перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дети Майдана: 10 новых украинских фильмов

Посмотрев на фестивале в Одессе новое украинское кино, Антон Долин удостоверился, что у него смутное настоящее, но увлекательное будущее.

Кино
Дети Майдана: 10 новых украинских фильмов

Игровые

«F 63.9 Болезнь любви», режиссер Дмитрий Томашпольский и Алена Демьяненко

Красавица-венеролог, мать-одиночка Александра Львовна считается лучшей в своей профессии, но сама никогда не влюбляется — ей хватает регулярного секса с работающим в той же клинике психиатром. А потом она встречает необычного пациента — брутального космонавта Чайку, который после секретной миссии в открытом космосе привез на Землю загадочное венерическое заболевание. В заголовок легкомысленной романтической комедии режиссерского тандема, работающего уже много лет, вынесено название апокрифического вируса любви. Сыгравшая главную роль Нина Сол похожа одновременно на Еву Грин и Дженнифер Коннелли. В эпизодах засветились Лариса Кадочникова и программный директор Одесского фестиваля Алик Шпилюк. В целом же эта картина — свидетельство преемственности по отношению не столько к советскому, сколько к постперестроечному «кооперативному» кинематографу.  

«Гамер», режиссер Олег Сенцов

Фотография: Cry Cinema

Геймер-тинейджер по прозвищу Косс плюет на учебу: вся его жизнь — игры. Он тренируется, чтобы принять участие в чемпионате мира по киберспорту и, возможно, победить. Сможет ли это изменить его судьбу? Дебютный и пока единственный фильм Сенцова снят еще в 2011 году, но в последние месяцы, в свете ряда событий, снова оказался в фокусе внимания. Житель Симферополя Сенцов сегодня содержится в московской тюрьме по обвинению в подготовке терактов; процесс закрытый, обвинение не торопится предъявлять доказательства, мера возможного наказания — вплоть до 25 лет заключения. Коллеги Сенцова, активиста Автомайдана, который отказывается признавать себя гражданином России, считают это дело политическим и сфабрикованным. За режиссера уже вступаются его коллеги по всему миру — от Кена Лоуча до Педро Альмодовара, от Аки Каурисмяки до Никиты Михалкова. Однако и вне связи с трагическими обстоятельствами «Гамер» заслуживает внимания: это малобюджетный, по-настоящему независимый фильм о преимуществах виртуальной реальности перед повседневностью — идея, будто предсказывающая лозунги киевского Майдана. 

«Зеленая кофта», режиссер Владимир Тихий

Фотография: Arthouse Traffic

Бытовая драма с элементами триллера и даже хоррора. Жительница спального района уродливого мегаполиса, старшеклассница Оля, выходит во двор погулять с младшим братом и отвлекается всего на несколько минут, за которые семилетний Михасик успевает бесследно исчезнуть. Милиция не способна найти ребенка, и девочка берет расследование в свои руки. Современная история «Гусей-лебедей» или «Лабиринта» — урбанистический квест, в котором пропавшего мальчика надо спасти из рук неведомых негодяев или хотя бы отомстить им за него. Тревожная картина мастерски эксплуатирует массовый страх перед насильниками-педофилами и невольно отзывается рифмой к ужасам российской и украинской пропаганды, постоянно использующей образы детей — жертв любых политических конфликтов. Недаром на стене, где Оля вешает объявление о поиске Михасика, значится надпись огромными буквами: «Нет нацистским мразям».

«Люби меня», режиссер Марина Эр Горбач и Мехмет Бахадыр Эр

Фотография: Protim Video Production

Молодой турок Джемаль, помолвленный по сговору с найденной родителями девушкой, едет на мальчишник в Киев, надеясь провести последние холостяцкие деньки с разбитными украинскими дивчинами. Вместо них он встречает Сашу — одинокую и жаждущую большой светлой любви содержанку бездушного денежного мешка (в этой роли Сергей Пускепалис). Ее большие грустные глаза и склонность к белоснежному кружевному белью заставляют Джемаля впервые в жизни поверить, что он по-настоящему влюбился. Недалеко ушедшая от сериального формата, прямолинейно-сентиментальная мелодрама, в которой Киев предстает столицей мирового секс-туризма. С другой стороны, это еще и притча о евроинтеграции: фильм сделан совместно с Турцией, уже считающей себя полноправной частью Европы, и дуэт режиссеров являет собой образец сотрудничества в культурной сфере, плавно перерастающей в семейную.

«Моя русалка, моя Лорелея», режиссер Нана Джорджадзе

Фотография: Нана Джорджадзе & Asea Sool

Музыканты в студии записывают саундтрек к новой картине, а ее режиссер вместе с товарищем детства вспоминает события, из которых родился сценарий, — историю первой влюбленности в провинциальном приморском городке. Ему было всего 14 лет, ей — уже 18, и она мечтала уехать в Москву, чтобы стать актрисой. Ее ролевая модель — Анжелика, героиня французского фильма, но среди ухажеров королей нет: только местный милиционер. Уроженка Тбилиси, жительница Германии, лауреат Каннского фестиваля и преподаватель ВГИКа Нана Джорджадзе сделала ностальгический фильм о едином советском прошлом, поданном здесь в исключительно романтическом ключе. Несмотря на это, сегодня эта копродукция России и Украины (возможно, одна из последних на несколько лет вперед) смотрится едва ли не крамольной — хотя бы потому, что в роли влюбленного милиционера снялся известный активист Майдана и по совместительству самый популярный рок-музыкант в стране, харизматичный Олег Скрипка.

«Племя», режиссер Мирослав Слабошпицкий

Фотография: Ukrainian State Film Agency

Самый успешный и талантливый украинский дебют последних лет — фильм, снятый в интернате для глухонемых подростков. Все его персонажи и актеры лишены дара речи и слуха, в картине нет ни единого слова или титра. Однако «Племя» — отнюдь не правозащитный проект, а безумно увлекательный и брутальный кинороман взросления. Его герой, новичок в школе, проходит через все перипетии инициации: подвергается унижениям, находит друзей, заводит врагов, а потом влюбляется в школьницу-проститутку, по ночам обслуживающую дальнобойщиков. Невероятно откровенный, энергичный, мощный фильм виртуозно снят при помощи сложно выстроенных длинных планов с минимумом монтажных склеек. Актрису Яну Новикову уже назвали откровением года, а режиссер Слабошпицкий получил в Каннах сразу три главных приза параллельной секции «Неделя критики», в рамках которой и прошла мировая премьера «Племени». 

«Поводырь», режиссер Олесь Санин

Фотография: povodyr.com

Харьков, начало 1930-х. Тринадцатилетний подросток по имени Питер, известный по кличке Американец, — сын приехавшего из Штатов инженера, который привез на советскую Украину первый трактор, — после убийства отца становится поводырем слепого кобзаря Ивана Кочерги. На народных певцов тоже идет охота — они объявлены пережитками прошлого. Кобзарей арестовывают и отправляют в лагеря. Впечатляющая костюмная постановка должна заполнить лакуны в российской версии истории Украины, которая показана глазами ребенка — то есть доходчиво, хоть в школьную программу включай. Святому кобзарю противопоставлен демонический чекист, вершащий неправедный суд над невинными. Голодомор, продразверстка, раскулачивание: в этой масштабной, хотя и схематичной фреске отражены самые страшные преступления советской власти. Кстати, сам режиссер входит в Киевский кобзарский цех и играет на бандуре, торбане и колесной лире.

Документальные

«Сумерки», режиссер Валентин Васянович

Фотография: kinomaster.org

Интимный эпос, все действие которого проходит в почти необитаемой деревеньке под Житомиром. Герои — родная тетка и двоюродный брат режиссера: старуха-мать и ее уже немолодой сын, из-за осложнений диабета теряющий зрение. Медитативные и монотонные ритуалы сопровождают картину тихого упадка, движения от жизни к смерти: от черноты на приеме у врача-окулиста в начале — до свежеструганого гроба в финале.

«Черная книга Майдана», альманах

Фотография: donua.com

Коллективный проект, осуществленный тринадцатью молодыми режиссерами, студентами второго курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения. Они следили за событиями с самого начала и вплоть до смены власти в стране. Для каждого из них это дебют. Каждый не только снимал кино, но и был волонтером Майдана. Еще один важный смысл киевской революции: это событие, отныне неотрывно связанное с поколением нынешних молодых. 

«Майдан», режиссер Сергей Лозница

Фотография: Сергей Лозница

Хроника драматических событий на Майдане превращена ведущим документалистом современного европейского кино, киевлянином Лозницей, в монументальную и цельную летопись — снятую мнимо-отстраненно на неподвижную камеру. Удивительное зрелище: рождение народа, запечатленное в режиме реального времени. «Майдан» — первый документальный фильм в истории Украины, который получит широкий прокат, свыше сорока экранов.

Ошибка в тексте
Отправить