перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Пьяный мастер», «Гений дзюдо» и другие фильмы — ориентиры по боевым искусствам

К выходу второго «Рейда» «Воздух» составил краткий путеводитель по миру боевых искусств в кинематографе — от вин-чунь до пенчак-силата — на примере фильмов, которые их прославляют.

Кино
«Пьяный мастер», «Гений дзюдо» и другие фильмы — ориентиры по боевым искусствам

«Пьяный мастер» (1978)

Боевое искусство: пьяный кулак (Китай)

Фильм: комедия про Вон Фэйхуна — реальное историческое лицо, мастера хунцзя-цюань, которого в свое время также сыграл главный оппонент Чана — Джет Ли в «Однажды в Китае». В «Пьяном мастере» Фэйхун предстает талантливым раздолбаем, которого отец-кунгфуист отправляет на обучение к старику по имени Су Хай (у него тоже есть реальный прототип). Спустя 30 лет режиссер Юйэнь Вупин снял вольный приквел к «Мастеру» — «Настоящую легенду», где рассказал, при каких драматических обстоятельствах Су Кан изобрел технику пьяного кулака. Но это совершенно другое по жанру и настроению кино.

Бой: цзуй-цюань, он же пьяный кулак, — полулегендарный стиль ушу, когда боец при трезвом рассудке искусно имитирует повадки пьяного человека. Боем на практике мало кто занимался: нет ни конкретных федераций, ни серьезных мастеров. Подлинную славу во второй половине XX века пьяному кулаку и его легендарному мастеру Нищему Су принес именно кинематограф — пьяные мастера один за другим стали появляться на китайских экранах.

«Ип Ман» (2008)

Боевое искусство: вин-чунь (Китай)

Фильм: байопик Ип Мана — мастера и учителя вин-чунь. Действие в картине происходит в провинции Фошань в 30-40-е года прошлого века, когда мастеру Ипу и его семье пришлось жить под японской оккупацией. Создателей фильма консультировал сын мастера Ип Чан (при этом лента все равно носит скорее полубиографический характер), а главную роль исполнил универсал и блестящий мастер прикладного ушу Донни Ен.

Бой: вин-чунь с одного из диалектов переводится как «вечная весна». Версий возникновения стиля очень много. Согласно ключевой, основателем стиля была женщина по имени Вин Чунь, обучавшаяся в легендарном монастыре Южный Шаолинь, существование которого было полностью опровергнуто китайскими историками в середине XX века. Современная история вин-чунь связана с именем Ип Мана, который после переезда в 1949 году в Гонконг открывает свою главную школу. В ней среди прочих учился и молодой Брюс Ли. Боевая техника вин-чунь линии Ип Мана известна экономной работой рук и ног, чаще всего на короткой дистанции.

«Тайский воин» (2003)

Боевое искусство: муай-тай (Таиланд)

Фильм: приключенческое кино о конфликте города и деревни, которое в свое время популяризировало муай-тай и вывело на авансцену боевиков Тони Джаа. В «Тайском воине» он играет бойца по имени Тинг из деревни на северо-востоке Таиланда. Когда контрабандисты крадут из деревни голову статуи Будды, ее жители снаряжают Тинга в поход в город, чтобы вернуть потерянную ценность. Нелегкая миссия главного героя сопровождается большим количеством драк и трюков, которые, как правило, даны с двух ракурсов и в повторе: чтобы, очевидно, оценить их можно было с разных сторон.

Бой: муай-тай — традиционное боевое искусство Таиланда, которое сейчас популярно по всему миру. Визитная карточка — лоу-кик, удар голенью по ногам соперника, и удары локтями и коленями.

«Только сильнейшие» (1993)

Боевое искусство: капоэйра (Бразилия)

Фильм: зеленый берет Луис Стивенс возвращается со службы домой (из Бразилии в Америку), идет устраиваться работать в родную школу и обнаруживает признаки морального разложения. Чтобы наладить режим и пробудить в школьниках честь и совесть, Стивенс решает учить их капоэйре. Фильм Шелдона Леттича («Самоволка», «Двойной удар») сделан абсолютно в духе американского кинематографа 90-х: школа — рассадник зла, так как «молодежь уже не та». Но проблема легко решается — подростков просто нужно чем-то заинтересовать. Например, умением правильно бить ногами негодяев, держащих в страхе район.

Бой: капоэйра объединяет в себе удары ногами с акробатикой и традиционными бразильскими танцами и музыкой, в мире больше распространена бесконтактная версия этого боевого искусства. Капоэйристы прочно заняли свое место в кино последних 20 лет в качестве спарринг-партнеров положительных героев из-за их зрелищной техники.

«Гений дзюдо» (1965)

Боевое искусство: дзюдо (Япония)

Фильм: названный в оригинале по имени главного героя («Sugata Sanshiro») «Гений дзюдо» Сейхиро Учикавы является ремейком фильма 1943 года Акиры Куросавы, на котором, впрочем, сам Куросава выступил сценаристом и продюсером. Можно сказать, что «Гений дзюдо» 1965-го — это расширенная версия старой картины: так, в ней, например, появился третий акт с каратистами. Большая же часть ремейка, как и оригинальной ленты, посвящена противостоянию японских школ джиу-джитсу и дзюдо, где ярким представителем последней стал Сугата Сансиро в исполнении Юдзо Каямы — ученика мастера Дзигоро, основателя дзюдо.

Бой: один из самых известных и популярных сегодня видов восточных единоборств со столетней историей, который произошел от традиционной японской самурайской борьбы. Основатель нового движения Кано Дзигоро старался во многом переосмыслить древнее искусство, его «интеллектуальная» Школа борьбы Кодокан строилась на двух основных заповедях: «Наиболее результативное приложение силы» и «Взаимное благоденствие».  

«В осаде» (1992)

Боевое искусство: айкидо (Япония)

Фильм: на этом месте в принципе мог быть любой фильм со Стивеном Сигалом, но «В осаде» — один из немногих приличных. Это вторая совместная работа режиссера Эндрю Дэвиса и Сигала, в которой он играет бывшего спецназовца ВМС США Кейси Райбека, вынужденного работать коком на линкоре «Миссури» — в звании его понизили за то, что ударил своего командира. Когда бывший агент ЦРУ Уилльям Странникс (Томми Ли Джонс) решает украсть с линкора ядерные ракеты «Томагавк», Райбеку представляется возможность продемонстрировать скрытые навыки айкидо в компании Эрики Элениак, которой не посчастливилось в ненужный момент выпрыгнуть раздетой из торта. Важно отметить, что Стивен Сигал - самый подходящий актер для демонстрации айкидо, ведь он занимался боевыми искусствами с раннего возраста и обладает 7 даном по айкидо.

Бой: японское айкидо — изобретение одного человека. Уэсиба Морихэй, как и многие другие мастера, освоив множество школ и направлений японских боевых искусств, решил объединить наиболее эффективные техники всех известных ему стилей. Всю технику айкидо можно условно разделить на две большие категории: контактную и бесконтактную. К первой относится огромное количество компактных бросков, заломов и болевых приемов. Бесконтактное айкидо — это система эзотерических техник управления внутренней энергией, позволяющая победить соперника, вообще не прикасаясь к нему.

«Храм Шаолиня» (1982)

Боевое искусство: шаолинь-цюань (Китай)

Фильм: дебют Джета Ли в кино: юноша бежит из рабства, чтобы найти приют в храме Шаолинь. Там его не покидают мысли о мести и расправе с узурпировавшим в стране власть генералом, который убил его отца. Юноша начинает тренироваться в предвкушении большой битвы, постигая мастерство шаолиньских монахов, среди которых есть, например, и свой Су Кан. Не обошел вниманием Шаолинь, кстати, и русский кинематограф: в 1999 году инициативной группой бойцов под эгидой Российской Федерации ушу за три копейки был снят пусть и любительский, но реалистичный фильм «Монах» Глеба Музрукова с отечественным Брюсом Ли — Джамалом Ажигиреем.

Бой: шаолинь-цюань нельзя назвать обособленным стилем или направлением, это, по сути, классическое ушу — основные отличия здесь в методиках тренировок. Монахи могут часами закалять тело и дух в изнурительных тренировках. Результатом 10–15-летней подготовки становится машина смерти с железными кулаками и железными нервами. Сейчас Шаолинь — скорее раскрученный туристический бренд, большинство настоящих мастеров давно убежали в другие монастыри или глухие китайские леса.

«Воин ветра» (2004)

Боевое искусство: карате (Япония)

Фильм: еще одно реальное историческое лицо — корец Ен И Чой (Тон-кын Ян), известный в Японии как Чой Бай-Дал (буквально «корейский народ»), перебирается в Японию, чтобы стать ее первым корейским боевым пилотом. Поражение в войне с США с последующей американской оккупацией приводит к тому, что побитый Чой Бай-Дал оказывается на улице. Первые полчаса фильма его макают в грязь лицом, затем он спасает японку от пьяных американских солдат и превращается в народного мстителя по прозвищу Храбрый Тигр. После того как якудза убивают его друга, он уходит в горы, начинает совершенствоваться в карате и по возвращении в город ломает японским каратистам кости, превращаясь в легенду. Чой Бай-Дал основал свою школу боевого искусства под названием «Киокушинкай» (второй вариант написания — «Кёкусинкай»).

Бой: в отличие от более традиционных техник карате предпочитает броску резкий удар рукой или ногой в челюсть. Как и многие виды боевых искусств, корни карате уходят в народ. Рукопашный бой для бедных японских крестьян был единственным способом защитить себя против вооруженных до зубов самураев, особенно после печально знаменитой «охоты за мечами», оставившей население без средств самообороны, и поэтому он стал крайне жестким стилем.

«Красный пояс» (2008)

Боевое искусство: бразильское джиу-джитсу

Фильм: мастер джиу-джитсу Майк (Чиветель Эджофор) пытается не потерять себя в Голливуде; в точности как режиссер фильма — известный драматург и сценарист Дэвид Мэмет («Спартанец»), человек широчайшей эрудиции. Увлечение бразильской версией джиу-джитсу у Мэмета (обладателя фиолетового пояса по этому виду боевого искусства) началось с приезда в Лос-Анджелес. «Вся идея джиу-джитсу состоит в том, что ты придерживаешь свою силу и относишься к схватке как к шахматной партии. Это замечательная философия, и она легла в основу фильма», — говорит режиссер. Еще «Красный пояс» — это оммаж Мэмета картинам Акиры Куросавы и самурайскому кодексу чести.

Бой: бразильское искусство, которое ведет свою историю от дзюдо — и технически очень схоже с ним. Однако в нем больший акцент сделан не на бросках, хотя их там тоже предостаточно, а на скорейшем переводе боя в партер. Считается, что именно в партере нейтрализуется физическое превосходство противника. Главная идейная цель школы — победа более слабого над сильным.

«Рейд» (2011)

Боевое искусство: пенчак-силат (Индонезия)

Фильм: рифмующийся с «Судьей Дреддом» по общей фабуле, «Рейд» тем не менее работает с куда более экзотичным материалом: джакартским спецназом, который едет брать высотку наркобарона, а оказывается в западне. «Рейд» — рукопашная схватка на полтора часа, от которой можно устать. Картина популяризирует боевое искусство пенчак-силат, так же как в свое время «Тайский воин» популяризировал муай-тай.

Бой: пенчак-силат — общее название для всей совокупности боевых искусств Индонезии и близкой к ней Малайзии. В противовес силовому тайскому боксу тут внимание акцентируется не на физическом состоянии бойцов и их выносливости, а на скорости, резкости и агрессивности. Противника быстро выводят из строя за счет внезапной контратаки — активно применяются удары локтями и коленями, чередующиеся с заломами рук и бросками с обязательным добиванием. Адепты силата не брезгуют грязными приемами — подсечками, ударами в пах, заходами за спину — и традиционным малайским оружием — ножами, серпами, дубинками.

Ошибка в тексте
Отправить