«Грань будущего» с Томом Крузом: день курка
В прокат выходит главный летний блокбастер, в котором Том Круз сражается с инопланетными пришельцами. Станислав Зельвенский считает, что для счастья этого достаточно.
В прологе, составленном из телевизионной нарезки, мы узнаем, что Землю атаковали пришельцы, которых называют мимиками — невероятно резвые твари, состоящие главным образом из щупалец. Войска землян, даже вооруженные футуристическими экзокостюмами, терпят одно поражение за другим, пока неожиданно не побеждают при Вердене, ведомые суровой Ритой Вратаски (Эмили Блант), которая становится символом освободительной борьбы. Теперь союзники, как уже однажды бывало, собираются высадиться в Нормандии и дать инопланетянам решающий бой.
В Лондон прибывает майор Кейдж (Том Круз) — пресс-атташе американских вооруженных сил, трус, слабак и тыловая крыса. Британский генерал (Брендан Глисон), командующий операцией, из принципа срывает с него погоны и отправляет в казармы, занявшие аэропорт Хитроу. Наутро Кейдж, потея и безуспешно пытаясь выяснить, как снять висящее на нем супероружие с предохранителя, прыгает со взводом головорезов на кишащий мимиками французский пляж, где, естественно, через пару минут погибает. И открывает глаза в Хитроу — где все, кроме него, впервые проживают вечер накануне самоубийственной операции.
Весенние блокбастеры в этом году скорее разочаровали, летние выглядят не слишком многообещающе, поэтому с большой долей вероятности можно предположить: «Грань будущего» — главное киноразвлечение 2014 года. И в любом случае тот фильм, ради которого стоит доползти до мультиплекса, если вы делаете это, скажем, раз в сезон.
В самом концепте «Грани» нет, разумеется, ничего революционного: помимо первым приходящего в голову «Дня сурка», можно вспомнить, скажем, отличный испанский триллер «Временная петля» или, если брать недавние блокбастеры, довольно отвратительный «Исходный код» с Джилленхолом. Но за исключением главной идеи — бесконечно проживаемого отрезка времени — и на редкость неинтересного названия у «Грани будущего» с тем же «Кодом» мало общего. Это в последнюю очередь философское размышление об упущенных возможностях и непоправимых последствиях. В первую и единственную — сверхзвуковой, не дающий возможности взглянуть на часы боевик, в котором всю дорогу принципиально важно лишь то, что произойдет в следующей сцене.
Режиссер Даг Лайман — автор первого, самого традиционного «Борна», где шпиона еще не начало укачивать, и «Грань будущего», безусловно, эстетически старомодный фильм, который легко представить снятым где-нибудь в 90-х. Хорошо это или плохо, но такая постановочная манера — с рациональной камерой, ровным ритмом и дозированными спецэффектами — вызывает сегодня что-то вроде ностальгии. Можно только догадываться, какими адскими муками на монтаже далась эта обманчивая легкость, текучесть повествования — учитывая, что героя постоянно приходится подхватывать из уже виденного нами действия.
И конечно, «Грань» пришла из закончившейся эпохи звезд, которая в 90-е еще рудиментарно сохранялась, из устаревшего представления, что блокбастеру достаточно одной звезды (при всем уважении к Эмили Блант). Это фильм имени Тома Круза, и Том Круз доказывает, что он тот, чьим именем по-прежнему можно называть фильмы любого масштаба. «Посмотрите на меня, ну какой я солдат», — жалобно говорит он в начале непреклонному сержанту. И это, кажется, единственное место в картине про инопланетные щупальца, сравнявшие с землей Париж, где хочется недоверчиво хмыкнуть.
- Расписание Афиша
- Билеты Рамблер-Касса