«Превосходство» с Джонни Деппом: голова покоя не дает
В прокат выходит «Превосходство» — научная фантастика про ученых, искусственный интеллект и террористов. Станислав Зельвенский увидел в нем старомодное и увлекательное кино.
Действие переносится на пять лет назад. Лучшие друзья и научные оппоненты Макса — пара Кастер, Уилл (Джонни Депп) и Эвелин (Ребекка Холл). Все трое — а также связанный с правительством ученый Джозеф (Морган Фриман) — работают над созданием искусственного разума. Кастеры продвинулись очень далеко — у них уже есть суперкомпьютер с приятным женским голосом, способный вести диалектическую беседу. Макс считает, что наделить машину полноценным сознанием невозможно, а главное, не нужно.
Дискуссии заканчиваются, когда группа террористов-луддитов атакует лаборатории по всей стране — и, в частности, ранит Уилла пулей, отравленной полонием. Врачи дают ему месяц. Кастеры радикально решают проблему рефлексии у компьютера — Эвелин загружает на жесткий диск сознание умирающего мужа. Тот немедленно возвращается к жизни в виде виртуальной головы с неограниченными возможностями.
«Превосходство» уже провалилось в прокате и было на редкость дружно освистано американской прессой — это фильм огромных амбиций, реализованных лишь частично, и потому представляет собой идеальный объект насмешек: крупное, неловкое создание. Вдобавок крайне серьезно к себе относящееся, что еще добавляет азарта скептикам. Режиссер-дебютант Уолли Пфистер — постоянный оператор Кристофера Нолана начиная с «Помни» и таким образом, несомненно, его ученик, а чувство юмора — едва ли не самая слабая сторона англичанина. И вот человек называет свой дебютный фильм «Трансцендентность» (прокатчики, как обычно, сжалились над российским зрителем) — ну понятно.
И понятно, что тема фильма — опасные нюансы технического прогресса — за минувшие полвека была отыграна по полной: от, само собой, «Космической одиссеи», через алармистский сай-фай 70–80-х («Трон», «Терминатор», «Военные игры» и т.д.) и страшилки 90-х про «виртуальную реальность» к нынешним попыткам как-то гуманизировать проблему. Сейчас место злого суперкомпьютера занял условный фейсбук — и по сравнению с фильмом «Она», которого тут трудно избежать, «Превосходство», конечно, выглядит позавчерашним в самой постановке вопроса. Пфистер спрашивает, готова ли технология заменить бога — не в метафорическом, а в самом буквальном смысле. Но поскольку бог сам по себе — метафора, предлагаемая дискуссия носит довольно схоластический характер и в итоге начинает кусать себя за хвост.
И тем не менее «Превосходство» умудряется не брать фальшивых нот в самых располагающих для этого ситуациях: даже когда чудесная Ребекка Холл (куда Кристина, туда и Вики), при своей внешности почти убедительно играющая компьютерного гения, ужинает с голограммой Джонни Деппа и тот начинает виртуально чавкать, чтобы сгладить, так сказать, неловкость момента. Депп, который уже лет 10 выглядит немножко пиксельным, в роли говорящей головы оказывается совершенно на своем месте — экзотическое лицо без возраста, с трудно опознаваемыми эмоциями и загадочной, но явно обширной повесткой дня. Он бесплотен еще до того, как физически теряет плоть, — и поворот, куда сюжет вдруг виляет в финале, был бы невероятен с хуже контролирующим себя актером.
- Расписание Афиша
- Билеты Рамблер-Касса