«Сквозь снег» и еще 9 хороших новых фильмов из Кореи
Феноменальный триллер «Сквозь снег» пролетел мимо российского проката, но уже доступен в сети. Станислав Зельвенский вспоминает другие недавние хиты корейского — самого удивительного в мире — кинематографа.
«Сквозь снег»/«Snowpiercer»
У первого англоязычного блокбастера Пон Чжун Хо («Воспоминания об убийстве», «Мать») сложная прокатная судьба за пределами Кореи: братья Вайнштейн, купившие права на подконтрольные себе территории, вроде бы хотели сильно порезать фильм, в итоге все-таки отступили, но в Европу, за исключением Франции, он добирается только сейчас, а в Америке выйдет летом. Российские прокатчики и вовсе сдрейфили.
В основе фильма — французский комикс, что занятно, начала 80-х. Жизнь на Земле исчезла после экологической катастрофы, повсюду снег и лед, и только поезд предусмотрительного миллиардера Уилфорда, оснащенный вечным двигателем, нарезает круги по планете. В передних вагонах расслабляются богатые, в хвостовой части в невыносимых условиях живет угнетенное большинство, между ними — люди с автоматами. Время от времени бедняки, вдохновленные старым калекой (Джон Херт), устраивают революции. Очередной героический поход к локомотиву возглавляет насупленный бородач (Крис Эванс), заручившийся поддержкой корейского инженера-наркомана (Сон Кан Хо).
Прямолинейную, как «Сапсан», метафору можно, на самом деле, трактовать по-разному: и как призыв выходить на баррикады, и (едва ли не с большими основаниями) как реакционный манифест. Но даже если оставить в покое мизантропическую социологию, останется грандиозное, бесконечно развлекательное зрелище — смешной, мрачный, изобретательный сай-фай, каких не снимали, кажется, с тех же 80-х. Тильда Суинтон в неописуемом гриме по-хрущевски объясняет новый мировой порядок при помощи ботинка, герои на повороте устраивают перестрелку из разных концов одного поезда, дизайну вагонов и отцентрированным композициям позавидовал бы Уэс Андерсон, одним только человеческим конечностям посвящено несколько сюжетных линий. Вообще, сюрпризов «Снега» — и сценарных, и чисто постановочных — хватило бы на дюжину менее амбициозных картин.
«Берлинское дело»/«The Berlin File»
В Берлине срывается оружейная сделка северных корейцев, арабов и русских. Местные отделения ЦРУ, МОССАДа и всех остальных заинтересованных сторон стоят на ушах. Агент из КНДР, работающий в паре с женой, понимает, что его подставило собственное руководство. Вдобавок на хвосте висит южнокорейский агент, который хуже дерется, но упертый. Эффектный шпионский боевик, в котором традиционный для полуострова сюжет про борьбу разведок перенесен на нейтральную территорию и очень культурно размещен на фоне Хакских дворов и Унтер-ден-Линден. Сама по себе интрига несколько перегружена деталями, но экшен — грандиозный. И поучительный: когда направляете на кого-то пистолет, не держите дуло у виска.
«Грипп»/«The Flu»
В крупном пригороде Сеула начинается эпидемия смертельного гриппа, завезенного из Китая нелегальными рабочими. Главные герои — привлекательная докторша, мать-одиночка, и ее случайный знакомый, самоотверженный работник службы спасения. Из фильма-катастрофы, скопированного с западных зомби-блокбастеров, «Грипп» довольно быстро превращается в политический триллер: испуганные власти блокируют зараженную территорию и устраивают там натуральный концлагерь. Особенно любопытно проявляется корейский антиамериканизм: карикатурный советник из США, ногой открывающий дверь в кабинет мужественного президента, оказывается даже большим злом, чем безвольные местные бюрократы.
«Монтаж»/«Montage»
Детектив на фирменную корейскую тему киднеппинга. У женщины неизвестный похищает дочь, которая гибнет во время передачи выкупа. Спустя 15 лет — когда истекает срок давности преступления — виновный так и не найден. Тут же пропадает еще одна девочка, почерк похищения совпадает до мелочей. Полицейского, который вел как первое, так и второе дело, играет Ким Сан Ген, выступавший в схожей роли в «Воспоминаниях об убийстве». Героиню — суперзвезда Ом Чжон Хва, певица и актриса, последние лет 25 выглядящая на 25. Сюжет придуман здорово — настолько, что под конец авторы сами слегка запутываются в его изощренности.
«Террор в прямом эфире»/«The Terror Live»
На радиошоу, которое ведет известный репортер, уволенный из теленовостей, звонит неизвестный и угрожает взорвать мост. Ведущий-карьерист решает, что это его шанс вернуться на профессиональные высоты, и начинает переговоры с террористом в прямом эфире — тот требует, чтобы руководство страны перед ним извинилось. Фильм отменно работает и как концептуальный триллер, целиком снятый в одном помещении, и как мрачная, пусть и не самая тонкая, сатира на политиков и медиа. Если в Голливуде сделают ремейк, почти наверняка поменяют финал.
«Прятки»/«Hide and Seek»
Малобюджетный триллер режиссера-новичка, неожиданно ставший большим хитом. Невротичный ресторатор средних лет, отец семейства, в поисках своего блудного брата попадает в многоквартирный дом, где происходят странные вещи и входная дверь не всегда защищает от вторжения убийцы. Первые две трети фильма — скорее хоррор, чем детектив, — сделаны с хирургическим мастерством. После эффектного сюжетного поворота действие становится более традиционным, а местами и совсем нелепым, но саспенс сохраняется до финала.
«Беглец»/«Running Man»
Безалаберный таксист подвозит респектабельного мужчину; того убивают, таксист становится главным подозреваемым и убегает от полиции, коррумпированных спецслужб и наемных убийц. Также фигурируют сын-подросток, поначалу не уважающий папу, пронырливая репортерша и идиот-полицейский, с которым герой знаком по родительским собраниям. Комедийный экшен, первый корейский фильм, целиком профинансированный американским мейджором. По-голливудски глянцевый мейнстрим с качественными погонями и прискорбной местной спецификой: сортирным юмором, мелодраматическими мазками и излишним хронометражом.
«Слежка»/«Cold Eyes»
В уютную спецслужбу, которая занимается исключительно наружным наблюдением, достигая в нем невероятных высот, поступает новенькая; мудрый начальник дает ей бесценные уроки жизни и кодовое имя Свинка. Они охотятся за неуловимой бандой грабителей, которую опекает не менее проницательный мужчина. Ремейк симпатичного гонконгского триллера «Око небесное» — сделанный очень близко к оригиналу, но более размашисто и технологично. Игравший в первом фильме начальника Свинки Саймон Ям мелькает здесь в финале.
«Тайная миссия»/«Secretly, Greatly»
Молодой суперагент из Северной Кореи заброшен в Южную, где его единственная задача долгие годы — соблюдать конспирацию и придерживаться легенды, по которой он деревенский идиот. Однажды к нему присоединяется коллега, который вынужден изображать начинающего рок-музыканта, и еще один, совсем юный, но не менее опасный, который идет в школу. Потом руководство их предает — и комедия радикально меняет тон. В этом фильме сконцентрировано все, что собирает кассу в Корее: хорошенькие юноши, крайне незатейливый юмор (хотя шпион, пускающий слюни, поначалу и правда смешно), беззастенчивая мелодрама, ураганные драки и море слез в финале. Всего, прямо скажем, многовато — к тому же обычное в корейском кино смешение жанров постороннего зрителя скорее собьет с толку, чем обрадует.
«Хва-Йи»/«Hwayi: A Monster Boy»
Пятеро преступников-виртуозов, для прикрытия занимающихся флористикой, делают сыном полка и воспитывают мальчика Хва-Йи, которого они сами когда-то похитили. Мальчик подрастает и хочет пойти в арт-школу, но отцы его не отпускают. Страшноватый триллер с обилием крови, куда более запутанным, чем кажется на первый взгляд, сюжетом и ярким выступлением прекрасного артиста Ким Юн Сока в роли самого лютого из пап. Темные стороны человеческой души визуализированы буквально: несчастный ребенок повсюду видит чудовище, тянущее к нему компьютерные лапы.