Новая «Миссия» Пушки, девушки и трюки: краткое содержание пяти частей «Миссия невыполнима»
За 19 лет существования личной серии блокбастеров Тома Круза вышло всего 5 фильмов. Все — особенные, но в голове они путаются. Напоминаем, что было в каждом из них и какое место в истории он занимает.
«Миссия невыполнима»
1996, режиссер Брайан Де Пальма
Миссия: Агент Итан Хант, обвиненный в гибели своих коллег после неудачной операции по спасению секретного списка оперативников ЦРУ от утечки, объявлен в розыск и вынужден в одиночку восстанавливать доброе имя. Он самостоятельно добывает список и вычисляет крота, организовав подставную продажу информации.
Девушка: Эмманюэль Беар, спецагент отряда «Миссия невыполнима», жена главного предателя, который числится погибшим уже на пятнадцатой минуте фильма. В открывающей сцене она лежит (выполняя задание) на постели, залитая кровью. Стены гостиничного номера разъезжаются, Беар оживает, и начинается восхитительный маскарад — шпионское кино, бессовестно стилизованное Де Пальмой то под фильмы джалло, то под старомодные европейские триллеры, с цветным светом, искусственной кровью, косыми ракурсами. Как и положено, она предаст главного героя, который опрометчиво доверился ей, потому что еще не превратился во всезнающего супершпиона.
Это тот самый фильм, где: Круз проникает в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли и спускается на тросе в белую комнату, в которой нельзя потеть; разворачивается драка на крыше скоростного поезда с участием вертолета; взрываются аквариумы в ресторане; агент Хант впервые борется со злом, скрываясь от собственного начальства; агент Хант пользуется библейским шифром и переписывается с противником имейлами в красивом почтовом клиенте образца 1996 года.
Место в истории: Первый фильм серии Круз, большой поклонник одноименного сериала, спродюсировал совместно с Полой Вагнер. Сериал шел на канале CBS с 66-го по 88-й и описывал будни секретного подразделения американских спецагентов под руководством Джима Фелпса — персонажа, которого в первой же части полнометражных фильмов сделали предателем и убили, внеся в сюжет существенную правку: агент Итан Хант стал звездой и единственным главным героем. Здесь, впрочем, он еще выглядит человечнее, чем в последних частях, да и действие вместо локаций из буклета мировых достопримечательностей разворачивается в местах типа мрачной ночной Праги или секретной штаб-квартиры ЦРУ. Это был проект, успешный со всех точек зрения: при бюджете в 80 миллионов фильм собрал в мировом прокате все 500, оставаясь при этом авторской работой Де Пальмы и Круза. После этой картины актер окончательно превратился в главную экшен-звезду момента.
«Миссия невыполнима-2»
2000, режиссер Джон Ву
Миссия: Остановить террористов, завладевших опасным вирусом «Химера». Злодеи планируют заполучить вакцину и продать все вместе крупной фармацевтической компании, которая преумножит богатство, устроив эпидемию и став эксклюзивным продавцом вакцины.
Девушка: Найя Нордофф-Холл (Тэнди Ньютон) — международная воровка, специализируется на бриллиантах. Хант вербует ее в чужой шикарной ванной и после короткой, но опасной погони на следующее утро просыпается у нее в номере. Влюбляется он в нее быстро, что оживляет сюжет: через сутки девушку придется под прикрытием отправить в логово опасного террориста, который оказывается ее бывшим парнем.
Это тот самый фильм, где: Есть долгая погоня на мотоциклах и погоня на спортивных машинах по горному серпантину; Хант использует в драке белого голубя; Хант проникает в небоскреб через крышу с помощью вентиляционных люков, открывающихся на несколько секунд; большой чернокожий агент Лютер все время ругается, что кто-то испачкал его одежду от Gucci и Versace.
Место в истории: Вторая часть закрепила за «Миссиями» статус авторской альтернативы бондиане — после Де Пальмы снимать позвали Джона Ву, который тогда еще куражился на волне своей голливудской славы. Снявший за год до этого «Без лица» (построенный вокруг фирменной для «Миссии» с ее фантомасовскими масками идеи с переменой лиц) Ву здесь переиграл с новым размахом и огромным бюджетом все основные мотивы сумасшедшего фильма с Траволтой и Кейджем (а также использовал массу своих фирменных приемов): перемена личности, террористическая угроза эпидемии, непременные белые голуби, множество взрывов и драк в рапиде, хлесткие диалоги. Он также настоял на том, чтобы романтическую линию сделали более яркой.
Критикам фильм тогда не шибко понравился, но сегодня смотрится на ура и до сих пор остается одной из самых успешных (и самой успешной в самой Америке) по сборам частей франшизы, наравне с четвертой серией.
«Миссия невыполнима-3»
2006, режиссер Джей Джей Абрамс
Миссия: Хант, отойдя от дел, тренирует новых агентов. Одна из его учениц попадает в беду, и, спасая ее, Хант оказывается втянут в борьбу с крупным торговцем оружием по имени Оуэн Дэвиан. Тот берет в заложники его жену и требует достать нечто под кодовым названием «Кроличья лапка».
Девушка: Джулия (Мишель Монахан) — ничего не знающая о прошлом Ханта хорошая девушка, которая становится его женой и однажды обнаруживает, что больше у нее никогда не будет легкой жизни — по крайней мере легкой жизни рядом с любимым мужем.
Это тот самый фильм, где: Хант пытается уйти на пенсию; впервые появляется Саймон Пегг; злодея играет Филип Сеймур Хоффман; много раз с серьезным лицом произносится фраза «если ты добудешь мне «Кроличью лапку»; Хант проникает в Ватикан в наряде католического священника; действие разворачивается в Шанхае; у Тома Круза бомба прямо в голове.
Место в истории: На сегодняшний день это самый путаный, самый скучный и наименее успешный с коммерческой точки зрения фильм франшизы. Джей Джея Абрамса позвали с телевизора на проект за несколько месяцев до съемок. Им заменили Джо Карнахана, который собирался делать острополитическую историю про восстание в Африке и, в свою очередь, был заменой Финчеру, ставшему бы в этом ряду третьим великим после Ву. Абрамс на фоне предшественников испугался подать свой голос, и в итоге от «Миссии» остаются все ее главные составляющие, собранные в аккуратный, но не то чтобы увлекательный конструктор.
Миссия невыполнима: Протокол Фантом
2011, режиссер Брэд Берд
Миссия: Предотвратить ядерную войну и не дать террористу по прозвищу Кобальт воспользоваться русским пусковым устройством, которое он вынес в чемоданчике из горящего Кремля. Отряд Ханта обвиняют в этом взрыве —государство переводит его в режим «Фантом», снимая с себя всякую ответственность за действия спецагентов. Кобальт — идеалист специфического толка и считает, что ядерная война — необходимая стадия эволюции для человечества. Финальный акт спасательной миссии — операция в Мумбаи, в ходе которой в последний момент Ханту удается ввести нужный код, чтобы ядерная боеголовка не взорвалась, долетев до земли.
Девушка: Джейн (Пола Паттон) — коллега Ханта по отряду, красавица с изящным разрезом глаз, которая полфильма проводит под прикрытием в двух впечатляющих платьях — красном и зеленом, оба с разрезом примерно от талии. Единственный их поцелуй случается в сцене, где она должна соблазнить индийского богача, да и то, кажется, лишь из соревновательного азарта, который в этой ситуации овладевает Хантом. Потому что на самом деле, как мы узнаем в конце фильма, он все это время верен своей жене.
Это тот самый фильм, где: Взрывают Кремль; фигурирует уютный шпионский суперштаб внутри товарного вагона; Хант карабкается по небоскребу в Дубае; Пола Паттон дерется с Леа Сейду; погоня попадает в песчаную бурю; появляется Брандт (Джереми Реннер) — единственный за все пять серий серьезный персонаж мужского пола, которому уделяется достаточно много внимания.
Место в истории: После третьей части из названия убрали цифру 4 — чтобы подчеркнуть, что этим фильмом франшизу перезапускают. Так как осуществить эту задачу взялся режиссер мультфильма «Рататуй» Брэд Берд, критики тут же окрестили ее мультиком — не без веских на то причин, но в лучшем смысле слова. Спасая «Миссию» весельем, Берд превратил в объект для шуток все главные составляющие истории: шпионские приборы то и дело здесь выходят из строя, трюки доведены до абсурда (если залезать на здание, то только в Дубае и только на высоте 131-го этажа, если сбегать из Кремля — то под грохот взрыва, обрушившего Спасскую башню). Отдельная радость для русского человека — актер Машков в не очень большой, но запоминающейся роли спецагента Сидорова.
«Миссия невыполнима: Племя изгоев»
2015, режиссер Кристофер МакКуорри
Миссия: Выследить и обезвредить могущественный международный синдикат под названием «Синдикат», несмотря на то что в первых сценах фильма отряд «Миссия невыполнима» расформирован по причине слияния с ЦРУ.
Девушка: Ильза Фауст (Ребекка Фергюсон), британский агент под сложносочиненным прикрытием, член «Синдиката». Красива, умна и все время чем-то расстроена. С Хантом у них похожие проблемы: с обоими некрасиво обращаются их собственные работодатели. В одной из сцен щеголяет в желто-синем атласном платье с огромным разрезом, которое можно уверенно называть ремейком платьев Полы Паттон из предыдущей части. Платье похуже, чем те два, зато и сама роль, и девушка, которая ее играет, в этом фильме впечатляют гораздо больше.
Это тот самый фильм, где (спойлеры): Хант в ключевой момент кричит террористу «Я твоя флешка!»; Хант в первой сцене забирается во взлетающий самолет на ходу; Хант спускается в подводное хранилище данных, где ему в круговороте воды приходится провести три минуты без воздуха; Том Круз стал похож лицом на тетеньку; Алек Болдуин играет ворчуна из ЦРУ; придуман очень жестокий прибор идентификации — чуть ли не смертельный сканер походки, который приходится пройти Саймону Пеггу.
Место в истории: МакКуорри уже не раз работал с Крузом — он поставил «Джека Ричера» и написал сценарий «Грани будущего», которая год назад стала тем самым хорошим-фильмом-с-томом-крузом-которого-все-так-ждали. «Племя изгоев» по всем параметрам кажется повторением пройденного материала. Закрепляя главные удачные находки Берда (в первую очередь — шутливую интонацию), МакКуорри тут в основном занят тем, что продумывает и обыгрывает как может роль главного героя, противопоставляя его всему, чему только можно: гравитации, технологиям, британской разведке, здравому смыслу. В некоторых случаях это смешно и изобретательно, но чаще заканчивается тем, что линия Ханта снежным комом подминает под себя детали сюжета и линии интересных второстепенных героев. Например, получивший многовато внимания в предыдущей части Джереми Реннер тут отыгрывается как может на задворках сюжета (чтобы знал свое место на фоне главной звезды).