Что смотреть на ММКФ
Сегодня открывается Московский международный кинофестиваль. Антон Долин, изучив его программу, выбрал фильмы, которые, на его взгляд, обязательно стоит увидеть.
![Что смотреть на ММКФ](https://img08.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/fe/3fe765b19fbb4aa9a9a3d3d77fc37a51.jpg)
10 новых фильмов
«Бродячие псы» Цая Минляна (Тайвань)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/6c/c6cbc84c968d42ec85bbf7d73e15551a.jpg)
Шедевр выдающегося авангардиста, новатора и лирика — фильм еще более медленный и парадоксальный, чем его предыдущие работы. В центре — судьба бездомного отца-одиночки и его двух детей в поисках матери. Цай утверждал, что после этого уйдет из кинематографа, и тут же нарушил обет, сняв медитативное, бессловесное и бессюжетное (также выдающееся) «Путешествие на Запад». Это, впрочем, уже не вполне кино. Его тоже покажут на ММКФ.
«Да и да» Валерии Гай Германики (Россия)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/8/4c/84c58b6e0a894e8dba289e2053b09f58.jpg)
Всего-то второй полный метр Германики, которую называют едва ли не живым классиком современного российского кино. Фильм в конкурсе: как повелось, отечественный конкурсант — самый интересный из всех. Известно, что картина — история любви молодого художника и молодой учительницы. В главной роли отважная Агния Кузнецова, уже блестяще игравшая у Германики во «Все умрут, а я останусь». В продюсерах — Федор Бондарчук.
«Два дня, одна ночь» братьев Дарденн (Бельгия)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/e3/ce3ba5d032a44f40902e5d828e057729.jpg)
Возможно, лучший фильм года — и точно один из самых блестящих в карьере бельгийских братьев Дарденн, золотовалютного запаса европейского гуманизма. Неузнаваемая, но прекрасная Марион Котийяр играет женщину, уволенную с работы голосованием коллег. За один уик-энд ей предстоит обойти их и убедить на повторном голосовании отдать предпочтение ей, отказавшись от бонуса в тысячу евро.
«Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары (США–Франция)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/e8/9e8bcec1f04442d18e5526c805f47f3b.jpg)
Заведомо скандальный плод сотрудничества легендарного независимого режиссера — наркомана и визионера Феррары — с непредсказуемым гражданином Мордовии Жераром Депардье. Картина основана на истории сексуальных похождений экс-главы МВФ Доминика Стросс-Кана. По причинам цензурного и политического характера фильм побоялись включать в программу Канн и выпускать в кинопрокат. А ММКФ не испугался.
«Красная армия» Гейба Польски (США)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/e2/fe25864027494c47843e6c5082098715.jpg)
Яркий и неоднозначный документальный фильм известного американского режиссера и продюсера о советском хоккее: главный, но не единственный герой — Вячеслав Фетисов. Польски заворожен тем, как из жесточайших условий жизни и бесконечных тренировок рождается подлинное искусство. По сути, его фильм — та же «Легенда №17» (многие персонажи совпадают), только документальная. И заодно размышление о крушении советской утопии. Фильм покажут на открытии ММКФ, но потом повторят для простых смертных.
«Любить, пить и петь» Алена Рене (Франция)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/a6/1a658f2fda22415b9db409fa87748c7e.jpg)
Завещание Алена Рене, самобытного классика французского кино. В прошлом феврале этот фильм был представлен в конкурсе Берлинале, куда режиссер не смог приехать по состоянию здоровья. Картину наградили — причем за «новаторство в искусстве» (автору на тот момент был 91 год). И в самом деле, фильм дышит неправдоподобной свободой: это водевиль о любви, измене и смерти, где умирающий персонаж является главным объектом сексуального притяжения. На экране его так и не будет — зато покажут смеющегося крота, выражающего, вероятно, позицию автора.
«Прощай, язык» Жана-Люка Годара (Франция–Швейцария)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/d0/4d096eeb490e45f9a876116543cac98a.jpg)
Совершенно дикая, разнузданная и тем самым прекрасная работа 83-летнего основоположника «новой волны». Сюжет, если можно его так назвать, крутится вокруг мужчины и женщины — почти постоянно голых и, как все французы, патологически говорливых — и их мудро-молчаливой собаки. Свободный монтаж интеллектуальных аттракционов, да еще в беспрецедентно изобретательном 3D, гарантированно снесет крышу каждому. Специальный приз Каннского фестиваля.
«Самый опасный человек» Антона Корбейна (США–Великобритания–Германия)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/7/43/743ca37133d94e6aae732d335611210f.jpg)
Голландский дизайнер и фотограф Корбейн со своим уже третьим фильмом — самый знаменитый участник конкурса ММКФ. После минималистского «Контроля» и избыточного «Американца» он снял шпионский триллер по роману Джона ле Карре. Это последняя прижизненная картина Филипа Сеймура Хоффмана и первый международный опыт нашего Григория Добрыгина. Также в «Самом опасном человеке» заняты Уиллем Дефо, Рейчел МакАдамс, Робин Райт и великий немецкий театральный артист Мартин Вуттке.
«Танец реальности» Алехандро Ходоровского (Чили)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/1d/b1d289c143854eea9ad7297050bb3dcb.jpg)
Умопомрачительная автобиография самого отвязного режиссера мирового кинематографа, стихийного сюрреалиста и природного фантазера Алехандро Ходоровского. Далекий от документальности фильм — квинтэссенция латиноамериканского магического реализма, приправленная черным юмором и реальными фактами, в которые невозможно поверить. Беспрецедентно откровенное кино, авторское в кубе — даже больше, чем «Святая гора» и «Крот».
«Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инаня (Китай)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/3/54/35454449988a49e18681a2b793d22a46.jpg)
Фильм, награждение которого «Золотым медведем» в Берлине вызвало мало чем объяснимый шквал негодования, — интереснейший сплав эротического триллера в духе «Основного инстинкта» с реалиями современного Китая. Уволенный с работы детектив сходится с работающей в химчистке femme fatale в надежде раскрыть череду убийств, которые совершены при помощи коньков: ключевые сцены — на катке и в кабинке колеса обозрения. Нетривиальная картина на стыке жанрового кино и радикального артхауса.
10 старых фильмов
«Великая иллюзия» Жана Ренуара (Франция), 1937
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/80/4804dc368dce414f900a9660b28f62b4.jpg)
Библия антивоенного кино с Жаном Габеном, Дитой Парло и Эрихом фон Штрогеймом — фильм, который, по легенде, запретил сам Геббельс.
«Искатели» Джона Форда (США), 1956
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/a2/4a2bc621eb024e268a230e8ca20f5cac.jpg)
По версии Американского киноинститута, самый влиятельный вестерн в истории, снятый основоположником жанра Фордом с его любимым актером Джоном Уэйном.
«Головокружение» Альфреда Хичкока (США), 1958
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/e/75/e75acf5ba2e94876be152e9e1d59f75c.jpg)
Просто лучший фильм всех времен и народов (согласно опросу журнала Sight & Sound) — триллер о женщине-призраке и мужчине, который боялся высоты.
«Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (Франция), 1962
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/6/dd/6dd4481b8b6e4a1890ca44fdcba74656.jpg)
Жемчужина «новой волны» — трагикомедия о несовершенстве любви. Лучшая роль Жанны Моро, невероятной красоты музыка Жоржа Делерю.
«Застава Ильича» Марлена Хуциева (СССР), 1964
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/6/62/662384e619b04798916f533db4e15387.jpg)
Не только великий фильм Марлена Хуциева по сценарию Геннадия Шпаликова, но и бесценный документ эпохи «оттепели», запечатлевший концерт в Политехе.
«Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (СССР), 1965
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/a/f5/af5de6c103a14f4cab50fc161cb225a0.jpg)
Образец публицистического кино — вероятно, самый своевременный фильм в дни, когда обвинения в фашизме стали расхожим и бессмысленным штампом в любой полемике.
«В огне брода нет» Глеба Панфилова (СССР), 1967
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/d8/bd81f642612c489580785528824da91c.jpg)
Дебют Панфилова — председателя жюри этого года, а также первая центральная роль его музы Инны Чуриковой. Упоительный революционный лубок.
«Защитные цвета» Кшиштофа Занусси (Польша), 1977
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/45/445dc91146464b4488c83c6497bfdc5d.jpg)
Психологическая притча. Едва ли не лучший фильм классика «кино морального беспокойства» Занусси, чью ретроспективу к его 75-летию показывает ММКФ.
«Скорбное бесчувствие» Александра Сокурова (СССР), 1987
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/e6/be663739c53a4bb1ba868d3cdc2369c1.jpg)
Изысканная кинопоэма Сокурова по пьесе Шоу «Дом, где разбиваются сердца» — воплощение рафинированного петербуржского постмодернизма.
«Смерть рабочего» Михаэля Главоггера (Украина–Китай–Нигерия–Пакистан–Индонезия), 2005
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/e/3d/e3d57f75e6db4b1184303745f586724e.jpg)
Документальный эпос о пролетариате, снятый режиссером, который трагически ушел из жизни в конце апреля. Одна из глав снималась на Донбассе.
- Жерар Депардье
- Филип Хоффман
- Цай Минлян
- Ленфильм
- Агния Кузнецова
- Федор Бондарчук
- Антон Корбейн
- Григорий Добрыгин
- Уиллем Дефо
- Рейчел Макадамс
- Робин Райт
- Глеб Панфилов
- Франсуа Трюффо
- Жанна Моро
- Геннадий Шпаликов
- Александр Сокуров
- Михаэль Главоггер
- Мартин Вуттке
- Марлен Хуциев
- Инна Чурикова
- Жан Ренуар
- Жан Габен
- Доминик Стросс-кан
- Дита Парло
- Джон Форд
- Джон Уэйн
- Вячеслав Фетисов
- Алехандро Ходоровский
- Международный валютный фонд
- ММКФ