Дэвид Саймон и его наследие: гид по миру автора «Прослушки» и «Убойного отдела»
Один из лучших сценаристов современного американского телевидения Дэвид Саймон вернулся в эфир с новым мини-сериалом «Покажите мне героя» с Оскаром Айзеком в главной роли. «Афиша» подробно разбирается во вселенной Саймона: отличительные черты, любимые актеры, самые важные сцены и цитаты.
Как понять, что вы смотрите сериал Дэвида Саймона?
Сериал мало кто видел, но все слышали, что он великий.
Сериал начинается с заставки канала HBO. На заре своей карьеры Саймон пробовал работать на эфирных каналах, однако все свои значимые сериалы он сделал в долгосрочном сотрудничестве с HBO, которое не думает прекращаться.
Сюжет основан на реальных событиях, написан по мотивам документальной книги или почерпнут прямиком из жизни. Почти за каждым героем стоит реальный прототип, а в эпизодах снимаются настоящие полицейские, наркоманы, адвокаты и участники тех событий.
Подавляющее число главных героев чернокожие, при этом там полно расистских шуток и неполиткорректного юмора на эту тему.
Это очень болтливый сериал. С экрана идет непрекращающийся поток живых диалогов, которые можно слушать бесконечно.
Речь идет о наркотиках, войне с наркотиками или просто о войне как наркотике.
Действие сериала происходит в Балтиморе — даже если в другом месте, то кто-нибудь из главных героев обязательно хотя бы раз упоминает этот город.
Первые несколько серий не очень понятно, в чем соль сериала, за кого тут переживать и что вообще в нем хорошего, но вскоре от него невозможно оторваться, а каждый персонаж становится вам как родной.
Сериал или сезон заканчивается пятиминутной нарезкой из жизни всех главных героев под какую-нибудь очень точно подобранную песню.
Шоу как минимум один раз номинировалось на «Эмми».
10 забавных фактов о «Прослушке»
Актер Идрис Эльба, исполнитель роли финансового воротилы наркомафии, признавался, что никогда не посмотрел сериал полностью.
Сержанта-толстяка Джея Лендсмена (его играет Делани Уилльямс), знаменитого своим чувством юмора, назвали в честь реального полицейского, описанного в книге «Убойный отдел». Причем настоящий Лендсмен (в реальности худощавый и усатый) тоже сыграл в «Прослушке» второстепенную роль другого полицейского.
По вечерам после съемок участники группы неоднократно попадали под подозрение полиции и оказывались в участке Балтимора.
В одиннадцатой серии второго сезона, а также в самой последней Дэвид Саймон мелькает в роли корреспондента газеты The Baltimore Sun.
Главные герои сериала часто пользуются тавтологией, подкрепляя свои слова формулировками вроде «Я делаю то, что делаю», «Игра это игра», «Деньги это деньги» или «Что сделано, то сделано».
Актрису Фелицию Пирсон, известную по роли бандитки Снуп, вскоре после съемок в действительности осудили на семь лет за распространение героина. Правда, она пошла на сотрудничество, заключила сделку и получила условный срок. Пообещала вести себя хорошо и заниматься исключительно своей актерской карьерой.
В пятом сезоне упоминается телефонный номер главного гангстера Марло 1 410 915 0909. Если позвонить по нему, то до сих пор можно услышать запись с грозной речью Марло. Из России следует набирать номер с приставкой 810.
Президент Барак Обама является большим поклонником «Прослушки». Не так давно он даже пригласил Саймона в Белый дом, чтобы поговорить о сериале, способах борьбы с наркотиками и реальном прототипе знаменитого персонажа по имени Омар.
Некоторые актеры «Прослушки» снова примерили на себя любимые образы в пародийном ролике сайта Funny or Die — что будет, если из сериала сделать мюзикл.
На своих концертах Псой Короленко исполняет авторскую русскоязычную версию песни из заставки к сериалу «Прослушка», не забывая называть сериал великим.
Любимые актеры Саймона
Кларк Питерс
Актер с печатью мудрости на лице, эдакий сериальный эквивалент Моргана Фримена, которому идет играть опытных гуру своего дела. Неважно: старый наркоман из «Угла», спец по телефонам из «Прослушки» или хранитель индейских традиций из «Тримея» — все они олицетворяют кладезь вселенских знаний.
Уэнделл Пирс
Детектив Банк с извечной сигарой из «Прослушки» и беспечный музыкант Антуан Батист с тромбоном из «Тримея» — актер больших объемов и обаяния. Сейчас Пирса можно видеть в новых сезонах «Рэя Донована» и «Форс-мажоров».
Канди Александер
Убедительно воплотила в жизнь главную героиню «Угла» — наркоманку Фрэн, которая пробует бороться со своей зависимостью и вытащить своего сына из преступной паутины. В «Тримее» у нее не менее мощный выход в роли владелицы разрушенной таверны.
Лэнс Реддик
Лощеный афроамериканец, который в кадре идеально носит полицейскую форму и невозмутимость офицера. Когда в мини-сериале «Угол» он появляется в роли наркомана в завязке, то все равно выглядит как начальник из «Прослушки».
Джеймс Рэнсон
Знаковые сцены из сериалов Саймона
1. Сон детектива Бейлисса, которым открывается один из эпизодов шестого сезона «Убойного отдела». В нем главный герой снова сталкивается с делом убитой девочки, которое он однажды не смог раскрыть. Мучительное сновидение настоящего детектива — крайне сюрреалистическое и нестандартное начало для полицейского процедурала того времени. Вообще серия вышла крайне неординарной — по сюжету главные герои раскрывают убийство семидесятилетней давности. Не зря Дэвида Саймона и Дэвида Миллса номинировали за нее на премию Гильдии сценаристов США. Кстати, эту серию срежиссировал актер Стив Бушеми.
2. Мощный финал мини-сериала «Угол», когда после шести игровых серий с актерами нам показывают, как выглядят герои документальной книги в реальной жизни. Режиссер встречается на углу с настоящей Фрэн, ее сыном ДиАндре и наркоманом Блю. Они делятся своими мыслями о сериале, вспоминают героев, которые не дожили до премьеры. Эта беседа сразу дает сериалу иную плоскость — это реальные люди, это их реальные жизни. К сожалению, ДиАндре все-таки проиграл свою борьбу с наркозависимостью и умер от передозировки в 2012 году.
3. Знаменитая сцена с шахматами, где наркодилер Ди’Анджело растолковывает своим подельникам мироустройство при помощи шахмат. Классика. Видео, к сожалению, нельзя встроить, поэтому смотреть его нужно по этой ссылке.
4. Одна из лучших открывающих сцен за всю историю «Прослушки» — Омар и Брат Музон встречаются в темном переулке. Несмотря на то что главные герои меряются пушками, это дуэль не пистолетов, а слов и характеров.
5. Сцена прощания с полицейским Коулом, который внезапно погиб где-то за кадром во время тренировки на тренажерах. Дэвид Саймон придумал этот эпизод, потому как исполнитель этой эпизодической роли Роберт Ф.Коулсберри был продюсером «Прослушки» и в действительности внезапно умер перед самыми съемками третьего сезона. Это не просто проводы персонажа, а прощание съемочной группы со своим соратником. Кстати, Саймон признает, что у полицейских Балтимора нет такой традиции — приносить труп погибшего коллеги в бар. Однако он специально сочинил ее, так как ему захотелось принести дань уважения Коулсберри именно таким образом.
6. Финальная сцена «Поколения убийц», где герои смотрят нарезку из своих любительских съемок в Ираке под великую песню «The Man Comes Around» Джонни Кэша. Солдаты один за другим отворачиваются и уходят то ли с улыбкой, то ли с сожалением. Грандиозная концовка, в которую укладывается вся правда жизни об иракской войне с ее дурманом насилия и киногенией.
7. Персонаж Джона Гудмана из «Тримея» записывает ролик для ютьюба, где проклинает все остальные города и неполиткорректно упоминает трагедию 11 сентября. А вообще это мощная речь настоящего патриота.
8. Еще один классический эпизод из «Прослушки» — так называемая all-fuck-сцена, где детективы исследуют место преступления, употребляя и склоняя на разный лад ругательства. Слово fuck на разные лады звучит 38 раз.
6 цитат Дэвида Саймона
О войне с наркотиками: «…Моя страна превратилась в хоррор-шоу. Это видно на примере сокращающегося семейного дохода, отказа от основных социальных программ, таких как государственное образование, действительно работающее государственное образование. Вы видите развернувшуюся охоту на представителей низших классов в рамках так называемой войны с опасными наркотиками, по существу превратившейся в войну с бедными. Эта война превратила наше государство в самую большую тюрьму в истории человечества, — с точки зрения количества заключенных, содержащихся в тюрьмах США, и в процентном соотношении американцев, находящихся в заключении. Ни одна другая страна в мире не сажает с такой скоростью и не содержит в тюрьмах такого количества заключенных, как мы».
О журналистике: «Я не чувствую себя телесценаристом или продюсером. Я до сих пор журналист. Просто я не работаю в газете».
О работе шоураннера: «Клянчить. Я клянчу, вот что я делаю. Я все время клянчу у кого-то. Я умоляю актера сыграть роль. Я умоляю исполнительного дать нам денег на концовку шоу. Когда я был репортером, я клянчил цитаты. В этом нет ничего предосудительного, это просто еще одна форма продаж. Я всегда говорю: «Это будет великолепно, поверь мне. В итоге ты будешь горд за свою работу». Мне нравится думать, что в 50 процентах случаев люди меня понимают».
О источниках: «Ссылаясь на реальные, исторические события, фикшн может сильно и звучно говорить о проблемах и вопросах нашего времени. Полностью вымышленная сказка, созданная посреди замысловатых и точных деталей из реального места и времени, может резонировать с читателями самым глубоким образом».
О других сериалах: «Не хочу сказать ничего плохого о чужой работе — но никаких драконов, никаких зомби, никакой чертовой стрельбы. Ничего страшного в насилии, сексе или драконах нет, но иногда было бы неплохо обсуждать то, что действительно нас беспокоит».
О творческом методе: «Знаете, что я люблю? Я люблю поиметь телевидение тем, что не должно быть на телевидении».
Читайте также на «Воздухе»: 5 причин, почему «Прослушка» — один из лучших сериалов на свете