Киносообщество Новый и старый «Кинопоиск»: почему это важно
Невероятный прецедент: сегодня ночью «Кинопоиск» через три дня после масштабного редизайна вернул старую версию сайта. Кинокритик Мария Кувшинова — о том, что эта история рассказывает об отношении к кинематографу в России.
Итак, «Яндекс» откатил «Кинопоиск» полностью, без промежуточных компромиссов вроде пятничного «мы вернем его временно на старом домене». Отмена редизайна, проходившего два года и с помпой запущенного в прошлый четверг, произошла под давлением пользователей, которых почему-то не приняли в расчет: зайдя по известному адресу, они обнаружили банальный онлайн-кинотеатр и не обнаружили ни своих годами накопленных списков и рейтингов, ни «друзей по интересам», ни привычного усложненного функционала. Удар также пришелся по профессионалам кино и смежного с кино областей — от продюсеров и критиков до владельцев маленьких магазинов с музыкой и фильмами.
Процесс, в котором принимали участие десятки тысяч людей, три дня писавших возмущенные реплики в социальных сетях, был почти полностью проигнорирован центральными СМИ; пара новостных заметок, впопыхах составленный текст на «Слоне».
Причина подобного невнимания — маргинальность кинематографа, который в нашей стране не рассматривается ни как вид искусства, ни как хоть сколько-нибудь серьезный бизнес, не преподается в школах наряду с литературой или историей, изгнан из большинства центральных СМИ и не входит в информационный минимум образованного человека, который по-прежнему по любому поводу готов утверждать, что «книжка лучше, чем фильм».
На днях Екатерина Шульман говорила о том, что социальные сети за последние годы уже сделали много для преодоления постсоветской атомизации общества (той самой, из-за которой у нас во многом не получается снимать убедительные фильмы). Дело «Кинопоиска» очевидно иллюстрирует этот тезис — сайт со справочной информацией, который «Яндекс» считал просто ловушкой для кликов, оказался мощнейшим комьюнити, объединяющим людей любых возрастов и профессий в разных концах страны и — кстати — по-своему сохраняющим наши связи с Украиной и со всем постсоветским пространством: среди сотен тысяч возмущенных реплик многие прозвучали из-за ближайших границ. Не политика, не экономика, а именно кино и интерес к кино, как мы видим, оказались платформой для объединения огромного количества людей — гораздо большего, чем по любому из политических поводов последних лет (Крым и Донбасс людей, как известно, разъединили). И именно их совместные действия, протесты, проклятия, колонки, агрегаторы твитов, смешные ролики (один, второй) вынудили «Яндекс» свернуть своей неудачный проект по монетизации крупнейшего киносайта рунета. Симптоматично, что профессионалы киноиндустрии, пострадавшие не меньше и так же строчившие друг другу полные отчаяния эсэмэски, никакой попытки объединения и влияния не предприняли. Сообщества кинематографистов не существует, а сообщество «Кинопоиска» есть. И то, что это комьюнити долгие годы существовало незамеченным, не принимаемым в расчет, — показательная ошибка московского менеджмента, наблюдателей и журналистов, опасный снобизм, который никто пока не собирается искоренять.
«Кинопоиск» — это русский аналог кейса Volkswagen, пример того, как в будущем будет происходить сдерживание корпораций, которые раньше, во времена двуполярного мира, сдерживала левая альтернатива: их будут контролировать и корректировать пассионарные пользователи.
И наконец, совсем общее замечание: наша цивилизация одержима редизайнами и обновлениями, не обновляться считается неприличным, как неделями не менять одежду. Старый «Кинопоиск», который теперь доступен по прежнему адресу, уродлив, но и привычный аргумент «сайт не может жить в дизайне 2003 года», очевидно, также больше не аксиома. Редизайны бывают разные: удачные, неудачные, болезненные, незаметные для глаза, но очевидно, что в некоторых случаях люди готовы пользоваться старыми моделями, если они удобны, закрывая глаза на помятый вид и несоответствие новейшим эстетическим нормам. Это относится не только к «Кинопоиску», но и ко всему тому, что производители судорожно снимают с производства, заменяя на новое, — ваше будущее подождет, оставьте нам наше настоящее.