Канны-2014 Итоги: вечный сон
«Золотая пальмовая ветвь» досталась самому скучному фильму конкурса. Антон Долин пытается понять, как такое могло произойти.
Самое смешное в итогах 67-го Каннского фестиваля — всенародный плач по поводу проигрыша «Левиафана» Андрея Звягинцева. Вообще-то, только российская гигантомания может привести к такой парадоксальной реакции: предположения о непременной победе фильма были чистой воды фантазией. А вот приз за лучший сценарий для самого Звягинцева и его бессменного сценариста Олега Негина — реальная победа, весомый трофей. Русские в Каннах и участвуют-то не каждый год, а призы получают еще реже. В последний раз это удавалось именно Звягинцеву, когда Константина Лавроненко наградили за роль в «Изгнании». Так что впору ликовать и гордиться, но никак не расстраиваться. К тому же именно драматургия в «Левиафане» отменная. Перемена регистра от бытовой трагикомедии к высокой драме — шокирующая и при этом убедительная. Персонажи живые, настоящие. В диалогах — никакой ходульности, никаких условностей и красивостей: живая сочная речь, в том числе матерная. Отличный сценарий, правильно наградили.
Странным образом почти со всеми решениями жюри под руководством Джейн Кэмпион хочется согласиться (разве что слегка их перетасовать: тем же самым картинам — да другие призы, и вообще было бы идеально). Гран-при для «Le meraviglie» итальянки Аличе Рорвакер — неожиданный и интригующий выбор. Фильм неброский, камерный, но нетривиальный, уникальный с точки зрения киноязыка. Это в самом деле интересный режиссер, и выданный ей аванс наверняка со временем оправдается. Приз за режиссуру для американца Беннетта Миллера — менее очевидный вердикт, однако «Foxcatcher» — удачная картина, которая явно будет двигаться по направлению к «Оскару». Отметить таким образом и голливудское индустриальное кино, самую умную и тонкую его отрасль, было вполне логично. Джулианна Мур («Maps to the Stars» Дэвида Кроненберга) и Тимоти Сполл («Mr. Turner» Майка Ли) сыграли выдающиеся роли, их награждение в высшей степени закономерно. Даже отсутствие наград для лучшего фильма конкурса — «Deux jours, une nuit» братьев Дарденн — можно объяснить: братья — гении, призов у них навалом, почему бы не сделать перерыв.
«Зимняя спячка»
Конечно, едва ли не издевкой смотрится разделение приза жюри между Жан-Люком Годаром за «Прощание с языком» и Ксавье Доланом за «Mommy» — самым пожилым и самым молодым конкурсантами. Годар велик и могуч, его фильм — яростный и глумливый авангард, а Долан — симпатичный хипстер из Квебека, снимающий подчеркнуто личное, интимное, программно-автобиографичное кино о своих отношениях с матерью. Однако и эту эксцентричную связку можно понять и простить. Обе картины не поддаются классификациям и при этом заслуживают награды, так что пусть пишутся через запятую: Годару наплевать, Долану лестно.
А вот что всерьез заслуживает рефлексии — так это присуждение «Золотой пальмовой ветви» турку Нури Бильге Джейлану за его «Зимнюю спячку». Максимальное приближение Джейлана к каннской вершине не было секретом — уже в день объявления программы, за месяц до старта, о нем говорили как о фаворите. Дважды лауреат Гран-при, он увозил домой как минимум по призу после каждого участия в конкурсе. Уже длительность нового опуса — 3 часа 16 минут — была заявкой на монументальный opus magnum, и ожидание этой победы витало в каннском воздухе на протяжении всего фестиваля. Притом что «Зимняя спячка», вероятно, самый банальный, вторичный и претенциозный фильм Джейлана.
«Зимняя спячка»
Эта картина будто бы снималась по учебнику «Как победить на фестивале». Или, будем чуть милосерднее, сама является таким учебником. Пейзажи неземной красоты, сопровожденные фортепианной музыкой Шуберта и (изредка) молчаливой фигурой человека с задумчивым взглядом. Белые лошади, птицы и зайцы. Некоммуникабельность главных героев — стареющего хозяина отеля, его безработной сестры и молодой жены, — которые минут по двадцать экранного времени изнурительно спорят ни о чем. Смутный социальный подтекст, выраженный в появлении малоимущих квартиросъемщиков, которые в кульминационный момент триумфально сжигают в камине подаренную богатыми гуманитариями пачку денег. Полное отсутствие какого-либо движения, за исключением неспешно сменяющих друг друга времен года. Движения не в смысле увлекательных экранных приключений (ясно, что Джейлан не по этой части), а внутренней динамики, которая и составляет главное достоинство прозы Чехова — на нее, по его собственным словам, ориентировался турецкий режиссер. Впрочем, президент жюри Джейн Кэмпион доверчиво клюнула на приманку русской литературы и даже специально сказала об этом на пресс-конференции после награждения. Сработало.
«Зимняя спячка» — выспреннее и мастерское переливание из пустого в порожнее, компиляция из предыдущих, значительно более самобытных картин Джейлана. Главное ее достоинство — то, что режиссер рассказывает о самом себе: исчерпанность и пустота, которыми дышит картина, являются ее материалом. Характерно, что, когда герой пытается бросить жену, уехать в Стамбул и начать жизнь заново, он сбегает с перрона обратно, домой, где предпочитает напиться с друзьями. Точно так же Джейлан — в отличие, например, от Звягинцева, меняющегося с каждой следующей работой, — обнаруживает неспособность отвергнуть собственные клише и хотя бы попробовать сказать что-то новое.
«Зимняя спячка»
С другой стороны, обвинять жюри в незнании предыдущих картин того же автора и неспособности обнаружить его самоповторы — чистой воды идиотизм. Вообще культурологические аргументы здесь работать не должны: члены жюри — прежде всего зрители, они не обязаны разбираться в контексте. Их дело — «говорить сердцем». Так почему же столь многие сердца затрепетали при встрече с этим глобальным фейком, техничной имитацией Большого Авторского Кино? Ответ может оказаться обескураживающе простым: комбинация умеренного экзотизма (все-таки Турция) с хорошим знанием и умелым использованием канонов действует как сильное успокоительное, спасающее от всех тревожных пертурбаций и исканий современного кинематографа. В последний раз такое случалось в 1998 году, когда «Золотая пальмовая ветвь» досталась еще одному духовному детищу Тарковского — греку Тео Ангелопулосу, его картине «Вечность и один день». Его, помнится, кто-то из рецензентов метко обозвал «чемпионом скуки». Сегодня это звание можно присудить Джейлану.
По большому счету «Золотая пальмовая ветвь» для «Зимней спячки» — приговор авторскому кино и фестивальному движению в целом. К счастью, кроме суда Джейн Кэмпион есть много других апелляционных инстанций, а кроме Джейлана — масса других форм существования кинематографа: от открытий в микрохирургии чувств, как у Долана и Рорвакер, до социальной этики, как у Дарденнов и Звягинцева. Зима близко, это давно понятно, но стоит помнить, что даже в худшие холода в спячку впадают лишь некоторые животные.