перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Превосходство» с Джонни Деппом: голова покоя не дает

В прокат выходит «Превосходство» — научная фантастика про ученых, искусственный интеллект и террористов. Станислав Зельвенский увидел в нем старомодное и увлекательное кино.

Кино
«Превосходство» с Джонни Деппом: голова покоя не дает
По университетскому городку Беркли, штат Калифорния, бредет знаменитый ученый Макс Уотерс (Пол Беттани). В мире, судя по его бормотанию и окружающему пейзажу, случился технологический коллапс: Беркли зарос сорняками, светофоры не работают, повсюду валяются разбитые телефоны и компьютеры. Макс заходит в разоренный дом и задумчиво склоняется во дворике перед подозрительно бодро цветущими подсолнухами.


Действие переносится на пять лет назад. Лучшие друзья и научные оппоненты Макса — пара Кастер, Уилл (Джонни Депп) и Эвелин (Ребекка Холл). Все трое — а также связанный с правительством ученый Джозеф (Морган Фриман) — работают над созданием искусственного разума. Кастеры продвинулись очень далеко — у них уже есть суперкомпьютер с приятным женским голосом, способный вести диалектическую беседу. Макс считает, что наделить машину полноценным сознанием невозможно, а главное, не нужно. 

Фотография: Warner Bros. / West

Дискуссии заканчиваются, когда группа террористов-луддитов атакует лаборатории по всей стране — и, в частности, ранит Уилла пулей, отравленной полонием. Врачи дают ему месяц. Кастеры радикально решают проблему рефлексии у компьютера — Эвелин загружает на жесткий диск сознание умирающего мужа. Тот немедленно возвращается к жизни в виде виртуальной головы с неограниченными возможностями.

«Превосходство» уже провалилось в прокате и было на редкость дружно освистано американской прессой — это фильм огромных амбиций, реализованных лишь частично, и потому представляет собой идеальный объект насмешек: крупное, неловкое создание. Вдобавок крайне серьезно к себе относящееся, что еще добавляет азарта скептикам. Режиссер-дебютант Уолли Пфистер — постоянный оператор Кристофера Нолана начиная с «Помни» и таким образом, несомненно, его ученик, а чувство юмора — едва ли не самая слабая сторона англичанина. И вот человек называет свой дебютный фильм «Трансцендентность» (прокатчики, как обычно, сжалились над российским зрителем) — ну понятно.

Фотография: Warner Bros. / West

И понятно, что тема фильма — опасные нюансы технического прогресса — за минувшие полвека была отыграна по полной: от, само собой, «Космической одиссеи», через алармистский сай-фай 70–80-х («Трон», «Терминатор», «Военные игры» и т.д.) и страшилки 90-х про «виртуальную реальность» к нынешним попыткам как-то гуманизировать проблему. Сейчас место злого суперкомпьютера занял условный фейсбук — и по сравнению с фильмом «Она», которого тут трудно избежать, «Превосходство», конечно, выглядит позавчерашним в самой постановке вопроса. Пфистер спрашивает, готова ли технология заменить бога — не в метафорическом, а в самом буквальном смысле. Но поскольку бог сам по себе — метафора, предлагаемая дискуссия носит довольно схоластический характер и в итоге начинает кусать себя за хвост.

И тем не менее «Превосходство» умудряется не брать фальшивых нот в самых располагающих для этого ситуациях: даже когда чудесная Ребекка Холл (куда Кристина, туда и Вики), при своей внешности почти убедительно играющая компьютерного гения, ужинает с голограммой Джонни Деппа и тот начинает виртуально чавкать, чтобы сгладить, так сказать, неловкость момента. Депп, который уже лет 10 выглядит немножко пиксельным, в роли говорящей головы оказывается совершенно на своем месте — экзотическое лицо без возраста, с трудно опознаваемыми эмоциями и загадочной, но явно обширной повесткой дня. Он бесплотен еще до того, как физически теряет плоть, — и поворот, куда сюжет вдруг виляет в финале, был бы невероятен с хуже контролирующим себя актером.

Фотография: Warner Bros. / West

Это ужасно красивое — в самом примитивном, но никем не отмененном смысле слова, — страшноватое и вполне увлекательное кино, несмотря на размеренный ритм, массу очевидных сценарных проблем и изобилие чисто служебных персонажей (среди которых, например, Киллиан Мерфи). Безусловно абсурдное — но когда это мешало стомиллионным голливудским проектам. «Превосходству» хотелось бы быть фильмом Кубрика, оно им не является, а является старомодной фантастической басней чуть умнее, изобретательнее и мастеровитее среднего, и это тоже совершенно нормально — вполне в духе божественных амбиций искусственного разума, который стремится к абсолюту, но не может вырваться из клетки Фарадея.
Ошибка в тексте
Отправить