5 лучших синематек Европы
Уже 8 лет в России нет нормально функционирующего музея кино — но наконец что-то задвигалось: московскому музею обещают новое помещение, идут разговоры о создании Музея кино в Петербурге. «Воздух» решил исследовать, как работают аналогичные институции в Европе.
Французская синематека (Cinémathèque française)
Крупнейшая в мире синематека появилась в 1936 году благодаря усилиям киноведа Анри Ланглуа и режиссера Жоржа Франжю, которые до этого руководили своим киноклубом. Они одними из первых в мире стали заниматься сохранением и архивацией фильмов; в частности, пленки необходимо было спасать от немецких властей. Маленький зал на шестьдесят человек они получили только двенадцать лет спустя. С тех пор Синематека не раз меняла свое месторасположение. Самый драматичный эпизод в ее истории случился в 1968 году — тогдашний министр культуры Андре Мальро попытался отправить Ланглуа в отставку, что привело к протестам мая 68-го (с этого начинается фильм «Мечтатели»). Впрочем, нынешняя Синематека переместилась восемь лет назад на восток Парижа и располагается в просторном здании с несколькими кинозалами, выставочными пространствами и библиотекой. Возглавляет ее Серж Тубиана, экс-главный редактор Cahiers du cinéma. Программа показов настолько насыщенная и разнообразная (в частности, есть отдельная серия Cinéma bis, посвященная эротике, фантастике и кино категории «б»), что крупнейшие фестивали мира планируют ретроспективы с оглядкой на планы Синематеки.
Португальская синематека (Cinemateca Portuguesa)
Одна из старейших синематек мира создана в 1948 году, под ее юрисдикцией находится национальный архив ANIM. Для показа фильмов предназначены два зала — на 227 и 47 мест. Есть огромный книжный магазин и кафе «39 ступеней», названное в честь знаменитой картины Хичкока (столько ступеней туда и ведет, можно пересчитать). Наверное, лучшие годы в истории Синематеки — с 1991 по 2009 год. Тогда ее возглавлял самый вдохновенный португальский киновед (и по совместительству актер) — Жуан Бенар да Кошта, лисабонский Анри Ланглуа. В Синематеке трудоустроены многие замечательные режиссеры — например, Мануэл Мозуш работает в архивах, а Рита Азеведу Гомеш много лет занимается дизайном книг о кино. Сейчас в Португалии чудовищный кризис, особенно сильно ударивший по культуре (в частности, Министерство культуры вовсе упразднено), что сказалось и на Синематеке — нет денег на печать программок и проекцию электронных субтитров. Недавно речь и вовсе заходила о возможном закрытии, но хочется верить, что все обойдется. По соседству находится ресторан D'Oliva, до недавнего времени принадлежавший внуку самого известного в Португалии режиссера Мануэла ди Оливейры; оттуда до Синематеки добивает бесплатный вайфай.
Синематека в Болонье (Cineteca di Bologna)
Один из самых влиятельных европейских киноархивов был основан в 1963 году и содержит в своей коллекции более 46000 фильмов (именно здесь хранится уникальная подборка ранних итальянских лент). Находящаяся при Синематеке лаборатория L'Immagine Ritrovata — крупнейший центр по реставрации старых фильмов, именно здесь обычно ведутся работы над теми фильмами, которые Канны и Венеция показывают в ретроспективных программах. Отдельная гордость — уникальный архив Пьера Паоло Пазолини, в честь которого названа маленькая площадь при Синематеке, на которой летом показывают старое кино с архивных кинопроекторов. Кинотеатр «Люмьер» состоит из двух залов — «Скорсезе» (на 175 мест) и «Мастроянни» (142). Поскольку Болонья — маленький студенческий город, то Музей кино привлекает синефилов со всей Европы различными фестивалями. Самый значительный — масштабный Il cinema ritrovato под руководством финского киноведа и режиссера Петера фон Бага, в этом году он состоялся в двадцать седьмой раз.
Венский киномузей (Österreichisches Filmmuseum)
Австрийский музей кино находится в самом центре Вены — в том же здании, что и галерея «Альбертина». Он был основан в 1964 году эксцентричным экспериментальным режиссером Петером Кубелкой, возглавлявшим его до 2001 года, на смену ему пришел киновед Александр Хорват. Почетный президент музея — Мартин Скорсезе. Коллекция включает более 25000 фильмов, особое внимание уделяется немецкоязычному кино и советскому с 1918 по 1945 год — здесь хранится, возможно, самый большой в мире архив Дзиги Вертова. Кинозал всего один, но программа очень насыщенная. Каждый год совместно с Венским фестивалем проводится масштабная ретроспектива, в этом году это был показ фильмов великого американского комика Джерри Льюиса. Отдельный проект музея — издание книг о кино как на немецком, так и на английском языке. Именно здесь — еще до каннского триумфа — был выпущен первый киноведческий сборник об Апичатпонге Вирасетакуне. Издательская политика очень демократичная — помимо монографий о классиках авангарда можно встретить книгу и про Джо Данте, автора «Гремлинов».
Немецкая синематека — Музей кино (Deutsche Kinemathek — Museum für Film und Fernsehen)
Главный киноархив Германии, созданный в 1963 году, в первую очередь занимается хранением, архивацией и пополнением фондов. Здесь хранится 13000 фильмов; отдельная гордость архива — наследие Марлен Дитрих. Музей имеет постоянную экспозицию, посвященную истории немецкого кино — можно увидеть костюмы, эскизы и архивные материалы к «Кабинету доктора Калигари», «Метрополису» и другим важнейшим картинам. Каждый год специально для Берлинского фестиваля здесь готовят масштабную ретроспективу. Так, на следующий год запланирована программа «Эстетика тени», посвященная исследованию работы со светом режиссеров первой половины XX века. Свои показы Музей кино не устраивает, но он находится в так называемом Доме кино (Filmhaus), который объединяет эстетскую берлинскую киношколу DFFB (Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin) и Арсенал, который как раз имеет два кинозала и в ежедневном режиме показывает классику кино, но напрямую с Синематекой не связан и ведет свою коллекцию пленок независимо.