«Первый мститель»: вот скажи, американец, в чем сила?
В прокат вышел новый фильм про Капитана Америка: герой комиксов Marvel громит заокеанских национал-предателей. Антон Долин — о голливудском патриотизме, покоряющем даже тех, кто Америку откровенно недолюбливает.
Фильмы — не то, чем кажутся: привычка российских прокатчиков менять оригинальные названия на собственные давно приучила нас к этой мысли. Как ни странно, в случае кинокомикса «Первый мститель: Другая война» замену можно объяснить и отчасти оправдать. На самом-то деле картина называется «Капитан Америка. Зимний Солдат». Кто такой Зимний Солдат — один из самых опасных противников протагониста, известный в Штатах не хуже Джокера или Лекса Лютора, — у нас знают только специалисты узкого профиля. С самим героем еще хуже: простой люд (на интерес которого такие фильмы и рассчитаны) и так Америку недолюбливает, а тут еще и Капитан. Каждый вменяемый дистрибьютор понимает: ни к чему лишний раз рекламировать на афишах вашингтонский обком и кровавый Госдеп.
Существует один парадокс, о котором в нынешнем припадке антиамериканизма почему-то забыли. О нем писал в своем исследовании Сэм Клебанов: авторское кино в России смотрят в несколько раз менее охотно, чем в какой-нибудь Норвегии или Италии, а вот продукцию Голливуда — наоборот, более активно, чем в самих Штатах (речь шла о сложных соотношениях фильмов и залов на душу населения). Даже если подвергнуть сомнению чистоту статистики, факт налицо: сегодня РФ для американского кино — один из самых прибыльных и постоянно растущих рынков.
Можно, конечно, сказать, что одни люди ненавидят Америку, а другие ходят в кино, но, боюсь, такое разделение будет слишком искусственным. Именно то население, которое по будням негодует по поводу очередных происков заморских врагов, на выходных делает им бизнес, стоя в очередях в кассы мультиплексов на очередной блокбастер. Когда же вдруг на первое место в национальном бокс-офисе выходит российский фильм, это непременно наш аналог Голливуда — будь то «Легенда №17» или «Сталинград». Напрашивается простой вывод: любая горячечная ненависть — лишь форма проявления скрытой, но не менее отчаянной любви.
Особенно смешно размышлять об этом в контексте «Капитана Америка». Первый фильм об этом симпатичном персонаже (кстати, весьма прибыльный) не обратил на себя внимания, кажется, ни одного депутата Госдумы, хотя бил в самую больную точку: он о том, что войну с фашизмом в 1940-х выиграла (или выиграл) Америка. Замороженный в то лютое время капитан Роджерс чудом переместился в наши дни и вновь поступил на службу Пентагону — в смысле, секретной спецслужбе для супергероев «Щ.И.Т.» В напарницы ему определена Черная Вдова — супердевушка по имени Наташа Романофф, бывший агент КГБ, роль которой отдана Скарлетт Йоханссон. Как такое вообще допустили до наших экранов — сейчас, в преддверии новой холодной войны?
Тем не менее нет ни одной причины сомневаться в том, что картина пройдет на ура. Какой бы голливудской она ни была по форме и сути, всем затаенным интересам и пристрастиям россиян она ответит идеально. По жанру это конспирологический триллер: чтобы добавить ему достоверности, на одну из ключевых ролей взяли мастодонта психологической актерской школы Роберта Редфорда. «Другая война» — читай, война с национал-предателями и пятой колонной, скрывшейся на верхнем этаже (в буквальном смысле слова) американской политической и военной иерархии. Вообще, «Капитан Америка-2» — история о том, как обманчива внешность и как лживы любые речи, произнесенные на публику и вслух. Если вам хочется разоблачить США, немедленно отправляйтесь в кино. Там вы отыщете подтверждение самых жутких своих подозрений, а пропагандистские колонки и передачи на российском ТВ покажутся вам детским лепетом. Миром-то, оказывается, все последние годы правили не просто капиталисты и милитаристы — а самые настоящие фашисты!
С ними-то и вступает в бой Капитан Америка. Безупречно наивный герой Криса Эванса растерян, одинок и несчастен в параноидальном мире двусмысленностей. По счастью, в лице убийственно-циничной Черной Вдовы он обретает достойного Вергилия. Однако и она нуждается в его простоте и целеустремленности: только так, последовательно делая свое солдатское дело и не щадя живота, можно отличить врага от друга. Бей злодеев и всегда говори правду, остальное приложится. В России, где апелляция к Второй мировой стала обязательным атрибутом полемики на любую тему — от спортивной или культурной до экономической или политической, — такое кино особенно необходимо. Пора уже, наконец, понять, кто сегодня настоящие фашисты, а кто только прикидывается.
Интересно здесь также, что мотивация любых действий Капитана Америка всегда связана с защитой и никогда — с нападением, что напоминает о сегодняшней лицемерной концепции внешнеполитического пацифизма. Он несет смерть, но его единственное оружие — это щит: в решающий момент фильма Роджерс вовсе отказывается драться с противником, предлагая ему перемирие. Есть в фильме и Совет Безопасности ООН, одураченный стремящимся к мировому господству негодяем, и даже секретное досье о реальной подоплеке событий, доставленное Капитану прямиком из Киева. И с этим он, можно не сомневаться, разберется по совести.
Супергерои Marvel всегда приходили к нам из какой-то другой реальности, будь то мир технологий будущего («Железный человек») или архаический Асгард («Тор»). Капитан Америка является из желанного, недостижимого, вписанного в каноническую легенду прошлого, когда добро и зло еще отличались друг от друга. «Другая война» — практически инверсия «Мы из будущего», в которой молодой герой попадает прямиком с полей сражений в наше лицемерное, давно нуждающееся в чистке, настоящее: поэтому мы так ему рады.
Да, чтобы не забыть: кроме всего прочего, «Первый мститель: Другая война» — отличный фильм. Но об этом уже и писать скучно. Других Marvel в последние лет десять практически не снимает.