Джек Блэк: «Я просто всегда немного копирую Джека Николсона»
В «Ужастиках» Джек Блэк играет писателя, который заточил в собственном подвале под книжными обложками кучу реальных монстров. Георгий Биргер поговорил с актером о том, как оставаться смешным, когда вокруг — сплошной ужас.
- Джек, спасибо за фильм, только я одного момента не понял в самом начале: а что все-таки произошло в доме до того, как копы приехали?
- В доме? Копы? В смысле, к нам приехали копы и прервали все съемки, вы об этом? Я даже ничего такого не слышал!
- Э-э-э, нет, в фильме.
- Ах, в фильме, слава богу! Да, мы с режиссером Робом Леттерманом обсуждали и решили, что никак в фильме это объяснять не станем. В общем, мы условились, что там один из монстров вырвался из книжки, и я с Ханной по всему дому за ним гонялся и одновременно орал на нее за то, что она позволила этому случиться. Так что со стороны казалось, что там какое-то домашнее насилие происходит или вроде того, будто я такой отец-тиран. Хотя на самом деле это такая повседневная рутина, когда у тебя около тысячи монстров заточено в библиотеке.
- Вы как-то говорили, что ваш любимый фильм — «Сияние» Стэнли Кубрика…
- Да, он и «Ребенок Розмари».
- Мне просто показалось, что ваша роль в «Ужастиках» во многом вдохновлена игрой Джека Николсона там.
- Хм. Ну, я не делал этого специально, хотя надо признать, я просто всегда немного копирую Джека Николсона. Немного там, немного здесь, так с самого начало было, он — мой герой. Его роли в «Сиянии» и в «Пролетая над гнездом кукушки» — это лучший двойной удар в истории кино. Не думаю, что было еще что-то подобное. Ну может, у Де Ниро с «Бешеным быком» и… какой там второй?
- «Таксист»?
- Да, точно, «Таксист». Это тоже сильный претендент на победу. Но Николсон, по-моему, все равно выигрывает.
- Вы сами попадали в какие-нибудь паранормальные ситуации?
- Нет, если бы, сплошная неудача. Никогда не видел приведений, летающих тарелок тоже не видел, хотя всегда очень хотел. А вы видели НЛО? Нет? А вы все равно не скажете, потому что если вы видели НЛО, то, скорее всего, будете об этом молчать, чтобы все не подумали, что вы свихнулись. Зато моя жена видела призрака когда-то, и я ей верю, она мне никогда не врет. Она была в Южной Америке и увидела там… нет, я не могу ее историю вам рассказать, но скажу так: я верю в то, что она верит. Вот. В смысле, она точно видела что-то.
- Знаете, обычно, когда говоришь с комедийным актером, то понимаешь, что разговариваешь именно с актером, а вы будто всегда в образе, всегда смешной.
- Понимаете, я же не пытаюсь всегда быть смешным и каламбурить, когда просто иду, там, по улице… Или по жизни. Просто… ну, похоже, я действительно именно такой, каким вы меня видите на экране. Конечно, у меня были ужасные периоды в жизни, когда и самому несмешно совсем было, и шутить не было никакого желания. Но обычно я стараюсь видеть юмор всегда и везде. Хотя, если вы сыновей моих спросите, они скажут: «Не-е-ет, он вообще не смешной». Я постоянно пытаюсь их рассмешить, и ничего у меня не получается, я жутко им надоел этим, они постоянно такие: «Пап, ну заткнись уже! Не смешно это! Ты не смешной!» Они будто специально хотят сделать мне больно.
- То есть для вас это эскапизм такой.
- Может быть. Ты ведь действительно можешь видеть смешную сторону всего вокруг. Можешь решить: вот сейчас я буду по этому поводу грустить, а сейчас я хочу видеть светлую сторону — я чаще выбираю второе. Есть хорошее упражнение: когда все катится к чертям, старайся смотреть на это со стороны и смеяться над этим. Потому что самые мерзкие времена — они же всегда и самые смешные. Это же известное уравнение: трагедия = комедия… или нет, как там…
- Трагедия + время = комедия.
- Точно. Хотя я бы и наоборот сказал: комедия + время = трагедия. Например, какой был самый смешной фильм в вашем детстве? А теперь посмотрите его снова, и вы просто офигеете, какой он несмешной. Не будем называть имен, у каждого свой. И в этом трагедия — любая шутка смешная только в какой-то определенный момент, а потом она умирает.
- Вы раньше говорили, что хотели бы сделать перерыв в комедии и больше играть драматических ролей, как в «Берни» Линклейтера. Есть какие-то успехи по этой части?
- Да, точнее, я хотел бы больше сочетать драматические и комедийные роли, такой режим полезен для моих, гм, актерских мускулов. Но мне очень сложно находить подходящие драматические роли, я тут привередлив, мне нужно, чтобы роль действительно с чем-то внутри меня резонировала, и на свете мало авторов, которые способны у меня такие эмоции вызвать. Я бы хотел и сам писать, мечтаю быть сценаристом-гением, но нет, таких людей намного меньше, чем хороших актеров.
- А почему вы не пишете? Боитесь, что человечество узнает, что у вас в голове?
- Ой, ну вы что, «человечество узнает». У меня там просто большая пустота. Это никак никому не навредит, просто неинтересно.