«Парень с нашего кладбища»: комедия про мертвецов, живущих по понятиям
В кино идет фильм братьев Чижиковых с Александром Палем в роли кладбищенского охранника. Наиля Гольман считает, что это история о герое нашего времени.
Молодой охранник Коля переезжает в Москву работать на дядю Васю. Дядя Вася заведует кладбищем, затерянным где-то в подмосковном лесу, — оказывается, столичная жизнь Коле так сразу и не светит, чем он, конечно, не слишком доволен. Но у бабушки протекает крыша, долги не ждут, а двадцать две тысячи рублей в месяц тоже деньги, и Николай заступает на пост, поселившись в сторожке, из которой его предшественник незадолго до этого сбежал посреди ночи, испугавшись чего-то и даже вещи не забрав. На кладбище, как выясняется, довольно много чего происходит: кто-то цветы ворует, чтобы потом продать на шоссе, кто-то пьет водку с могил, кто-то норовит поставить несанкционированный памятник, не дав дяде Васе на лапу. За всем этим Коля старается следить и решает дела по справедливости, вот только по ночам появляются какие-то мутные люди, которых интересует главная статья дяди-Васиных доходов — ухоженная аллея с бандитскими могилами. Бояться их Коля не боится, но как с ними быть, тоже до поры до времени неясно.
Это не тот случай, когда хочется от смеха кататься по комнате, и даже, пожалуй, не тот, когда фильм расходится на цитаты и видеоролики. Ударных шуток в сценарии хватает, но главная ставка — может быть, слишком уж дальновидно для такого маленького проекта — сделана не на скетчи, а на героя, то ли в шутку, то ли всерьез готового претендовать на звание современного Данилы Багрова, тем более что продюсирует фильм тот же Сергей Сельянов, который когда-то довел Данилу до российского зрителя. Для «Парня» он попытался подобрать максимально вегетарианскую дату выхода — кладбищенская комедия стартовала на прошлой неделе, практически на безрыбье, но пока прокат не то что не порвала, а даже особенно не потрепала. А жаль, потому что внимания она стоит.
В первую очередь, конечно, из-за этого самого героя: артиста Паля, который девяносто процентов времени находится в кадре и выдерживает эту нагрузку играючи, спокойно вынося на своих плечах весь фильм. Комедийный тайминг и умение правильно подобрать серьезное выражение лица к более или менее идиотской ситуации — два таланта, которые актер уже отработал в кино со всех сторон за последние пару лет: в обеих частях «Горько!», в короткометражке «Нечаянно», в альманахе «Без границ» и даже в более серьезном «Тряпичном союзе». По фильмам, которые у Паля выходят этой осенью, ясно, что он уже стал, во-первых, звездой, а во-вторых, заложником собственного амплуа, в чем, кажется, прекрасно отдает себе отчет, пытаясь то и дело развернуть собственную интонацию в неожиданные стороны.
Помимо него тут есть камео Ильи Огурцова с «Реутов ТВ», есть Владимир Сычев, известный публике больше как Леха Псих из сериала «Физрук» (его роль изначально, кстати, как раз предлагали Палю). И тот и другой отыгрывают собственные амплуа — выше головы не прыгают, но выглядят в таком качестве вполне уместно в рамках уютного би-муви без лишних претензий. Вообще, непритязательность кажется главным достоинством этого фильма, который в целом местами похож на веселый капустник, разыгранный в одной декорации людьми с приличным чувством юмора, — слегка нелепо, но очень уверенно, а главное, очень по-русски. Смещая все комедийные акценты с заморского хоррора на родную жуть, сюжет разворачивается на знакомой территории, где решаются насущные жизненные вопросы — кому доверить общак, как добыть московскую прописку, в чем правда, брат. Городок, где все просто и знакомо: один принципиальный простой пацан против всех плохих и за всех хороших.
Сверхидеи, возможно, тут никакой и нет, но не затеять разговор про русского народного героя все же трудно — при серьезном отношении к делу в кладбищенском охраннике Николае его и правда можно разглядеть. Так же, как герой «Брата», он силой собственного упрямства постепенно переиначивает окружающую действительность, но в отличие от нежного громилы Багрова этот все понимает, на рожон не лезет и печется о собственном будущем, умея на каждую беду придумать годный компромисс, пока мертвые и живые делят поляну. В обход самодурствующего начальства он делает дела по-своему, за что получает от настоящих хозяев кладбища одобрение, сформулированное на всенародно понятном русском языке: «Мы тут подумали, пацан ты нормальный. Нам со всех сторон подходишь».
Сам Паль объясняет в интервью, что русский супергерой — это «герой, которого всегда немного жалко». Охранника Колю, впрочем, не жалко вообще. Он настолько самостоятельный, что зрительская жалость ему ни к чему, у такого скорее хочется поучиться жизни. Конкретно — одному в этой жизни умению, видимо, и правда главному на сегодняшний день: оставаться невозмутимым и делать свое дело, когда вокруг тебя творится адское шапито.