times «Вы чего, это шедевр!»).
Есть, конечно, искушение перевести все стрелки на писателя МакКарти — автора «Дороги» и «Старикам здесь не место», здесь дебютирующего как киносценарист в нежном возрасте 80 лет, когда людям не страшен ни черт, ни зритель. Если «Советник» так и останется единственной строчкой в его фильмографии — это будет обидно, но и очень красиво.
История про то, как один юрист решил перед свадьбой поднять денег на наркотрафике и в итоге уехал на своем «Бентли» прямо в ад, — вроде триллер с понятной моралью, но при этом процентов на восемьдесят составленный из неспешных бесед на отвлеченные темы. Пока чертов грузовик с кокаином колесит по Техасу, меняя владельцев и провоцируя конфликты интересов, главный герой сидит — на диване, за столиком, у бассейна — и слушает: Бруно Ганца с рассказом о том, зачем девушкам на самом деле дарят бриллианты, ряженого ковбоя (Брэд Питт с тактично вывернутой на ноль харизмой), витиевато советующего брать ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе. Слова журчат, Фассбендер вежливо кивает, явно пропуская половину мимо ушей — а послушать бы стоило: когда покатятся головы и итальянская рубашка начнет липнуть к спине, старшие разведут руками: «Ну, парень. Тебе говорили».
На «Советнике» с запозданием понимаешь, что так бесило даже в относительно удачных фильмах Скотта последних лет — это появившееся с возрастом желание играть наверняка; резонное опасение, что не поймут, последовательно делавшее великого человека умелой посредственностью. Здесь же — бог знает почему и впервые за бог знает сколько лет — Скотт разбегается и прыгает: зрелище настолько внезапное и яркое, что не сразу понимаешь, что происходит. Сперва кажется, человек по ошибке забрел на территорию братьев Коэн и пытается навести там ридли-скоттовскую красоту. Потом — что он издевается. Потом — что сбрендил. Где-то между приходом Камерон Диас на исповедь и сценой, где она же сексуально употребляет элитный автомобиль (что сошло бы за метафору люксового потребления, не будь сцена такой страшной), возникает совсем уже жутковатое чувство — что смотришь фильм не Ридли, а его младшего брата — режиссера с репутацией похуже и бюджетами поменьше, до последнего не оставившего привычки прошибать стены головой (и по грустному совпадению утопившегося как раз в разгар съемок «Советника»).
«Советнику», конечно, не уберечься от сравнений — в основном нелестных — с коэновским «Старикам тут не место», где исходный материал того же автора, пройдя через воздушное сито иронии, все-таки утратил часть своей радиоактивности. Скотт, понятно, работает жестче; его бровь не ползет вверх, даже когда теряющему надежду герою из телефонной трубки начинают задумчиво излагать теорию струн. Может, потому что, в отличие от везунчиков Коэнов, он в какой-то момент на собственном опыте проверил магистральный тезис писателя МакКарти — если ты вдруг понял, что едешь куда-то не туда, поворачивать назад уже поздно.