«Пингвины Мадагаскара»: еще один повод выключить мозг
В прокат выходит очередной мультфильм студии DreamWorks. Посмотрев его, Антон Долин восхитился очистительной силой абсурда.
В самом начале «Пингвинов Мадагаскара» авторы
злобно издеваются над кинематографистами. Череда пингвинов неспешно бредет
через заснеженный пейзаж, а будущие герои-нонконформисты безуспешно пытаются
выяснить у родичей, зачем и куда те направляются. Наконец выясняют: ни цель,
ни направление пингвинов не волнуют. Им интересно лишь то, какие они милые,
ведь именно поэтому о них снимают кино (камера отъезжает, и мы видим, что за
живой цепью наблюдают оператор, звуковик и режиссер). И правда, игровых и
неигровых, анимационных и познавательных, коротко- и полнометражных фильмов о
пингвинах сегодня столько, что за непреходящей модой немудрено увидеть
чей-нибудь заговор. Или — что реалистичней — обычную глупость.
О каких бы особях ни снимал кино человек, в конечном счете он говорит только о себе. Конечно, мало приятного в циниках-киношниках, готовых спихнуть пингвинят с обрыва, лишь бы запечатлеть эффектный кадр. Так и создатели «Пингвинов», опытные режиссеры Эрик Дарнелл («Мадагаскар 1-2-3») и Саймон Дж.Смит («Мегамозг», «Би Муви»), действуют хладнокровно и наверняка. Однако покорная тупость пингвиньего стада — похоже, олицетворяющего в данном контексте паству Дарнелла и Смита, будущих зрителей мультфильма-блокбастера, — это уже не про них, это про нас.
И «Мадагаскар»-то, на котором корпорация DreamWorks Animations сделала миллионы, был проектом расчетливым и примитивным, погрязшим в клише и даже не намекавшим на содержательную или формальную новизну, но там был хотя бы смысл: семейные ценности, межвидовая дружба и политкорректность, вопросы самоидентификации, конфликт города и деревни… тьфу, джунглей. «Пингвины» не могут похвастаться и этим. Продюсеры просто взяли самых смешных второстепенных персонажей и подарили им отдельный мультфильм, рядом с которым сделанный по аналогичному принципу (и теми же людьми) «Кот в сапогах» покажется шедевром, достойным Шарля Перро. А публика что? Покорно пошла занимать места в кассу.
Одна попытка разобраться в том, что творится на экране, вызовет легкое головокружение, не говоря о пересказе сюжета даже в общих чертах. Решив ограбить Форт-Нокс (не спрашивайте зачем), четверо друзей-пингвинов — Шкипер, Ковальски, Рико и Прапор — натыкаются там на автомат со своими любимыми (не спрашивайте за что) сырными чипсами. Но в автомате спрятался их заклятый (не спрашивайте почему) враг, замаскированный под человека, — осьминог Дейв, решивший извести всех пингвинов на планете. Однако на его пути встанет спецназ (не спрашивайте, кто его послал) «Северный ветер» в составе Хаски, Совы, Медведя и Тюленя. Они будут сражаться с разноцветными головоногими в Венеции, Шанхае и Рио (не спрашивайте), пока не состоится решающая битва у подножия статуи Свободы: щупальца против крыльев. Такое впечатление, что писался сценарий по принципу буриме, а экранизировался на спор. «А такое зритель проглотит? Спорим, нет?»
Проспорили бы. Подобные мультфильмы и их неизбежный, как похолодание в конце ноября, коммерческий успех — интересный материал для социолога. Всего пару лет назад самыми кассовыми фильмами в России стали, поделив пальму первенства, «Мадагаскар-3» и «Ледниковый период-4». При этом из российских фильмов наибольшее число зрителей собрал «Иван Царевич и Серый Волк-2». Думаете, кинотеатры заполняли исключительно дети? Ох, как же вы ошибаетесь. Взрослых больше. Что это? Уже не обычный эскапизм и инфантилизм, которыми нынче никого не удивишь, а отчаянный идиотизм в квадрате. Ходят, чтобы поржать и ни в коем случае не думать. Вообще ни о чем. С этой точки зрения мейнстрим всегда лучше, чем любое авторское кино, мультик предпочтительнее игрового фильма, комедийный мультик приятнее приключенческого, а пингвины, саблезубая белка или глупый говорящий конь (любимый герой российских мультфильмов про трех богатырей) — вообще фавориты на века. Не просто зверушки, а высокоэффективные аппараты по отключению мозга.
Здесь, по идее, должен следовать вывод о деградации культуры кинопросмотра, отупении аудитории и грядущем апокалипсисе. Но вообще-то, парадоксальным образом, когда тебя — как киношники глупого пингвина — сбрасывают со скалы, в падении чувствуешь себя неплохо. Почти не хуже, чем в полете. На каждый десяток гэгов — в «Пингвинах» их даже не сотни, а тысячи, сплошной неостановимый каскад, — приходится два-три очень смешных. Чувство единения с дошкольниками (я поймал себя на том, что смеялся в тех же местах, что и мой четырехлетний сын) освежает и молодит. Да и вообще абсурд, свободный от пресной голливудской назидательности, ничего не пропагандирующий и ни к чему не призывающий, вызывает чувство чистой и необъяснимой, какой-то первобытной, дионисийской радости.
Если мозги отключаются, повинен в этом не зловредный Голливуд или отечественная телепропаганда — виноваты только те, кто дает своим мозгам отключиться. Сегодня иммунитетом от этой эпидемии обладают, увы, единицы. У остальных же, как только черепная коробка освобождается, туда летят всякие вирусы, все чаще приводящие к трагическим последствиям. С этой точки зрения «Пингвины Мадагаскара» — великолепная гимнастика для прочистки головы, ее полного освобождения от содержимого и временного наполнения чепухой. Вроде бы на экране все время что-то бежит и дерется, шумит и смеется, летает и ныряет. А на выходе — чистый, арктически-ледяной дзен.
- Расписание «Афиша»
- Билеты «Рамблер–Касса»