перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Русская мафия в Голливуде: от Джеймса Грея до «Джека Райана»

В прокат вышел «Джек Райан» — боевик Кеннета Браны про борьбу оперативника ЦРУ и русского олигарха, который грозится обрушить мировую экономику. Василий Миловидов вспоминает, как выглядели в американском кино последних лет русские бандиты и банкиры.

Кино
Русская мафия в Голливуде: от Джеймса Грея до «Джека Райана»

«Маленькая Одесса» (1994)

До определенной поры режиссер Джеймс Грей был главным сочинителем трагедий про русский криминалитет на чужбине (пока не переключился на более универсальные мелодрамы). Свою карьеру режиссер начал фильмом с говорящим названием «Маленькая Одесса» — в нем герой Тима Рота работал наемным убийцей на службе русской мафии, попутно пытаясь решить проблемы с отцом и братом. В целом у Грея получились своего рода «Злые улицы» Скорсезе, в которых персонажи говорят с русским, а не итальянским акцентом. По сути, это тоже фильм про замаливание грехов на улице, но с ощутимым влиянием Достоевского: герой Рота выглядит своеобразным Раскольниковым, поставившим душегубство на поток, но так и не избавившимся от проклятых вопросов.

«Оружейный барон» (2005)

Одна из не самых позорных, но привычно ярких ролей Николаса Кейджа — успешный торговец оружием Юрий Орлов, еще в юные годы решивший оставить отцовский ресторанный бизнес на Брайтон-Бич и пойти в криминал. По одной из версий, герой списан с Виктора Бута, которого тогда активно искали власти США в связи с продажей оружия террористам, — карьерные пути Орлова и Бута удивительно похожи. Также среди возможных прототипов числится едва ли не главный в глазах западного мира русский мафиозный босс Семен Могилевич — незадолго до фильма ФБР успело поместить его в список самых разыскиваемых преступников. На деле герой Кейджа все равно выходит Тони Монтаной с постсоветским колоритом. Как легко догадаться, здесь много смешных фраз (в том числе матерных) с акцентом, неплохой режиссер Никкол («Гаттака», «Время») не забывает и об остроумных комментариях по поводу мирового политического устройства и то и дело вставляет милые русскоцентричные гэги. В одной из наиболее запоминающихся сцен Джаред Лето (играющий непутевого брата главного героя) чертит кокаином карту Украины.

«Хозяева ночи» (2007)

Еще одна работа Джеймса Грея на русско-эмигрантскую тему. В «Хозяевах ночи» Хоакин Феникс играет менеджера ночного клуба на Брайтон-Бич, вставшего перед дилеммой: в семье героя (с яркой фамилией Грусински, которую он тем не менее меняет на Грин) мужчины уже несколько поколений служат в полиции, но его больше будоражит ночная жизнь. Клуб, в котором работает герой Феникса, держит криминальный авторитет Бужаев, чей племянник Вадим к тому же слывет местным наркобароном. Грея привычно и очень по-русски интересуют скорее не гангстерские разборки, а семейные драмы. Дом Бужаевых, в который быстро вливается герой Феникса, полон очень понятного удушающего уюта — с пирогами, салатами и колоритным выходом Елены Соловей, — за которым при этом скрыто немало криминального мракобесия.

«Порок на экспорт» (2007)

Один из шедевров Дэвида Кроненберга и чуть ли не лучший фильм про русскую мафию — к тому же полностью ей посвященный. Сценарист Стивен Найт не первый раз обращается к теме иммигрантов в Лондоне, но в данном случае на пару с режиссером достиг нового уровня погружения в контекст. Воры в законе, чеченцы в кожанах, ресторан Trans-Siberian с борщом, наколки и редкое для иностранца понимание образа водителя. Большую часть фильма можно было бы счесть клюквой, во-первых, не снимай Кроненберг комедию, во-вторых, не пытайся он скорее показать миф о русской мафии. Точный в деталях (вроде досконально изученной авторами культуры татуировок), в остальном «Порок на экспорт» — скорее красивая фантазия на тему.

«Рок-н-рольщик» (2008)

Последняя в череде картин Гая Ричи, живописующих современный лондонский криминалитет (далее режиссер переключился на фильмы про Шерлока Холмса). Вместо сюжета — привычная многоходовая кутерьма, зато русские представлены еще обильнее, чем это принято у автора. В первую очередь стоит отметить нечистого на руку миллиардера Омовича, вмешивающегося в местные градостроительные схемы и, понятно, как две капли воды похожего на Абрамовича. Учитывая любовь Абрамовича к искусству, неудивительно, что в фильме все крутится вокруг украденной у его экранного воплощения картины стоимостью в несколько миллионов фунтов. За более традиционный образ наших соотечественников отвечает парочка головорезов, находящихся у Омовича в подчинении и обладающих важным достоинством: как и всех русских в фильмах Ричи, их практически невозможно убить. Стоит также отметить, что в самый ответственный момент фильма эти двое включают «Сектор газа».

«Сибирское воспитание» (2013)

Экранизация биографической книги Николая Лилина по коммуну урок в Приднестровье. Автор чрезвычайно идеализирует соответствующую культуру, выставляя своих героев носителями высших моральных ценностей. За фильм неожиданным образом взялся итальянский режиссер Сальваторес; по внешним признакам результат в чем-то схож с «Пороком на экспорт», где герои зачем-то без видимых причин начали говорить по-английски. Также важно отметить, что если у Кроненберга фильм вышел сознательно смешным, то забитый с ног до головы Джон Малкович в роли деда Кузи, рассуждающего о святости ножа, выписан авторами без тени иронии.

«Джек Райан: Теория хаоса» (2014)

Перезапуск (уже не первый) киносериала про аналитика ЦРУ Джека Райана, героя холодной войны, которого успешнее всего играл когда-то Харрисон Форд. Автор книжной райанианы Том Клэнси скончался этой осенью, но у «Теории хаоса» в любом случае оригинальный сценарий. По сюжету в ООН у России и США возникают трения из-за трубопровода (упоминаются Грузия и Турция). Коварная российская власть руками олигарха Черевина запускает операцию «Плач Иеремии»: по плану «спящий агент» в США совершает теракт, доллар обрушивается, и в Америке наступает новая Великая депрессия. Правительство РФ в паре эпизодов представляет почему-то Михаил Барышников. Олигарха играет сам режиссер фильма Кеннет Брана: это алкоголик и плейбой с садистскими наклонностями и многозначительными татуировками, но в целом искренне болеющий душой за родину. В службе безопасности у него служат исключительно иностранцы, поскольку, как сообщает Райану огромный угандиец, Черевин только в них уверен, что они не из ФСБ. В Москве происходит большая часть фильма, но никакой русской экзотики нет: роскошный отель, дорогой ресторан, суперсовременный офис, все говорят по-английски. Из любого окна видна Красная площадь. На этом месте легко мог быть Дубай — да, кажется, и был в первоначальном варианте сценария.
Ошибка в тексте
Отправить