перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Роб Маршалл: «Сказки с музыкой я любил с детства»

В прокат выходит «Чем дальше в лес…», музыкальное ревю с Джонни Деппом и Мерил Стрип, где в одну кучу свалены культовый американский мюзикл и сказки братьев Гримм. Антон Долин поговорил с его автором, режиссером «Чикаго» и «Пиратов Карибского моря».

Кино
Роб Маршалл: «Сказки с музыкой я любил с детства»
  • Казалось ли вам, что «Чем дальше в лес…» — рискованный проект? Все сказки смешаны в одну, у мюзикла Стивена Сондхайма есть своя, независимая история…
  • Я был в восторге от идеи превратить этот мюзикл в фильм и не боялся никакого риска! Вы же знаете, мюзиклы — вся моя жизнь, любимейший мой жанр еще с тех лет, когда я работал в театре. Я бы мечтал попробовать себя в самых разных мюзиклах, какие только можно придумать. «Чем дальше в лес…» — уникальная вещь. Помню, еще во времена первого успеха моего «Чикаго», я сидел с Сондхаймом и набрался смелости ему сказать: «Я бы ужасно хотел экранизировать один из ваших мюзиклов». Мы бросились обсуждать эту перспективу, и именно он сказал: «Ты должен попробовать «Чем дальше в лес…». Думаю, он был прав, я думал о его словах все эти двенадцать лет. 
  • Так что вас так привлекло в этом конкретном мюзикле?
  • Эта история говорит кое о чем важном, особенно для циничного XXI века: мы не одни в этом мире. Только осознание этого факта позволит нам преодолеть любую утрату и остаться собой. Да, «Чем дальше в лес…» — забавное развлекательное шоу, но в центре — эта мысль, отнюдь не легковесная.
  • «Золушка», «Рапунцель», «Красная Шапочка»… Что добавляет к классическим сказкам братьев Гримм музыка Сондхайма?
  • Что передаст ваши чувства и эмоции лучше, чем музыка? Именно поэтому я так влюблен в мюзиклы. Если тебе не хватает слов, если слова не передают смысла того, что ты ощущаешь, на помощь приходит мелодия. «Чем дальше в лес…» сохраняет удивительное равновесие между диалогами и песнями — вспомните первую сцену, где разговорный текст и музыка так элегантно сменяют друг друга на протяжении шестнадцати минут!

Фотография: Промо

  • Ваши фильмы всегда сохраняют определенную театральность, даже если действие происходит в настоящем лесу. Вы стремитесь к этому эффекту осознанно?
  • Любой мюзикл — гибрид театра и кинематографа, в этом ДНК жанра. Даже репетировать сцены такого фильма надо как театральную постановку. В нашем случае это отняло больше четырех месяцев напряженной работы. Когда ты не говоришь, а поешь, в этом уже присутствует специфическая театральность, далекая от любых форм реализма. Зато, с другой стороны, бюджет у нас был скромнейший, невзирая на знаменитых артистов. Почему же у нас получилось? Потому что мы нашли правильную интонацию — можно назвать ее и театральной — и придерживались ее с самого начала репетиций.
  • И каково это было после колоссальной махины «Пиратов Карибского моря-4»?
  • А знаете, в них тоже было что-то от мюзикла. Там нет песен, но музыка за кадром звучит постоянно, и сцены погонь или битв нуждаются в тщательно продуманной хореографии.
  • В «Чикаго» была опера или, скажем, оперетта, здесь — балет?
  • Именно. Я же родом из театра как-никак. Так что я ощущал себя как дома, хотя экшен режиссировал впервые. Тем не менее были необходимы раскадровки, тщательные репетиции — все то, к чему я привык. Ну да, денег больше, локаций больше, масштаб впечатляет… Однако в каждом случае тебе надо рассказать историю через призму определенного стилизованного жанра. А главное, все равно — актеры и работа с ними, кино держится на этом. Не будет персонажей — не будет эмоций.
  • Тогда расскажите о Джонни Деппе, с которым вы работаете, получается, во втором фильме подряд. Сразу решили его пригласить? Пришлось ли его уламывать? Роль волка — совсем маленькая.
  • Обожаю работать с ним — он просто творческий ураган, но еще и милейший человек на земле. Я сразу решил, что за Красной Шапочкой охотиться будет именно Джонни. Попросил его об этом, и он пришел в восторг от идеи сыграть именно такую небольшую роль, стать частью ансамбля. И какого! Все-таки Мерил Стрип рядом. Потом он говорил мне, что испытал облегчение: наконец-то фильм был не только на его плечах. А песни Сондхайма он уже исполнял в «Суини Тодде». Джонни был счастлив к ним вернуться.
  • А вам самому каково было с Мерил Стрип? Знаю, на роль ведьмы ее взяли не сразу, были другие планы и другие актрисы.
  • Я с самого начала надеялся, что согласится именно она. Много лет хотел с ней поработать. Да уж что там, любой режиссер готов умереть за такую возможность. Она превзошла самые смелые мои ожидания. Она невероятный человек — открытый, свободный, творческий, щедрый, умный, ничуть не зацикленный на себе. И она трудоголик, она влюблена в свою работу!
  • Как вам кажется, современные постмодернистские сказки, подобные этой, способны тронуть зрителя так же, как старые классические тексты или мультфильмы Disney?
  • Думаю, каким бы современным ни был наш подход и выбранный нами язык, основа здесь — та же, что у Перро и Гриммов: предостеречь, научить, объяснить. Сначала кажется, что все это набор шуток и комических реприз, но потом появляются другие, более глубокие и серьезные ноты. В этом тоже есть магия. Она вообще есть в сказках, от нее не так просто избавиться. К счастью.
  • Как вы представляете себе свою аудиторию? Кино — это все-таки не театр, зрительного зала не видно.
  • Надеюсь, «Чем дальше в лес…» — семейный фильм. И я говорю не о формате, а о сути рассказанной истории: она для родителей и детей, она о них. О том, как быть родителем. Это еще и предостережение в форме сказки: будь осторожен со своими желаниями, ведь они могут сбыться, и тогда придется иметь дело с последствиями. Но главное — это фильм о том, что мы не одиноки в этом мире.
  • Последний вопрос: помните свою любимую сказку из детства? Была это книга, фильм или мультфильм?
  • Это была телепостановка «Золушки». Потрясающий фильм. И какая музыка! Наверное, уже тогда я полюбил сказки с музыкой. Мог ли я себе представить, что однажды сделаю такую сам.
Ошибка в тексте
Отправить