«Маленькая Одесса» (1994)
-
Фотография: Fine Line Features 1/4
-
Фотография: Fine Line Features 2/4
-
Фотография: Fine Line Features 3/4
-
Фотография: Fine Line Features 4/4
До определенной поры режиссер Джеймс Грей был главным сочинителем трагедий про русский криминалитет на чужбине (пока не переключился на более универсальные мелодрамы). Свою карьеру режиссер начал фильмом с говорящим названием «Маленькая Одесса» — в нем герой Тима Рота работал наемным убийцей на службе русской мафии, попутно пытаясь решить проблемы с отцом и братом. В целом у Грея получились своего рода «Злые улицы» Скорсезе, в которых персонажи говорят с русским, а не итальянским акцентом. По сути, это тоже фильм про замаливание грехов на улице, но с ощутимым влиянием Достоевского: герой Рота выглядит своеобразным Раскольниковым, поставившим душегубство на поток, но так и не избавившимся от проклятых вопросов.
«Оружейный барон» (2005)
-
Фотография: Lions Gate Films 1/4
-
Фотография: Lions Gate Films 2/4
-
Фотография: Lions Gate Films 3/4
-
Фотография: Lions Gate Films 4/4
Одна из не самых позорных, но привычно ярких ролей Николаса Кейджа — успешный торговец оружием Юрий Орлов, еще в юные годы решивший оставить отцовский ресторанный бизнес на Брайтон-Бич и пойти в криминал. По одной из версий, герой списан с Виктора Бута, которого тогда активно искали власти США в связи с продажей оружия террористам, — карьерные пути Орлова и Бута удивительно похожи. Также среди возможных прототипов числится едва ли не главный в глазах западного мира русский мафиозный босс Семен Могилевич — незадолго до фильма ФБР успело поместить его в список самых разыскиваемых преступников. На деле герой Кейджа все равно выходит Тони Монтаной с постсоветским колоритом. Как легко догадаться, здесь много смешных фраз (в том числе матерных) с акцентом, неплохой режиссер Никкол («Гаттака», «Время») не забывает и об остроумных комментариях по поводу мирового политического устройства и то и дело вставляет милые русскоцентричные гэги. В одной из наиболее запоминающихся сцен Джаред Лето (играющий непутевого брата главного героя) чертит кокаином карту Украины.
«Хозяева ночи» (2007)
-
Фотография: Columbia Pictures 1/3
-
Фотография: Columbia Pictures 2/3
-
Фотография: Columbia Pictures 3/3
Еще одна работа Джеймса Грея на русско-эмигрантскую тему. В «Хозяевах ночи» Хоакин Феникс играет менеджера ночного клуба на Брайтон-Бич, вставшего перед дилеммой: в семье героя (с яркой фамилией Грусински, которую он тем не менее меняет на Грин) мужчины уже несколько поколений служат в полиции, но его больше будоражит ночная жизнь. Клуб, в котором работает герой Феникса, держит криминальный авторитет Бужаев, чей племянник Вадим к тому же слывет местным наркобароном. Грея привычно и очень по-русски интересуют скорее не гангстерские разборки, а семейные драмы. Дом Бужаевых, в который быстро вливается герой Феникса, полон очень понятного удушающего уюта — с пирогами, салатами и колоритным выходом Елены Соловей, — за которым при этом скрыто немало криминального мракобесия.
«Порок на экспорт» (2007)
-
Фотография: Focus Features 1/4
-
Фотография: Focus Features 2/4
-
Фотография: Focus Features 3/4
-
Фотография: Focus Features 4/4
Один из шедевров Дэвида Кроненберга и чуть ли не лучший фильм про русскую мафию — к тому же полностью ей посвященный. Сценарист Стивен Найт не первый раз обращается к теме иммигрантов в Лондоне, но в данном случае на пару с режиссером достиг нового уровня погружения в контекст. Воры в законе, чеченцы в кожанах, ресторан Trans-Siberian с борщом, наколки и редкое для иностранца понимание образа водителя. Большую часть фильма можно было бы счесть клюквой, во-первых, не снимай Кроненберг комедию, во-вторых, не пытайся он скорее показать миф о русской мафии. Точный в деталях (вроде досконально изученной авторами культуры татуировок), в остальном «Порок на экспорт» — скорее красивая фантазия на тему.
«Рок-н-рольщик» (2008)
-
Фотография: Warner Bros. 1/3
-
Фотография: Warner Bros. 2/3
-
Фотография: Warner Bros. 3/3
Последняя в череде картин Гая Ричи, живописующих современный лондонский криминалитет (далее режиссер переключился на фильмы про Шерлока Холмса). Вместо сюжета — привычная многоходовая кутерьма, зато русские представлены еще обильнее, чем это принято у автора. В первую очередь стоит отметить нечистого на руку миллиардера Омовича, вмешивающегося в местные градостроительные схемы и, понятно, как две капли воды похожего на Абрамовича. Учитывая любовь Абрамовича к искусству, неудивительно, что в фильме все крутится вокруг украденной у его экранного воплощения картины стоимостью в несколько миллионов фунтов. За более традиционный образ наших соотечественников отвечает парочка головорезов, находящихся у Омовича в подчинении и обладающих важным достоинством: как и всех русских в фильмах Ричи, их практически невозможно убить. Стоит также отметить, что в самый ответственный момент фильма эти двое включают «Сектор газа».
«Сибирское воспитание» (2013)
-
Фотография: Ascot Elite Entertainment Group 1/4
-
Фотография: Ascot Elite Entertainment Group 2/4
-
Фотография: Ascot Elite Entertainment Group 3/4
-
Фотография: Ascot Elite Entertainment Group 4/4
Экранизация биографической книги Николая Лилина по коммуну урок в Приднестровье. Автор чрезвычайно идеализирует соответствующую культуру, выставляя своих героев носителями высших моральных ценностей. За фильм неожиданным образом взялся итальянский режиссер Сальваторес; по внешним признакам результат в чем-то схож с «Пороком на экспорт», где герои зачем-то без видимых причин начали говорить по-английски. Также важно отметить, что если у Кроненберга фильм вышел сознательно смешным, то забитый с ног до головы Джон Малкович в роли деда Кузи, рассуждающего о святости ножа, выписан авторами без тени иронии.
«Джек Райан: Теория хаоса» (2014)
-
Фотография: Paramount Pictures 1/4
-
Фотография: Paramount Pictures 2/4
-
Фотография: Paramount Pictures 3/4
-
Фотография: Paramount Pictures 4/4
Перезапуск (уже не первый) киносериала про аналитика ЦРУ Джека Райана, героя холодной войны, которого успешнее всего играл когда-то Харрисон Форд. Автор книжной райанианы Том Клэнси скончался этой осенью, но у «Теории хаоса» в любом случае оригинальный сценарий. По сюжету в ООН у России и США возникают трения из-за трубопровода (упоминаются Грузия и Турция). Коварная российская власть руками олигарха Черевина запускает операцию «Плач Иеремии»: по плану «спящий агент» в США совершает теракт, доллар обрушивается, и в Америке наступает новая Великая депрессия. Правительство РФ в паре эпизодов представляет почему-то Михаил Барышников. Олигарха играет сам режиссер фильма Кеннет Брана: это алкоголик и плейбой с садистскими наклонностями и многозначительными татуировками, но в целом искренне болеющий душой за родину. В службе безопасности у него служат исключительно иностранцы, поскольку, как сообщает Райану огромный угандиец, Черевин только в них уверен, что они не из ФСБ.
В Москве происходит большая часть фильма, но никакой русской экзотики нет: роскошный отель, дорогой ресторан, суперсовременный офис, все говорят по-английски. Из любого окна видна Красная площадь. На этом месте легко мог быть Дубай — да, кажется, и был в первоначальном варианте сценария.