Мышь-огонь: Микки-Маус снова на большом экране
В кинотеатрах мира начали показывать новый мультфильм с главным диснеевским героем всех времен — но этого никто не заметил. Антон Долин полагает, что зря.
На экраны России и мира вышел один из лучших фильмов года. Примерно на полутора тысячах копий. Но рецензий на него вы не отыщете. Как так? Очень просто. «Конь-огонь» (такой причудливый заголовок дали фильму прокатчики, отчаявшиеся перевести оборот «Get a horse!») длится всего семь минут и приклеен в качестве бесплатного бонуса к началу нового диснеевского полного метра «Холодное сердце». Так что если уж соберетесь на этот новейший ремикс «Снежной королевы» — бойкий и трогательный, хотя перегруженный дурацкими песнями, — постарайтесь к началу не опаздывать.
«Конь-огонь» начинается вот так; через минуту герои вывалятся из плоского черно-белого изображения
Дело, разумеется, не в коне, а в мыши. Несуразная лошадь Гораций Хорсколлар, знакомая по ранним работам Уолта Диснея, на экране присутствует, как и другие герои того времени: прекраснодушная корова Кларабель, жирный и злобный кот Пит, умильная Минни-Маус. Однако главный здесь — бессмертный Микки, отмечающий свое 85-летие первым за долгие годы появлением на большом экране. И даже вне оного. «Конь-огонь» снят в изумительной комбинированной технике. Он начинается как черно-белое ретро, вытащенное из архивов покойного Диснея (в самом деле, наброски к такому фильму отыскались в бумагах гения), а затем расширяется, обретает цвет и объем. Герои в буквальном смысле протыкают экран, как Буратино — холст из каморки папы Карло, вываливаются в зал, заливают его водой и гоняются друг за другом так, что у зрителя разбегаются глаза. Если у вас есть знакомый (или ребенок), никогда не смотревший 3D, лучшей инициации для этого аттракциона не придумаешь.
При желании в семи минутах, от которых захватывает дух, можно отыскать и какой-нибудь эзотерический смысл, но главный месседж «Коня-огня» крайне прост: Микки — это и есть сам воплощенный кинематограф. Он и никто другой стоит у истоков любых технологий, новинок и изобретений: не будем забывать, что звук и цвет в кино Дисней применил одним из первых — и именно при помощи культовой мыши. В сравнении с Микки любые сколь угодно эксцентричные персонажи той же студии выглядят бледно. Проверьте это, если хотите, на примере снеговика, троллей или оленя из «Холодного сердца».
Кадр из мультфильма «Steamboat Willie»
«Конь-огонь» — фильм Лорен МакМаллан, известной по работе над
некоторыми выдающимися мультсериалами, от «Симпсонов» до «Аватара». Это ее
первая киноработа; для нее, как и для Микки-Мауса, в последние годы обретавшегося
в гетто беззубо-слащавого телеклуба «для самых маленьких», — долгожданный выход
на большой экран, состоявшийся, кстати, на главном мировом фестивале анимации в
французском Анси. Микки ищет новых воплощений — и находит по ходу дела давно
растраченные качества: остроумие, нахальство, жестокость в борьбе с
оппонентами. Все это можно оценить еще в одном формате. В 2013-м Микки-Маус
родился заново еще и в интернет-сериале Пола Рудиша, который на днях начали
показывать и в России. Этот режиссер, всемирно известный мастер гротеска, делал
«Лабораторию Декстера» и «Самурая Джека», а теперь отважился взяться за
ребрендинг главного диснеевского героя всех времен.
Режиссер Пол Рудиш рассказывает, как он перепридумывал Микки-Мауса
Кадр из мультфильма «Fantasia» В полутора десятках трехминутных эпизодов (запланировано еще как
минимум столько же) мышь совершает кругосветное путешествие в рамках
утверждения мультикультурализма — но без намека на политкорректность. Уже в
первом мультфильме новой серии Микки и Дональд пытаются купить закуску для
своих дам, гуляющих по деревянной набережной — вспоминается «Подпольная
империя», ландшафт почти тот же, — но не могут этого сделать, поскольку
продавец фастфуда отказывается обслуживать клиентов без штанов или рубашек. Как
известно, Микки обходится только штанами, Дональд — одной рубашкой. В другой
серии мышь гоняется за сбежавшим от него хот-догом по Центральному парку: это
уже почти Гоголь. В шанхайском эпизоде Микки безуспешно пытается
сфотографировать умильного на вид, но вредного детеныша панды, в венецианском
никак не может пропеть своей возлюбленной серенаду, в альпийском встречается и
сражается с йети. С нетерпением ждешь обещанной российской серии: с теперешнего
Микки станется выступить с панк-молебном в храме Василия Блаженного или
прибить, скажем, свои уши к брусчатке Красной площади.
Самое знаменитое явление Микки-Мауса в широком прокате случилось в «Фантазии» 1940 года. В эпизоде «Ученик чародея» он, напялив мантию и колпак отлучившегося мага, оживлял полчища метел, которые чуть не утопили самонадеянную мышь в процессе выполнения задания. Сегодня окончательно ясно, что Микки научился и колдовать, и плавать. Пусть хоть весь кинематограф пойдет ко дну, он по-прежнему будет плыть по волнам на непотопляемом пароходике Вилли.
Трейлер новой мультипликационной серии с Микки