перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Памяти маркиза де Сада: 12 главных фильмов, от Бунюэля до Шванкмайера

На этой неделе мир отмечает 200 лет со дня смерти великого писателя и философа, маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада. Антон Долин напоминает о том, какой значительный след его книги и жизнь оставили в кинематографе.

Кино

«Золотой век»

Луис Бунюэль, 1930

Не секрет, что запрещенного в Европе и незнакомого Америке маркиза де Сада заново открыли сюрреалисты, увидевшие во французском писателе своего предтечу. Двое основоположников сюрреалистического движения — режиссер Бунюэль и художник Дали — считали Сада вдохновителем своего первого полнометражного фильма, «Золотого века». Вместе с Максом Эрнстом (немецкий художник играет в фильме) и рядом единомышленников они переосмыслили философию Сада в нескольких не связанных друг с другом сюжетах, посвященных любви и насилию. Последний эпизод — прямой парафраз «120 дней Содома».

Впоследствии Бунюэль неоднократно возвращался к темам и героям Сада, как и к самому маркизу, — в частности, в «Дневной красавице» и «Млечном пути», где роль Сада играет Мишель Пикколи.

«Порок и добродетель»

Роже Вадим, 1963

Своеобразная вариация на тему Жюстины и Жюльетты — не столько одноименных романов маркиза де Сада, сколько их главных героинь, родных сестер: жертвы насилия и насильницы-либертинки. Действие перенесено во времена оккупации Франции нацистами. «Хорошую» сестру, которую арестовывают и используют для своих утех немцы, играет молодая Катрин Денев, «плохую» — Анни Жирардо, в роли полковника SS — Робер Оссейн. Характерно, что эротических сцен в фильме нет — все сексуальное насилие, как и наслаждение, осталось за кадром.

«Марат/Сад»

Питер Брук, 1966

Перенос на экран легендарной постановки великим Питером Бруком одноименной культовой пьесы Петера Вайса, которую он изначально осуществил с Королевской шекспировской компанией. По мнению одних, виртуозная, по мнению других (счастливцев, видевших спектакль на сцене) — однозначно проигрывающая театральному первоисточнику. Все тем не менее в один голос отмечают гениальную игру Патрика Маги (Сад) и Иэна Ричардсона (Марат). Сюжет драмы Вайса, напомним, строится на том допущении, что маркиз ставил в любительском театре психиатрической лечебницы Шарантон собственную пьесу об убийстве Жана-Поля Марата Шарлоттой Корде.

«Жюстина, или Несчастья добродетели»

Хесус Франко, 1969

Первая полноценная экранизация самого прославленного романа Сада, осуществленная на деньги немцев и итальянцев классиком испанского эксплуатационного кинематографа Хесусом Франко (позднее он еще раз обратился к Саду, сняв фильм «Эжени» по мотивам «Философии в будуаре»). Сюда, наоборот, не поместилась философия и моральная проблематика, зато есть довольно смелая по тем временам эротика. Роль самого маркиза режиссер хотел поручить Орсону Уэллсу, но не сложилось: в результате ее сыграл Клаус Кински. Но еще любопытнее то, что в роли Жюстины — семнадцатилетняя на момент съемок певица Ромина Пауэр. Да-да, та самая, которая потом выйдет замуж за Альбано Карризи и споет с ним дуэтом песню «Felicita».

«Сало, или 120 дней Содома»

Пьер Паоло Пазолини, 1975

Самый выдающийся, радикальный и адекватный фильм по прозе Сада, хотя действие Пазолини счел необходимым перенести ближе к нашим дням, в фашистскую республику Сало, представленную в картине как абсолютная антиутопия насилия и секса. До сих пор запрещен к публичному показу в нескольких странах (в том числе, например, Финляндии). Компания высокопоставленных либертинов — аристократов у Сада, функционеров у Пазолини — методично насилует, пытает и убивает невинных юношей и девушек, издеваясь над жертвами и разбавляя свои действия рассуждениями, позаимствованными из садовских текстов. Пазолини удалось невозможное: не превращать публику в соучастников преступления, наслаждающихся зрелищем вуайеристов, а заставить ее всерьез ужаснуться увиденным, зафиксированным нейтрально и натуралистично.

«Империя страсти»

Нагиса Осима, 1976

Нашумевшая картина, в которой косвенно отражен диалог японской культуры с наследием маркиза де Сада (открытый еще Юкио Мисимой в его пьесе 1965 года «Маркиза де Сад»). Осима поставил свой фильм на основе реальной истории гейши, сошедшей с ума на почве плотской страсти и оскопившей своего любовника. Власти судились с режиссером четыре года, он чудом не оказался за решеткой. Характерно, что фильм был снят на французские деньги, его продюсер — знаменитый Анатоль Доман. Также любопытно, что имя главной героини — Сада Абэ.

«Музей восковых фигур»

Энтони Хикокс, 1988

Прославленный американский хоррор, в котором экспонаты музея — чудовища, маньяки и садисты всех времен и народов — оживают, чтобы полакомиться посетителями, наивными и ни во что не верящими подростками. Интересен тем, что маркиз де Сад вполне органично встроен в галерею классических кинематографических монстров голливудской традиции: Дракулы, оборотня, мумии и Призрака оперы.

«Маркиз»

Анри Ксонне, 1989

Вероятно, самая причудливая картина из навеянных творчеством и судьбой маркиза де Сада — франко-бельгийско-люксембургская парадоксальная комедия с элементами кукольной анимации. Все актеры играют в масках животных, а один из главных героев — член заключенного в Бастилию Сада, у которого есть собственное лицо, голос и даже имя: Колен. Сюжет, по сути, приключенческий, в нем детали реальной биографии маркиза переплетены с фабулами его романов — среди персонажей есть и Жюстина, беременная от короля Франции. Один из соавторов сценария — знаменитый аниматор Ролан Топор.

«Рассекая волны»

Ларс фон Триер, 1996

Всем или почти всем известна извращенная мелодрама датского гения-провокатора, получившая в Каннах Гран-при. Ее героиня, деревенская дурочка Бесс, выходит замуж за шахтера, который после катастрофы на нефтяной вышке оказывается парализованным. Пытаясь откупиться от судьбы, Бесс занимается сексом с незнакомыми мужчинами, жертвуя своим телом ради спасения мужа. Но не все знают, что «Жюстина» Сада — главный источник вдохновения для Триера, который с давних пор одержим двумя сестрами из романов маркиза. Другое воплощение Жюстины — Грейс из «Догвиля», а героиню «Меланхолии» так и зовут: Жюстина. Ее развратная сестра Жюльетта нашла свое отражение в «Антихристе» и «Нимфоманке». В написанном, но так и не поставленном сценарии Триера «Васингтон» две сестры должны были встретиться.

«Маркиз де Сад»

Бенуа Жако, 2000

Тщательно сделанный и довольно скучный фильм, рассказывающий о судьбе маркиза де Сада в годы революционного террора во Франции. Его содержат под стражей, но и в этих условиях стареющий развратник ухитряется соблазнить девушку и научить ее плотской любви. Главные роли играют Даниель Отей и Изильд Ле Беско (также в картине засветились Жанна Балибар и Сильви Тестю), сценарий основан на романе Сержа Брамли «Террор в будуаре».

«Перо маркиза де Сада»

Филип Кауфман, 2000

Парадоксальным образом почти повторяющий сюжет «Сада» Жако, фильм Кауфмана — более сочный, насыщенный, провокационный, его сценарий лучше написан, а актерский ансамбль выглядит более цельным. Из Джеффри Раша получился превосходный маркиз — не усталый гений-красавец, но и не брызжущий слюной извращенец, а прежде всего одержимый писатель, практически графоман, который скучает по перьям и бумаге больше, чем по сексу. Кейт Уинслет в роли последней возлюбленной Сада, облаченный в сутану Хоакин Феникс и сыгравший психиатра Майкл Кейн довершают картину.

«Безумие»

Ян Шванкмайер, 2005

Пражский сюрреалист — кукольник, аниматор и скульптор — положил в основу своей картины с говорящим названием, вполне органично смешивающей приметы наших дней с антуражем начала XIX века, рассказы Эдгара Аллана По и романы маркиза де Сада. Сам маркиз — центральный герой фильма, в котором случайный молодой невротик оказывается в психиатрической лечебнице и становится жертвой утонченных экспериментов Сада — уже не пациента, а главврача лечебницы, где отныне позволено все. Присутствуют сцены похорон заживо и забивания гвоздей в распятие. Кстати, Шванкмайер давно мечтал поставить мультфильм по мотивам Сада и даже отчасти осуществил это в своих «Конспираторах удовольствий» (1996). 

Ошибка в тексте
Отправить