перейти на мобильную версию сайта
да
нет

15 образов Майкла Китона: от Бэтмена до Бердмэна

На этой неделе в прокат выходит фильм «Бердмэн» об актере, который в прошлом исполнил роль супергероя, и хочет вернуть славу, сыграв в бродвейской постановке. «Воздух» вспомнил, какие роли были в прошлом Майкла Китона.

Кино

«Ночная смена» (1982)

Генератор идей 

Одна из первых больших ролей Майкла Китона в полнометражном кино и первая его совместная работа с режиссером Роном Говардом. Вместе они сделают еще «Энтузиаста» (1986) про диалог культур и великую «Газету» (см. ниже). В этой же романтической комедии рассказывается про двух работников морга: бесконечно фонтанирующего идеями Билли Блейцески (собственно, Китон) и Чака Ламли (Генри Уинклер) — в прошлом финансиста с Уолл-cтрит. Однажды Чак знакомится с проституткой по имени Белинда (Шелли Лонг), которая проживает на его этаже, и между ними завязывается дружба. Узнав про это, Билли предлагает Чаку стать сутенерами (точнее «любовными маклерами») девушки, а также ее подруг. Несмотря на похабную завязку, «Ночная смена» — это очень нежное и трогательное кино про любовь двух одиноких сердец в пропитанном грехом Нью-Йорке начала 80-х.

«Битлджус» (1988)

Битлджус

Роль биоэкзорциста Бетельгейзе (или Битлджуса, как он сам себя называет), изгоняющего живых людей из их домов, — одна из самых ярких в фильмографии Майкла Китона. Идея пригласить актера в «Битлджус» принадлежала Дэвиду Геффену — человеку, сподвигшему Тима Бертона снять ставшую теперь культовой картину: сам Бертон до этого не видел Майкла ни в каких ролях. По словам Бертона, особое впечатление на него произвели глаза Китона — огромные и совершенно фантастические. Дальше в дело пошел грим. «В «Битлджусе» мы хотели, чтобы Майкл выглядел так, словно выполз из-под камня, — с плесенью и мхом на лице», — рассказывает Бертон в интервью Марку Солсбери (из книги «Бертон о Бертоне»). Благодаря гриму образ действительно получился незабываемым. За фильмом сразу же последовал одноименный и очень детский мультсериал, в котором Битлджус в отличие от мрачноватой картины Бертона превратился скорее в положительного персонажа.

«Чистый и трезвый» (1988)

Брокер

Дэрил Пойнтер (Майкл Китон с прической как у Мела Гибсона в первом «Смертельном оружии») — брокер по недвижимости, а еще алкоголик и наркоман. Однажды, после бурной ночки, он обнаруживает в своей кровати передознувшуюся девушку и решает залечь на дно в одной из рекламируемых по радио реабилитационных клиник. Там он знакомится со своим наставником и куратором Крейгом (излучающий как всегда вселенскую мудрость Морган Фриман), а также с другими, такими же, как он, наркоманами. Особенное впечатление на него производит девушка по имени Чарли (Кэти Бейкер), в которую Дэрил потихоньку влюбляется. 

«Чистый и трезвый» стал для Китона первым фильмом, в котором он попробовал себя в по-настоящему драматическом амплуа (до этого в его карьере были в основном комедии и мелодрамы). Сопродюсером ленты выступил Рон Говард, а режиссером — Гленн Гордон Карон, человек, ответственный за важный сериал «Детективное агентство «Лунный свет». Национальному обществу кинокритиков так понравилась игра Китона, что оно признало его лучшим актером 1988 года и присудило свою специальную премию.

«Команда мечты» (1989)

Душевнобольной

Чтобы развлечь своих пациентов, интеллигентный психиатр везет их на бейсбольный матч в Нью-Йорк, однако становится свидетелем преступления, получает по башке и оказывается в больнице. Теперь четверке психов (Майкл Китон, Кристофер Ллойд, Питер Бойл, Стивен Ферст), оставшихся без надлежащего присмотра, надо постараться ужиться друг с другом, чтобы спасти своего доктора, ведь на него готовится новое покушение. Лайт-версия «Пролетая над гнездом кукушки» про дружбу очень разных людей, в которой Китон играет утрированного Рэндла Патрика МакМерфи. Чтобы усилить сходство, прямиком из экранизации книги Кена Кизи в «Команду мечты» перекочевал Кристофер Ллойд. 

«Бэтмен» (1989)

Темный рыцарь

Первая по-настоящему звездная роль Майкла Китона. На костюм человека —летучей мыши также претендовали Мел Гибсон, Алек Болдуин, Чарли Шин, Пирс Броснан и Билл Мюррей, но когда на роль Джокера был утвержден Джек Николсон, студия Warner Bros. расслабилась: теперь она была готова видеть в лице Бэтмена и никому не известного актера. Тим Бертон остановил свой выбор на Китоне, так как в нем меньше всего можно было заподозрить супергероя. Вместе они сделали один из лучших фильмов про Темного рыцаря, но в свойственной только Бертону стилистике: ничто так не дарит ощущение новогодней сказки, как «Бэтмен» (1989) и последовавший за ним сиквел «Бэтмен возвращается» (1992). Но если студия была довольна прибылью первой части, то сборы второй ее не сильно удовлетворили. И хотя у Бертона контракт был подписан на трилогию, Warner отправила режиссера на должность продюсера. Вместе с покинувшим режиссерское кресло Бертоном ушел и Китон, несмотря на то, что студия предлагала актеру 15 миллионов долларов, чтобы он снова сыграл Темного рыцаря.  

«Газета» (1994)

Журналист

Один из лучших фильмов про журналистскую этику и одна из лучших ролей Майкла Китона. В центре сюжета сутки из жизни сотрудников газеты «Нью-Йорк сан» (читай «Нью-Йорк пост»). Один из них, заместитель главного редактора Генри Хэкет (Майкл Китон), у которого жена (Мариса Томей) на последнем месяце беременности, разрывается между предложением перейти на новую, более высокооплачиваемую и спокойную работу в элитный «Нью-Йорк сентинел» (читай «Нью-Йорк таймс») и желанием остаться на любимой старой. Сценарий этой лихой производственной драмы для Рона Говарда написал Дэвид Кепп («Путь Карлито», «Парк Юрского периода») вместе со своим братом Стивеном. И пусть картина несколько романтизирует профессию журналиста, братьям удалось довольно достоверно передать рабочую атмосферу в газете, а некоторые детали в ней вообще схвачены абсолютно точно. Главный герой в исполнении Китона мечется между работой и женой (благо она может его понять, потому что сама — бывший репортер), живет в состоянии вечного дедлайна и стресса, так как вынужден работать в ежедневном издании, то есть в дурдоме. Но даже в таких условиях Хэкету всегда удается сохранить профессионализм, здравый смысл и умение отделить зерна от плевел: он четко знает, что сдавать своих инсайдеров и публиковать заведомо ложную информацию неправильно. Любопытно, что спустя 8 лет Китон снова влез в шкуру рефлексирующего журналиста: на сей раз исполнительного продюсера CNN в телефильме канала HBO «Из Багдада в прямом эфире» (2002), представляющего собой отличную смесь из той же «Газеты» и «Своего человека» Майкла Манна. За эту роль актер получил номинацию на «Золотой глобус».

«Джеки Браун» (1997)

Агент ATF

Во второй половине 90-х Китон клонировал себя в заводной комедии «Множество» (1996) Гарольда Рэмиса, а также снялся сразу у двух знаковых режиссеров: у Квентина Тарантино в «Джеки Браун» и у Стивена Содерберга во «Вне поле зрения» (1998). Оба фильма были экранизациями криминальных романов Элмора Леонарда. В обоих Китон сыграл одного и того же персонажа: Реймонда «Рея» Николетто. Однако если в «Джеки Браун» его герой — агент АТF (Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms and Explosives — Бюро по контролю за оборотом алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ), то во «Вне поле зрения» (см. ниже) — фэбээровец.  

«Джек-снеговик» (1998)

Снеговик

Музыкант с неслучайным именем Джек Фрост больше внимания уделяет работе, чем семье: жена давно привыкла, а вот сын переживает. Желая исправиться, Джек предлагает родным провести Рождество в домике в горах, но погибает в автомобильной катастрофе, чтобы потом вернуться в мир живых в виде снеговика. Семейная трагикомедия с телосложением как у «Флюка» (только там отец превращался не в снеговика, а в собачку) и Майклом Китоном, состоящим целиком из снега. Из фильмов про второй шанс — один из самых обаятельных. Не путать с трэшевым хоррором «Снеговик».

«Вне поле зрения» (1998)

Фэбээровец

По сути роль Китона в фильме Содерберга — это камео. Тем не менее его выход получился запоминающимся. Рей Николетто в футболке с надписью «ФБР» приходит в гости к героине Дженнифер Лопес, отец которой — инспектор Сиско (Деннис Фарина) — тут же начинает подтрунивать над плохо считывающим иронию Николетто. Первым делом Сиско спрашивает у Рея, нет ли у него футболки с надписью «Сижу в засаде», и далее по нарастающей.

«Белый шум» (2004)

Вдовец-архитектор

В нулевые было модно делать остросюжетные фильмы с двойным дном в духе М.Найта Шьямалана. В одном из таких недо-Шьямаланских триллеров и снялся Китон. Большую часть времени его герой — архитектор, потерявший в автокатастрофе беременную жену, — вглядывается в белый экран, чтобы установить контакт с ее призраком. Несмотря на абсурдность сюжета, Китон держится молодцом. К слову, спустя год у «Белого шума» неожиданно вышло куда более бойкое продолжение, в котором снялся звезда сериалов «Светлячок» и «Касл» Натан Филлион.

«Игра №6» (2005)

Драматург

Нью-йоркский драматург и болельщик бостонской бейсбольной команды Red Sox Ник Роган (Майкл Китон) ставит на Бродвее новую пьесу. Но на ее премьеру он не пойдет. Вместо этого он хочет посмотреть шестую игру Мировой серии, в которой играет его любимая команда, однако буквально все — жена, требующая развода, дочка, любовница, сошедший с ума исполнитель главной роли в пьесе и, главное, одиозный театральный критик — хотят вынести Рогану мозг.

Китон — нью-йоркский артист: действие фильмов с его участием часто происходит в «Большом яблоке». Вплоть до последнего на данный момент — «Бердмэна» (см. ниже), рифмующегося с «Игрой №6» Майкла Хоффмана по многим пунктам. 

В самой «Игре» содержится несколько магистральных линий, хватит на несколько фильмов. Одна из них, например, посвящена отношениям между творцом и критиком. Того самого экстравагантного бродвейского критика, физиономия которого украшает журнал New York Magazine и который портит жизнь драматургам, играет Роберт Дауни-мл. Вместе с Китоном они образуют комичную парочку, особенно в тот момент, когда вместо слов начинает говорить револьвер. 

Интересно, что через четыре года Китон по-настоящему дебютирует в режиссуре, сняв драму «Веселый господин» (2008) с собой в роли грустного киллера и невероятной Келли МакДональд в роли девушки-мечты.

«Копы в глубоком запасе» (2010)

Капитан полиции

Китону не привыкать исполнять роли стражей правопорядка. До этого он уже примерил на себя полицейский значок в боевике «Правосудие одиночки» (1991). Но то была драма, а «Копы в глубоком запасе» — славная пародия на фильмы соответствующего жанра от дуэта Адам МакКей — Уилл Феррелл («Телеведущий: Легенда о Роне Бургунде», «Сводные братья»). Последний вместе с Марком Уолбергом играет полицейского-неудачника, в то время как роль их начальника, тоже неудачника, подрабатывающего в супермаркете от финансовой безысходности капитана Джина Мауха досталась Майклу Китону. Герой Китона, помимо того что постоянно цитирует группу TLC, умеряет спесь своих разошедшихся подопечных фразой про то, что павлины летать не умеют. Финальные кадры комедии блистательно опровергают это утверждение. 

«Пентхаус с видом на север» (2013)

Преступник

Прошедший незамеченным скромный, но изобретательный триллер про ослепшую от взрыва в Афганистане женщину-фотокорреспондента (Мишель Монахан). Мучаемая призраками прошлого, она теперь вместе с бойфрендом живет тихой и спокойной жизнью в нью-йоркском пентхаусе, но скоро этой напускной идиллии придет конец. Под Новый год в их квартиру вломятся два крайне неприятных типа (Барри Слоун и Майкл Китон) с вопросом: «Где бриллианты?». Сделанный с оглядкой на триллер «Дождись темноты» (1967) с Одри Хепберн, «Пентхаус» демонстрирует демонического Майкла Китона, которому роли инфернальных злодеев удаются ничуть не хуже, чем славных разгильдяев и заправских добряков. Кстати, Китону не впервой использовать «домашние насилие» как инструмент для достижения корыстных целей: до этого он умело нагонял страху на героев Мелани Гриффит и Мэттью Модайна в памятном фильме «Жилец» (1990) Джона Шлезингера.

«РобоКоп» (2014)

Глава корпорации OmniCorp

В ушедшем году Китон отметился сразу в двух шумных блокбастерах. В «Need for Speed: Жажда скорости» он сыграл импозантного организатора и ведущего подпольной гонки. В ремейке «Робокопа» — Реймонда Селларса гендиректора компании OmniCorp, собравшей офицера Алекса Мерфи по кусочкам и превратившей его в робота-полицейского. Несмотря на то что ремейк получился очевидно хуже оригинала (смотреть его можно разве что только в авторском переводе Александра Гаврилова), Китон в образе змея-искусителя стал настоящим украшением ленты. 

«Бердмэн» (2014)

Актер-неудачник

Помимо сюжета (актер вступает полемику с супергероем, живущим у него в голове, параллельно ставя пьесу) у «Бердмэна» непростой культурный бэкграунд. С одной стороны, Бердмэном изначально звали персонажа Бэтмена, которого Боб Кейн не постеснялся срисовать с другого известного супергероя — Флэша Гордона. С другой, немногие знают о действительно существовавшем супергерое Бердмэне, мультсериал про которого в 60-е выпускала студия Hanna-Barbera: так, например, смотрелась открывающая его заставка. В нулевые этот персонаж перековался в адвокаты в рамках спин-оффа мультсериала «Космический призрак» Но это уже другая история. 

Роль в драме Алехандро Гонсалеса Иньярриту стала для Китона хорошим поводом раз и навсегда выяснить отношения со своим супергеройским образом, который прилип к нему на долгие годы. И вернуться в зону зрительского внимания с по-настоящему большой и интересной ролью.

Ошибка в тексте
Отправить