«Могли ли мы представить, что будем размышлять над таким материалом?»
На прошлой неделе Минкульт опубликовал список приоритетных тем для финансовой господдержки кинопроизводства на 2015 год. «Воздух» попросил сценаристов прокомментировать его и представить, какие заявки на эти темы можно было бы подать всерьез, а какие — если уж очень нужны деньги.
Список приоритетных тем
Истории успеха, способные вдохновить (в том числе на производстве, в предпринимательской и общественной деятельности).
Крым и Украина в тысячелетней истории государства Российского.
Военная слава России: победы и победители.
Литература в кино: новая жизнь классики.
Современные герои в борьбе с преступностью и коррупцией.
Общество без границ: самореализация людей с ограниченными возможностями.
Памятные даты: к 100-летию событий 1917 года, к 25-летию августовского путча 1991 года.
Семейные ценности как основа общества.
Россия — многонациональная страна.
Он же на сайте Министерства культуры.
Кадр из фильма «Легенда №17»
«Можно экранизировать берестяные грамоты»
«Даже под этот суконный список можно подогнать ряд крутейших фильмов: «Форрест Гамп» — пункт 1 (или 6), «Маленькая мисс Счастье» — 8. Если продюсер или сценарист горит мощной историей, нет смысла ругать Минкульт. Продуктивнее изворачиваться и тащить проект сквозь это игольное ушко. Оно не такое уж узкое».
«Новая жизнь классики»
«Постнейшая формулировка, но необязательно ведь реанимировать подуставшего Пушкина. Можно дерзее: экранизация древнейшего памятника русской словесности (чиновники обожают подобные формулировки) — берестяных грамот. Берем одну грамоту — «А ныне водя новую жену, а мне ни вдасть ничьтоже» — развиваем ее линию, к ней приплетаем другую, и вот уже у нас «Магнолия» meets Rossiya-Matushka. Дорогой костюмный фильм со сложным продакшен-дизайном, где наши русые предки сбирают в житницы и обороняют град от ворога. Не уверен, что это заинтересует массового зрителя, но, к счастью, этот вопрос волнует чиновников меньше всего».
«История успеха»
«Калина красная» meets «Тутси». С зоны откидывается зэк (кликуха почему-то Лондон) и решает начать новую жизнь. Устроиться на нормальную работу бывшему зэку почти невозможно: у него татухи, пугающая речь и аура. Поэтому он переодевается в строгую старорежимную училку (вплоть до перчаток, чтобы скрыть набитые перстни) и идет преподавательницей английского в школу. Там он сам овладевает английским, учит женщин из коллектива стоять за себя, превращает разболтанных школьников в леди и джентльменов и не дает бывшим дружкам провернуть какое-то преступление (обокрасть школу). В финале сводит все татухи, кроме одной (портрет президента). Попробуйте не дать денег такому фильму».Кадр из фильма «Дирижер»
«Темы как темы, только крымский вопрос их испортил»
«Как там у Довлатова: напишите что-нибудь смешное о Древнем Египте. Редактор попросил. А нас попросило Министерство культуры и предложило список тем. На самом деле никакого особенного вау. Темы как темы, только крымский вопрос их испортил».
«Истории успеха, способные вдохновить»
«Мелодрама «Добро в кулаке». Двое друзей долго ищут стартап. Все время придумывают какую-то хипстерскую ерунду. И вот почти случайно они создают подпольную порноимперию. Вебкам-модели, клиент которых находится по ту сторону камеры, их с ним соединяет только провод и 10 МБ в секунду. Никакого реального секса, только стрим-поток и приватный чат, деньги сначала на «Яндекс-кошелек», а потом — в биткоинах. Много доброго секса».
«Литература в кино»
«Детектив «Преступление и наказание». В Америке свою версию романа ФМД уже создал Брет Истон Эллис, написав «Американского психопата». Тема такая: можно совершить сколько угодно преступлений, а наказания не дождешься. В России, где насилие — норма (вроде аптеки без пандуса), увы, не сложилось своей традиции маньяков. Это была бы история о человеке, который убивает, убивает, убивает. А всем плевать. Я одного такого знаю».
«Семейные ценности как основа общества»
Кадр из фильма «Свадьба по обмену»
«Борьба с коррупцией и межнациональная напряженность — благодатные и честные темы для творчества»
«Первый пункт идет под номером 1 не зря: это основа мейнстрима в кино, и таких историй у нас остро не хватает. Однако серьезным заблуждением было бы винить в этом сценаристов или индустрию в целом. Дело в том, что искусство — это зеркало, в котором отражается общество. Зеркало должно быть точным и честным, оно должно показывать даже то, чего само общество не замечает. Но оно не может показывать то, чего нет. Наш зритель не верит в возможность добиться серьезных успехов сознательным трудом, настойчивостью, умом, талантом, поэтому воспримет любую success story как фальшь, это чувствуют и авторы. Настройки зеркала не меняют реальность, сколько их ни поддерживай рублем.
Так что же из списка Минкульта может появиться на экранах сейчас? «Семейные ценности» — слишком размытая вводная для кино (и что вообще подразумевается под семейными ценностями, кроме ценности самой семьи?). Юбилеи революции и путча подразумевают идеологическое высказывание в идеологически нестабильное и неопределенное время, что может отпугнуть соискателей грантов (то же касается и новой жизни литературной классики). Тема военной славы соблазнительна, но ответственный автор должен понимать, что настроения в духе «эх, повоюем!» и так слишком сильны, чтобы подогревать их милитаристскими фильмами (особенно тревожит соседство этой темы с «Крымом и Украиной в истории России»). А вот борьба с коррупцией, проблемы людей с ограниченными возможностями, межнациональная напряженность — благодатные и честные темы для творчества. Только вот хеппи-эндов от них точно не стоит ждать».
«Современные герои в борьбе с преступностью и коррупцией»
«В качестве серьезной заявки я бы предложил историю провинциального полицейского, за которого в шутку голосуют жители его поселка, а он вдруг на самом деле решает, что отныне он шериф, уполномоченный самим народом на борьбу с преступностью и коррупцией, невзирая на чины и опасность. И даже когда электорат отворачивается от него, он продолжает свою праведную борьбу в надежде вновь завоевать утраченное доверие. Пусть даже ценой собственной жизни».
«Общество без границ: самореализация людей с ограничеными возможностями»
«А «конъюнктурной» заявкой могла бы стать история о толерантности к людям с ограниченными возможностями проявления Истинного Патриотизма, неспособностью к Безграничной Любви к Национальному Лидеру и врожденным сопротивлением к восприятию информации из Единого Информационного Источника без сомнений и оговорок. Герой борется с бездушной государственной машиной и добивается равных прав для таких граждан. На примере одного конкретного человека он доказывает, что даже в самых запущенных случаях эти убогие могут приносить пользу обществу: клеить пакеты, шить рукавицы и — в исключительных, но не самых редких случаях — резать хлеб».Кадр из фильма «Мамы»
«Классике нужна зубодробительная наглость, легкость, юмор и зомби»
«Истории успеха, способные вдохновить»
«Американцы любят такие фильмы, как «Прислуга» и «Эрин Брокович». У нас подобными героями с ходу не похвастаешься. В жизни этих ребят почему-то сажают еще до взлета. А, есть «Левиафан», хотя там тоже героя посадили. Так что я бы предложил сюжет с простым героем, беззаботным Васей в клетчатой кепке, который всегда на расслабоне и добивается победы на своем маленьком поле битвы. Если снимать честный фильм с позитивным финалом, тогда, пожалуй, народному Васе лучше не конфликтовать с государством. Хотя не исключено, что здесь можно получить государственные деньги (лично Мединскому фильм точно не понравится). Поскольку мое предложение — исключить государство как антагониста из истории (вот здесь уже есть шанс понравиться Мединскому), то воевать Васе больше не с кем, разве что с самим собой. Обожаю истории, когда герой сам себе антагонист. Итак: беззаботный Вася должен преодолеть самого себя, свои принципы, ценности. Однажды я слышал, как простой парень искал работу. На предложение поработать на заводе он с ходу ответил: «А там что-нибудь … [украсть] можно?» Посему сюжет должен быть простым и честным. Вася устраивается на завод «Искож». Растет по службе и за двадцать лет карьерной жизни ни разу, представляете, ни разу ничего не … [крадет]. Такое положение дел в современной России лично меня очень вдохновляет».
«Литература в кино: новая жизнь классики»
«Если я правильно понимаю, задача этой темы — побудить молодежь читать классическую литературу. Но, мне кажется, они неохотно смотрят российское кино, разные там костюмные драмы, поставленные режиссером за пятьдесят для других режиссеров за пятьдесят. Если сегодня реанимировать классику с целью обратить на себя внимание, нужна зубодробительная наглость, легкость, юмор и зомби, да, зомби — обязательно».
«Россия — многонациональная страна»
«Благородная тема для комедии. В степи падает самолет. Выживают четверо: чеченец, татарин, бурят и луговой мариец. Они с трудом понимают друг друга, но для того, чтобы выжить, им нужно найти общий язык. Первая русская комедия для русских с субтитрами. В духе «Бобро пожаловать». Только помните главное: я в доле.
Поскольку остальные темы имеют отношение к политике, я воздержусь от шуток».Кадр из фильма «Я буду рядом»
«В написании условной агитки ничего страшного или зазорного нет»
«Аполло-13», «Спасти рядового Райана», «Падение «Черного ястреба», да даже «Трансформеры» — все это фильмы-агитки, талантливо и красиво сделанные.
Поэтому в написании условной агитки ничего страшного или зазорного нет, это интересный творческий вызов и, страшную вещь скажу, общественно полезное деяние.
Лично я несколько раз отказывался от работы по идейным соображениям. Важно внутреннее согласие автора с темой фильма, а также чувство вкуса и меры, иначе агитка начинает работать ровно с обратным эффектом. Много какие из наших фильмов мог бы привести в пример, но не хочу никого обижать, да и сам не вполне свят».
«Истории успеха, способные вдохновить»
«Как человек, любящий покопаться в огороде и вообще чувствующий сильный пиетет перед землей и крестьянским трудом, был бы рад написать об истории успеха русского фермера, скажем, байопик про Бориса Акимова. Чем черт не шутит».
Конъюнктурная заявка
«Для того чтобы заявка стопроцентно прошла, в ней должны быть совмещены все указанные министерством культуры темы. Я и так и эдак складывал их в голове и пока смог собрать вместе только восемь пунктов из девяти: молодой чеченец (п. 9) возвращается после некого условного военного конфликта (п. 2 и п. 3), где его ранило (п. 6), возвращается он домой, где его ждут четыре жены и масса детей (п. 8). Дома его начинают притеснять редкие для той местности нехорошие коррупционеры (п. 5).
Хаджи-Мурат (так его зовут, и это п. 4) вступает в противостояние с силами зла и достигает успеха — теперь у него большой дом, парк коллекционных автомобилей, вилла на Майами, и вообще он красавчик и уважаемый человек (п. 1).
Но как сюда приплести п. 7 (памятные даты — к 100-летию событий 1917 года, к 25-летию августовского путча 1991 года), я ума не приложу. А идеальная заявка не терпит неполноты и без одного пункта уже не работает, поэтому вышеозначенный вариант продать не получится. Я пытался».Кадр из фильма «Братья Ч»
«Всерьез все это обсуждать бессмысленно»
«Всерьез все это обсуждать бессмысленно. В самих по себе темах ничего дурного нет, и издеваться над ними не хочется. Истина же сейчас в глазах читающего. Например, пункт 5 — это «Горе от ума», а пункт 8 — это «Евгений Онегин» или «Война и мир», а 9 — это «Хаджи-Мурат», но все это бесполезно, если эксперты в Минкульте будут такие, которые в детской пьесе «Душа подушки» увидели экстремизм. Сатирические же конъюнктурные заявки сейчас писать не смешно, а страшно: вдруг все же однажды придется? Кто знает свое будущее? Могли ли мы три года назад представить себе, что будем размышлять над таким материалом?»