перейти на мобильную версию сайта
да
нет

От «Коломбо» до «Лютера»: чем заканчиваются детективные сериалы

Под впечатлением от финала первого сезона «Настоящего детектива» «Воздух» вспоминает, чем заканчивались другие великие детективные сериалы.

Кино

«Твин-Пикс» (1990–1991)

Фотография: New Line Cinema

Грандиозный финал великого сериала для одних обернулся разочарованием, для других — восторгом, для третьих — загадкой, которую приходится разгадывать до сих пор. В финале сериала агент Купер отправляется в Черный Вигвам, чтобы спасти Энни Блэкберн (Хизер Грэм), но из Вигвама выходит уже не вполне Купер — в него вселился демон Боб; или вовсе не Купер, а его инфернальный двойник; или же Купер вообще остается внутри, встречаясь с душой Лары Палмер, — о том, как понимать несколько последних минут сериала, уже двадцать лет спорят фанаты на соответствующих форумах. В полной версии сценария полнометражного приквела «Твин-Пикс: Огонь, иди со мной» довольно недвусмысленно объясняется, что, да, хороший Купер остался в Черном Вигваме, а следующей жертвой Боба, очевидно, станет медсестра, снявшая кольцо с пальца Энни (это же кольцо было у Лоры Палмер и у Терезы Бэнкс). Кстати, указание на то, что одержимого нечистью Купера рано или поздно разоблачат, содержится и в одной из сцен «Огонь, иди со мной». Дэвид Линч расставляет некоторые необходимые акценты в интервью киноведу Крису Родли: «Энни внезапно оказывается в постели Лоры. Это происходит еще до того, как Лору убили, и до того, как Купер приехал в Твин-Пикс. Она говорит Лоре: «Хороший Дейл в Вигваме. Запиши это себе в дневнике». И я знаю, что она пометила это у себя в дневнике, где-нибудь сбоку. Тогда, если бы сериал имел продолжение, кто-нибудь мог бы найти эту запись. Знаю, что зрители были всерьез расстроены таким финалом, где Боб вселился в Купера и Купер стал злым. Но мы же застряли на середине. Это был только конец второго сезона. Если бы сняли продолжение…»

«Спрут» (1984–2001)

Фотография: RaiTrade

Комиссар Коррадо Каттани (Микеле Плачидо) погиб, но дело его живет: как заметил один из ключевых героев истории, амбивалентный Тано Карриди (Ремо Джироне), мертвым он доставил мафии даже больше хлопот, чем живой. Собственно, «Спрут-10» (2001), состоящий всего из двух серий, начинается с одного большого флешбэка, поясняющего, что было ранее. В седьмом сезоне был пойман виновник смерти комиссара, профессор Рамонте (Рольф Хоппе) — глава преступной организации «Экстрема Туле». Теперь его неожиданно выпускают на свободу. В то же время заместитель прокурора республики и бывшая возлюбленная Каттани Сильвия Конти (Патрисия Милларде) уходит в отставку и старается забыть прошлое, но от его призраков не так-то просто отделаться. Особенно если Тано Карриди снова рвется к власти.

«Спрут», растянувшийся на полтора десятилетия (короткие восьмой и девятый сезон не имеют прямого отношения к главной сюжетной линии, в них действие происходит в конце 50-х годов) — бесконечное следствие, в котором решительную точку стоило поставить гораздо раньше, но его создатели осмелились сделать это только в начале нулевых. «Времена изменились», — говорит прокурор Сильвии Конти. Изменился и «Спрут». На место интригующих перипетий и остросюжетного конфликта пришли картонная драматургия и плоские персонажи. «Спрут-10» Луиджи Перелли, на счету которого больше всего сезонов сериала, — захлебывающееся в собственном пафосе кино: чего стоит только финальная сцена, в которой один из главных героев движется к вулкану, чтобы утопить свои печали в раскаленной лаве.

«Коломбо» (1968–2003)

Фотография: Universal Studios

Последнее свое экранное дело на экране лейтенант лос-анджелесской полиции Коломбо (Питер Фальк) раскрыл в 2003 году в фильме «Коломбо нравится ночная жизнь». В финальной ленте Коломбо остается все так же убийственно вежлив, но вместе с тем невероятно дотошен по отношению к тем, кого записал в подозреваемые. Новое, несколько запутанное расследование крутится вокруг девушки по имени Ванесса (Дженнифер Скай), которая случайно убила своего бывшего мужа — сына известного нью-йоркского мафиози. За помощью она обратилась к своему парню Джастину Прайсу (Мэттью Рис), которому убитый выделил деньги на открытие нового клуба. Вместе они успешно избавились от тела, но этот процесс заснял ушлый папарацци — пришлось избавиться и от него. В кадре повсеместно мелькают приметы нового времени, например пейджер, в то время как поседевший Коломбо разъезжает на своем стареньком «пежо», пользуется блокнотом и выглядит настолько антитехнологично, насколько это возможно.

«Детективное агентство «Лунный свет» (1985–1989)

Фотография: ABC

В последнем сезоне «Агентства «Лунный свет» его создатели откровенно забили на детективную линию. Заключительная серия начинается с подготовки к свадьбе. Женятся несуразные, но такие милые сотрудники детективного агентства: секретарша Агнесс (Эллис Бисли) и горе-оперативник Герберт (Кертис Армстронг). Руководители детективной конторы и главные герои сериала — Мэдди Хейс (Сибилла Шеперд) и Дейв Эдисон (Брюс Уиллис) — жениться не собираются, хотя зрители, несомненно, ждут развития их непростых отношений. И не дождутся. Последние десять минут сериала на экране царит тотальный постмодернизм. Как и «Санта-Барбара», «Лунный свет» покидает пределы съемочной площадки. Мэдди и Дейв узнают, что шоу с их участием закрывают, и бегут к продюсеру, но тот ничем не может помочь: рейтинги упали, тушите свет, товарищи. Мы прощаемся с героями сериала под невероятно тоскливую мелодраматическую нарезку, собранную из сцен с их участием, над которой не прослезится, наверное, только камень. «Агентство «Лунный свет» закрылось 14 мая 1989 года. Дело Ансельмо так и не было раскрыто». И не важно, кто такой Ансельмо, важно, что говорит героиня Шеперд Уиллису: «После всего, что мы пережили вместе, я не могу понять, как это мы не увидимся завтра».

«Криминальная история» (1986–1988)

Фотография: NBC

Вслед за «Полицией Майами: Отдел нравов» в продюсерской карьере Майкла Манна был еще один сериал про круто сваренных мужчин — «Криминальная история», полуторачасовой (и образцовый) пилот которого снял Абель Феррара. Чикаго, 1960-е. Деннис Фарина (кстати, сам бывший полицейский) играет плохого лейтенанта Майка Торелло, который возглавляет отряд по особо важным преступлениям. Второй по важности персонаж этого сериала — адвокат Дэвид Абрамс (Стивен Лэнг) — помогает Торелло инкогнито. Кстати, позже Лэнг снимется у Манна в «Джонни Д» — похожей на «Криминальную историю» картине про брутальных мужчин по разные стороны закона. Большая же часть сериала строится на затянувшемся противостоянии между Торелло и гангстером Реем Лукой (Энтони Джон Дэнисон), которое достигает апогея в последней серии. Разъяренный Торелло преследует Луку, который пытается скрыться от него на самолете. В кабине взлетающего самолета происходит схватка в духе второго «Перевозчика» — только, в отличие от «Перевозчика», здесь все закончится очень плохо.

«Строго на юг» (1994–1999)

Фотография: Alliance Communications Corporation

Приключения канадского констебля Бентона Фрейзера (Пол Гросс) и его глухого волка Диффенбейкера в Чикаго. В Америку Бентон приезжает, чтобы найти убийцу отца (чей призрак периодически является к нему, как тень отца Гамлета), да там и остается на четыре нелегких сезона. По сути, «Строго на юг» — предтеча всех на свете «Шерлоков», где детектив выступает в роли почти что супергероя: умения застегнутого на все пуговицы Фрейзера в чем-то даже превосходят способности Холмса — Камбербатча. И хотя сериал местами носил полукомедийный характер (особенно, когда в нем появлялся герой Лесли Нильсена), это не мешало его создателям время от времени врубать драматизм на полную громкость. Шоураннером «Строго на юг» выступил Пол Хаггис («Столкновение», «В долине Эла»). После второго сезона проект несколько сменил свой вектор: до этого он строился на взаимоотношениях Фрейзера со своим напарником Реем Веккио (Дэвид Марсиано). Но когда того забрали работать под прикрытием, у Бентона появился новый напарник и, соответственно, новые проблемы. Да и Диффенбейкера стал играть другой волк. Впрочем, незабываемый персонаж Марсиано появился в двух последних сериях сериала (сдвоенная история под названием «Зов природы»), в которых Фрейзер возвращается домой, чтобы арестовать убийцу своей матери. Финал у «Строго на юг» вышел крайне лиричный. Каждому достался свой кусочек счастья, мертвые наконец обрели покой, а песню Стэна Роджерса «Northwest Passage» на финальных титрах исполнил сам главный герой, то есть Пол Гросс. К слову, такое же название — «Северо-западный проезд» — изначально носил «Твин-Пикс», к тому же в «Строго на юг» появляется Кеннет Уэлш, игравший злодея Уиндома Эрла.

«Красный райдинг» (2009)

Фотография: Channel Four Film

Трехсерийный британский мини-сериал, вернее, даже три законченные полуторачасовые картины, действие которых происходит в 1974, 1980 и 1983 годах и которые так или иначе связаны общим сюжетом и персонажами: продажными политиками, коррумпированными полицейскими и йоркширским потрошителем, про которого в третьей части станет очевидно, что это не один и даже не два маньяка — это что-то, что носится в отравленном воздухе. Самая мощная серия, пожалуй, вторая, где главным героем становится помощник начальника полиции Манчестера Питер Хантер (Падди Консидайн), который приезжает в Йоркшир навести порядок, а вместо этого примеряет на себе роль комиссара Каттани. Финал предельно жесткого «Красного райдинга» скорее благостный, особенно на фоне безжалостных концовок первых двух серий. Оттого, возможно, он выглядит несколько неуклюже. С другой стороны — даже в самом темном тоннеле должен же быть свет в конце.

«Лютер» (2010–2013)

Фотография: BBC

Крайне увлекательный концепт сериала — главный противник старшего инспектора Джона Лютера (Идрис Эльба) одновременно выступает его союзником (все равно как если бы Шерлока консультировал профессор Мориарти, да еще в юбке) — растратил львиную долю обаяния ко второму сезону, когда противника-союзника по имени Элис Морган (Рут Уилсон) авторы практически вывели за скобки. Впрочем, ее возвращение было лишь делом времени. Элис вновь появилась в финале третьего сезона, где продолжила сыпать остроумными колкостями, а также стрелять без пистолета (для этого ей понадобилась всего лишь дверная ручка). Даже не возникает вопросов, почему в итоге инспектор Лютер предпочел Морган своей новой пассии (Сиенна Гиллори). Непонятно другое: как у него хватило сил распрощаться со своим стильным пальтишком на финальных титрах. Любовь иногда делает с людьми страшные вещи.
Ошибка в тексте
Отправить