перейти на мобильную версию сайта
да
нет

50 лет Роберту Дауни-младшему: от Чарли Чаплина до Тони Старка

За свою карьеру Дауни-младший сыграл в восьмидесяти с лишним фильмах — «Воздух» выбрал двадцатку самых знаменательных из них и проследил, как он прошел от статуса юного наркомана к первым строчкам в списках Forbes.

Кино

«Загон» («Pound», 1970)

Вполне естественно, что первую роль Дауни сыграл в фильме своего отца, относительно малоизвестного андеграундного режиссера Роберта Дауни-старшего, чей самый заметный фильм — культовую сатиру на мир нью-йоркской рекламы «Патни Своуп» — сегодня видело не так уж много людей. Пятилетний Дауни-младший дебютировал у отца  в «Загоне» — аллегории по мотивам одноименного мюзикла про приют для животных. В нем несколько собак, сиамский кот и пингвин ждут момента, когда их усыпят, и мечтают о том, что бы они делали на воле. Дауни со своими огромными печальными глазами выступает тут в роли щеночка.

«Чудеса науки» («Weird Science», 1985)

В полнометражном оригинале известного одноименного сериала Дауни досталась роль Иэна, противного детины с высокой прической. Его герой весь фильм унижает ботаников Гарри и Уайатта, случайно создавших сногсшибательную красотку Лизу с помощью электричества и куклы Барби.

«Назад в школу» («Back to School», 1986)

Отличная комедия режиссера Алана Меттера про крупного бизнесмена, разбогатевшего на продаже костюмов для толстых, который решает подбодрить своего непутевого сына и поступает вместе с ним в колледж. Там он перестраивает кампус в пентхаус, выкрикивает в книжном «Всем Шекспира за мой счет!» и закатывает самые триумфальные вечеринки. У Дауни здесь абсолютно идиотская и оттого особенно очаровательная роль второго плана — он играет лучшего друга юноши, про которого тот объясняет отцу: «Ты вообще понимаешь, как обстоят дела? Я изгой! Со мной дружит только Дерек Лутц, а с ним — никто не дружит!»

«Меньше нуля» («Less Than Zero», 1987)

Не самая удачная экранизация Брета Истона Эллиса, но ключевой фильм для карьеры самого Дауни. Трое школьных друзей воссоединяются, когда один из них возвращается после года в колледже в родной город. Там он обнаруживает, что его девушка, ставшая моделью, нюхает кокаин и спит с его лучшим другом. Друг (Дауни) при этом в гораздо более плачевном состоянии: он в чудовищных долгах, курит крэк, стал персоной нон грата в собственном доме и вообще уже безнадежен (дилера, преследующего Дауни, кстати, сыграл Джеймс Спейдер, с которым незадолго до этого он уже появлялся в принесшем ему хорошие отзывы фильме «Стенка на стенку»).

Особое значение «Меньше нуля» приобретает в свете того, что сам Дауни с ранней юности боролся с наркозависимостью и алкоголизмом: еще в детстве отец в качестве совместного развлечения выбирал просветительскую деятельность, впервые накурив мальчика в возрасте 6 лет. С наркотиками были связаны бесконечные скандалы на протяжении всей его карьеры: он не раз вылетал из гиперуспешных проектов и упускал хорошие роли из-за срывов и рехабов. Про своего героя из «Меньше нуля» Дауни говорил, что на момент съемок персонаж его пугал, потому что был раздутой карикатурой на его тогдашнее состояние. Но впоследствии его собственная жизнь опускалась в такие пучины, что он сам стал гротескной копией персонажа. Впрочем, в 1987-м эта роль его напугала и заставила на какое-то время одуматься.

Еще одна важная особенность артиста Роберта Дауни-младшего, которая раскрывается в этом фильме, — это умение одеваться с чудовищым своеобразием, которое невозможно уложить в какие-то рамки и достаточно трудно назвать словами «стиль» или «вкус».

«Специалист по съему» («The Pick-Up Artist», 1987)

Слегка лихорадочная драма Джеймса Тобака, в которой остепенившийся Дауни играет золотого парня, ловеласа и повесу. Однажды он глухо влюбляется в девушку (ее играет звезда «Клуба «Завтрак» Молли Рингуолд), но у девушки обнаруживается пьющий отец, злой кредитор и куча проблем, которые герой Дауни пытается решать, выступая в редкой для него на тот момент роли спасающего, а не утопающего. 

«Чаплин» («Chaplin», 1992)

Удушливо правильный и довольно скучный байопик Чарли Чаплина, где Дауни сыграл главного героя. В большинстве сцен он, кажется, откровенно скучает, оживляясь лишь когда приходит время вступать с кем-то в конфликт или выкидывать коленца, изображая походку знаменитого бродяжки. История построена как ретроспекция и постоянно перемежается эпизодами, в которых старый актер на террасе швейцарского дома излагает подробности биографу в исполнении Энтони Хопкинса. Сегодня эти сцены достойны пометки fun fact: грим Дауни тут пугающе похож на грим самого Хопкинса из вышедшего недавно «Хичкока». Но главное неочевидное достоинство этого байопика — юная Милла Йовович, появляющаяся в довольно развернутой роли нимфетки, на которой Чаплин женился после фальшивого признания в беременности. За эту роль Дауни удостоился премии BAFTA и номинировался на «Оскар». Как хорошо, что это не стало пиком его карьеры.

«Короткие истории» («Short Cuts», 1993) и «Прирожденные убийцы» («Natural Born Killers», 1994)

В бесконечном фильме Роберта Олтмана «Короткие истории» мало кто сможет навскидку перечислить количество сюжетных линий и уж тем более каждого персонажа, поэтому можно ограничиться напоминанием — Роберт Дауни было одним из них и получил за это «Золотой глобус» в номинации «Лучший актерский ансамбль», разделив его еще с тридцатью пятью другими достойными людьми. А вот его небольшая роль в «Прирожденных убийцах» Оливера Стоуна запоминается гораздо лучше. Фанатически одержимый собственной славой и погоней за сенсациями телеведущий Уэйн Гейл, автор передачи «Маньяки Америки», медийное чудовище, которое любой ценой хочет добиться интервью с легендарной парочкой убийц Мики и Мэллори. Один из тех случаев, когда Дауни играет абсолютно отвратительного персонажа, в котором нет ничего святого, так, что от него трудно оторвать взгляд.

«Ричард III» («Richard III», 1995)

Одна из самых блистательных (и изобретательных) экранизаций Шекспира — переложение пьесы «Ричард III» в альтернативную фашистскую Великобританию 1930-х, в которой ездят советские и британские танки, придворные щеголяют в форме СС, а Иэн МакКеллен читает «Преобразило солнце Йорка в благое лето зиму наших смут», склонившись над писсуаром. У Дауни тут эпизодическая, но крайне яркая роль графа Риверса, брата королевы Елизаветы, впоследствии казненном Ричардом, — вечно пьяного и обаятельного раздоблая в белом костюме, не выпускающего изо рта сигарету. 

«Домой на праздники» («Home for the Holiday», 1995)

Чудесная комедийная драма Джоди Фостер про мать-одиночку (Холли Хантер), которая, потеряв работу, отправляется к родителям в Балтимор на День благодарения. Дауни играет ее эксцентричного брата-гея и выглядит единственным членом семьи, с которым приятно поговорить. Он всячески поддерживает героиню и даже становится сводником, познакомив сестру со своим другом Лео, которого поначалу выдавал за своего нового парня.

«Свидание на одну ночь» («One Night Stand», 1997)

Еще один трагический герой второго плана — в фильме Майка Фиггиса Дауни играет нью-йоркского художника Чарли, болеющего СПИДом. Пока на первом плане главные герои — старый друг Чарли и его подруга Карен, с которой у того однажды случилась бурная ночь — разыгрывают романтический сюжет, Дауни на их фоне делает то, что к 1997 году научился делать идеально: не без самоиронии играет увядающую красоту и саморазрушение.

«Поющий детектив» («The Singing Detective», 2003)

Во всех смыслах провальная киноадаптация великого сериала Денниса Поттера, писателя, драматурга и телевизионного сценариста, у которого в 27 лет обнаружили псориатический артрит. Поттер страдал от болезни до конца жизни, на этой почве у него развилась клиническая депрессия, и все это вылилось в «Поющего детектива» — шестисерийную историю борьбы с собственным подсознанием, рассказанную автором детективов Филиппом Марло, который лежит на больничной койке, отрицает время и не признает пространство. Реальность мешается с фантазиями и детскими воспоминаниями, принимая форму параноидальных галлюцинаций, в которых время от времени все — от медсестер до чучела с лицом Гитлера — начинают петь. Поттер мечтал увидеть киноадаптацию сериала, но, после того как у достойных людей вроде Олтмана и Кроненберга с ней не сложилось, за дело взялась продюсерская компания Мела Гибсона. Режиссером назначили телевизионщика Кита Гордона, собрали звездный актерский состав и превратили коллекцию поттеровских неврозов в бродвейский фарс, где Кэти Холмс раздвигает ноги и поет «Мистера Сэндмена», Дауни кривляется, убедительно изображая шизофреника, танцует с Мелом Гибсоном вальс, распевает бархатным баритоном «Poison Ivy» и вообще не то чтобы особенно страдает, несмотря на мерещащихся ему повсюду двух уэс-андерсоновских дурачков в шляпах — Эдриена Броди и Джона Полито.

«Поцелуй навылет» («Kiss Kiss Bang Bang», 2005)

Режиссерский дебют Шейна Блэка, остроумный неонуар про вора Гарри Локхарта. В попытке сбежать с места мелкой кражи он случайно попадает на съемочную площадку, где ему тут же предлагают сыграть детектива. Тренирует его гей, сыщик и бескомпромиссный человек Вэл Килмер, а сюжет полон шуток, трупов, неловких драк, многозначительных разговоров у бассейна и поцелуев — да, с Вэлом Киллером тоже. Если что, это один из лучших фильмов с Робертом Дауни-младшим вообще.

«Доброй ночи и удачи» («Good Night and Good Luck», 2005)

После «Прирожденных убийц» к Дауни на некоторое время прилипло амплуа сильно пьющего и одержимого собственным делом журналиста в костюме на два размера больше (также см. «Зодиак»). В «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни, черно-белой истории развития телевизионной журналистики, Дауни играет Джо Вершбу — журналиста CBS, помогающего Эдварду Мерроу в войне против сенатора Маккарти.

«Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» («Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus», 2006)

В фантазии Стивена Шейнберга о великом фотографе Диане Арбус обнаруживает собственный интерес к различного рода отклонениям и долго борется с собой, прежде чем уйти из дома и оставить уютную мещанскую жизнь. Лайонела Суини, феноменально волосатого и очень загадочного мужчину, который символизирует ее тягу к пограничному, и сыграл Дауни.

«Помутнение» («Scanner Darkly», 2006)

Странноватая анимированная экранизация социально-фантастического романа Филиппа К.Дика от Ричарда Линклейтера. В недалеком будущем Америку захлестнула повальная наркомания, а самый популярный препарат, вызывающий страшные галлюцинации, который употребляют практически все, называется Субстанция Д. Чтобы разобраться с Субстанцией, агент ФБР Боб Арктор (Киану Ривз) внедряется в компанию двинутых наркоманов — Рори Кокрана, Вуди Харрельсона, Вайноны Райдер и Роберта Дауни-младшего. Последний солирует здесь в мятой футболке с масонским глазом и чудесных очках, изливает потоки из тысячи слов в секунду и в конце концов превращается в сумасшедшего параноика.

«Зодиак» («Zodiac», 2007)

Триумф амплуа журналиста у Дауни случился в финчеровском «Зодиаке», где он играет прославленного журналиста «Сан-Франциско Кроникл» Пола Эйвери, алкоголика, наркомана, обаятельного хама и задиру, прошедшего в фильме путь от блистательной профессиональной одержимости до полной деконструкции личности. Семидесятые, в которых происходит расследование дела Зодиака, окончательно расширили границы дозволенного в гардеробе Дауни, добавив к нему безумный комплект из желтой рубашки с длинным остроконечным воротником и зеленого жилета.

«Солдаты неудачи» («Tropic Thunder», 2008)

По молодости Дауни год числился в составе знаменитого скетч-шоу «Saturday Night Live», но к концу срока его оттуда попросили вместе с большей частью состава: быть действительно смешным в юности у актера не получалось, рейтинги падали. Зато спустя 20 лет он заматерел и в фильме Бена Стиллера на всю катушку издевается над образом голливудского актера. Дауни играет капризного артиста Кирка Лазаруса, который имеет за плечами кучу наград, интересуется только собственной персоной и уверен в себе до такой степени, что меняет цвет кожи ради роли черного американского солдата в драме про Вьетнам.

«Железный человек» («Iron Man», 2008)

«Гений, миллиардер, плейбой, филантроп», — так представляется Тони Старк в «Мстителях». Самый обаятельный и душевный супергерой из вселенной Marvel оказался актерским триумфом Роберта Дауни — Железный человек настолько совпал с его образом слегка развязного умника, что теперь, говоря «Роберт Дауни», мы чаще всего подразумеваем «Тони Старк». Богачом эта роль его тоже сделала: с тех пор как Дауни стал Старком, он не пропадает из списков самых высокооплачиваемых голливудских актеров, а в 2012 году их список в журнале Forbes даже возглавил. Нельзя также не отметить, что «Железный человек» стал вершиной эволюции костюма в фильмографии Дауни: всегда имевший привычку в разной степени чудно одеваться, тут он наконец полностью превращается в человека-костюма.

«Шерлок Холмс» («Sherlock Holmes», 2009)

Холмса играли многие, но никто не делал это так, как Дауни, получивший после первого «Шерлока» Гая Ричи «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в комедии. Его эксцентричность, хамоватая манера держаться и склонность к странной одежде (в данном случае — примета времени) нашли выход в лице знаменитого сыщика-наркомана, который одновременнно изображает и умника, и комического идиота, блестяще шутит, яростно боксирует, и в кои-то веки вызывает не только уважение, а сочувствие и искреннюю нежность.

Ошибка в тексте
Отправить