перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Черное море»: Джуд Лоу и Константин Хабенский ищут золото Гитлера

Владимир Лященко посмотрел новый фильм Кевина Макдональда про подводников «Черное море» и нашел его душевным триллером про давление и стесненные обстоятельства.

Кино
«Черное море»: Джуд Лоу и Константин Хабенский ищут золото Гитлера

По вине акул капитализма Робинсон (Джуд Лоу) лишен работы, из-за которой ранее потерял жену и дочь: «Папа живет на лодке», — сказала мама и ушла от капитана-подводника к парню с большим домом и дорогой машиной. Чтобы отыграться, безработный специалист по подъему затонувших грузов ввязывается в авантюру: нужно собрать экипаж и найти на дне Черного моря немецкую субмарину с золотом, которое Сталин отправил Гитлеру незадолго до того, как отношения между странами основательно испортились. Незаметно подобраться к сокровищу можно только на старой советской подлодке, взятой в аренду у севастопольских моряков, так что половину команды приходится набирать среди россиян, благо коллега Блэки (Константин Хабенский) родом из СССР. Трудности перевода и классовые противоречия оказываются для экспедиции опаснее Черноморского флота и подтекающего дизеля.

По ряду косвенных признаков могло показаться, что зрителя ждет что-то вроде «Тайны перевала Дятлова» — грубовато слепленный хоррор/триллер категории «Б». Так плакатно трусливый и глупый представитель спонсоров похода (Скут МакНейри), завидев ржавого цвета посудину, вопит, что та непременно пойдет ко дну. «Плоха та подлодка, которая этого не сделает», — резонно замечает в ответ бывалый моряк (Дэвид Трелфолл). И субмарина, и фильм оказываются способны на большее, чем обещает их экстерьер.

Подводная лодка — идеальное пространство для триллера или хоррора: после погружения мир за обшивкой исчезает. «Там нет ничего, кроме черной, холодной, мокрой смерти», — с устрашающим энтузиазмом сообщает еще один участник интернационального экипажа (Майкл Смайли). Подлодка в этом смысле похожа на космический корабль: внутри некомфортно и опасно, снаружи — верный каюк. Схожи они и с точки зрения киногении: лампочки, кнопки, рычаги, тумблеры, экраны и вентили советских аппаратов чертовски красивы — из недавних кинопоклонений можно вспомнить «Гравитацию» Альфонсо Куарона, там камера любовалась «Союзом». Здесь весь фильм можно было бы смотреть на приборы и на то, как перепачканный герой Сергея Пускепалиса ковыряется в дизельном двигателе.

Однако производственная драма не так привлекает режиссера Кевина МакДональда («Один день в сентябре», «Последний король Шотландии», «Как я теперь люблю»), как конфликты, движущей силой которых оказываются вопросы совместимости. Половина русских не понимают по-английски и склонны к невербальной армейской коммуникации — тумаки раз за разом достаются английскому юнге (Бобби Скофилд). Британцу-параноику (Бен Менделсон) мерещатся если и не раскосые, то уж точно жадные очи русских — в мыслях о несправедливом, оттого что ровном, дележе потенциальной добычи он теребит в руках нож.

И если кто-то подозревал МакДональда в возможном очернении образа российского подводника, то зря, «Черное море» если и позволяет себе использование стереотипов, то только любовное. Во-первых, русские на все руки мастера: один (уже названный Пускепалис) может привести в рабочее состояние полумертвый ходовой агрегат, другой (Сергей Векслер) — проложить путь между скалами с закрытыми глазами (абсолютный слух под водой куда полезнее стопроцентного зрения) и секундомером в руках, третий (Григорий Добрыгин с бородой из «Самого опасного человека») без лишних слов расчерчивает маршруты на устаревших картах. Единственная проблема — не все они говорят по-английски (в русском дубляже коллизия становится еще более условной), но и проблемой это оказывается только лишь из-за мнительности вышеупомянутого британца. Плюс россияне простодушны — могут и спиной повернуться к человеку, чью печень обещали съесть.

В фильме с авантюрной завязкой, двенадцатью фактурными мужиками и диковатыми геополитическими отсылками МакДональд решает еще и сугубо частную задачу — переносит фабулу классического вестерна Джона Хьюстона «Сокровища Сьерра-Мадре» про жадность, паранойю и столкновение характеров в интерьеры подводной лодки. «Убей Зайцева!» — нашептывает то ли внутренний, то ли подельнический голос психически неустойчивому герою. И тут сложно решить, делает ли культурный багаж режиссера фильм лучше или только перегружает добротное кино про способы погибнуть за металл в тесной, полутемной и изолированной от привычной среды обитания череде отсеков?

Тихо сатанеющий в погоне за призраками лучшей жизни Джуд Лоу безусловно хорош, когда одним оскалом пресекает нашептывания вредителя или с топором в руках решает спор из-за лотерейного билета. Когда дело доходит до программных речей о цели путешествия, живость пропадает. На раскрытие характеров не хватает то ли времени, то ли сценария Денниса Келли, влияние золота показать не удается — приходится проговаривать вслух. Конфликт же между грубоватыми русскими и скептически настроенными англичанами решается МакДональдом на старый добрый социалистический манер: во всем виноваты капиталисты, а трудовому интернационалу следует преодолеть мнимые разногласия и объединить усилия. Только тогда забрезжит над темной пучиной луч надежды на будущее, золото же лишь делает его блеск чуть ярче.

Ошибка в тексте
Отправить