10 фильмов и сериалов с открытым финалом
Главные июньские премьеры — «Грань будущего» и «Враг» — запомнятся неоднозначными и по-разному трактуемыми концовками. В связи с этим «Воздух» вспомнил 10 других фильмов, которые ощутимо выиграли от открытого финала.
«Голова-ластик» (1977)
Чем заканчивается
Странный неприкаянный мужчина, узнав, что его подруга родила от него ребенка, решает на ней жениться. Но за шесть месяцев девушка выносила не младенца, а монстра, и заканчивается все катастрофой: детоубийством и сумасшествием. Так как снял фильм Линч, он нашпигован символами, видениями и странными персонажами.
Трактовки
Самая распространенная теория сводится к тому, что он экранизировал собственные страх отцовства и ужас первых лет раннего брака. В пользу версии говорят и проблемы со здоровьем у маленькой на тот момент Дженнифер Линч, и уход супруги в разгар съемок, и дальнейшая биография режиссера, который был женат четыре раза. Но спустя четверть века Линч заявил, что его фильм до сих пор никем не разгадан. И дал фанатам подсказку, что смысл «Головы-ластика» полностью раскрывается в одном из евангельских стихов, который он, вот незадача, забыл. Некто под псевдонимом Генри с сайта eeraserhead.com предположил, что это Евангелие от Иоанна, 1:14: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». И действительно, фильм начинается с сюрреалистической сцены, в котором герой, Генри, буквально изрыгает во вселенскую пустоту собственное Слово, выглядящее как сперматозоид.
Что в этом хорошего
Если теория некоего Генри верна, то благодаря «Голове-ластику» можно получить представление о том, как Линч представляет себе повседневную жизнь Бога (в грязной квартире с зачахшими растениями) и во что, по мнению автора, превратилось сегодня Его Слово. Во всех следующих фильмах Линч старается без нужды не трогать Библию. Вместо этого он впредь объясняет свою картину мира через теорию психофуги («Шоссе в никуда»), корпускулярно-волновой дуализм («Малхолланд-драйв») и «тибетский метод» агента Купера («Твин-Пикс»).
«1984» (1984)
Чем заканчивается
Сломленные пытками в Комнате 101 возлюбленные встречаются в кафе и едва узнают друг друга. Они больше не могут сопротивляться Большому Брату и не испытывают ни любви, ни сексуального влечения, которое раньше было их формой протеста против системы.
Трактовки
Конец книги однозначен: Уинстон пишет на пыльном столе «2+2=5» и искренне признается в любви изображению Большого Брата. Фильм, куда более мрачный, чем роман Оруэлла, оставляет финал открытым. Математическое уравнение не имеет ответа, а признание в любви может быть адресовано как Большому Брату, так и Джулии: из-за монтажной склейки их лица для героя фактически сливаются. Таким образом, авторы фильма оставляют в антиутопии место для веры.
Что в этом хорошего
В отличие от пессимистичного писателя фильм позволяет думать, что даже самая жестокая система не в состоянии сломать личность до конца. С одной стороны, такой финал можно считать утешающим и обнадеживающим. С другой стороны, он требователен по отношению к зрителю и способен поставить того в неловкое положение. Оруэлл объявлял сопротивление бесполезным, фильм же оставляет зрителя наедине с кошмарным вопросом, как долго продержится в похожей ситуации он сам.
«Клан Сопрано» (1999–2007)
Чем заканчивается
Гангстерский эпос обрывается идиллической семейной сценой: клан Сопрано собирается в закусочной, чтобы наесться луковых колец и обсудить планы на жизнь. Первым за столом оказывается Тони, следом появляются жена Кармела, сын Энтони и дочь Медоу. Каждый раз, когда кто-то из них входит в кафе, мы видим этого героя глазами главы семейства. Но когда дверь открывает замешкавшаяся на парковке Медоу, вместо нее нам показывают черный экран. Музыка обрывается, следуют десять секунд тишины и начинаются титры.
Трактовки
Среди фанатов популярна версия, что Тони был убит выстрелом из туалета, расположенного за спиной. Лучше всего ее доказывает в своем видео ютьюб-пользователь docmatt. Сторонники версии, что Тони выжил, обычно оперируют словами актера Мэтта Сервитто, сыгравшего в «Клане Сопрано» агента ФБР. В 2007-м он заявил, что концовок было две и в одной из них намек на то, что Тони убьют, был очевиднее. Но она в сериал не вошла. А значит, авторы не хотели, чтобы у сторонников смерти в финале были твердые аргументы.
Что в этом хорошего
Кроме бандитов Сопрано в кафе собираются типичные американцы. Сидящие в центре зала бандиты — вызов этому обществу. Оставив Сопрано в живых, авторы приравняли бы его версию американской мечты к любой другой. Но убить героя тоже было бы лицемерием. В итоге HBO то ли малодушно, то ли мудро переложил бремя выбора на зрителя.
«Ограбление по-итальянски» (1969)
Чем заканчивается
Обведя вокруг пальца полицию, банда сообразительных и обаятельных налетчиков похищает полтонны золота. Но на границе со Швейцарией фура с героями и их добычей едва не падает в пропасть. Они зависают поперек горного серпантина: мошенники в одной части автобуса, золото — в другой. Неунывающий герой Кейна уверенно заявляет: «Спокойно, парни, у меня есть идея!»
Трактовки
Вся прелесть «Ограбления по-итальянски» заключалась в его гипотетической возможности в реальном мире. Соответственно, и «идея» героя должна была быть правдоподобной. На разгадку тайны фильма у фанатов ушло ровно 40 лет — в январе 2009 года Джон Годвин из Сюррея, член Королевского химического общества Великобритании, наконец предложил решение бандитской задачки. Во-первых, налетчики должны были слить 140 литров бензина с той части машины, которая висела над пропастью. После этого любой из них мог выбраться на дорогу и начать таскать в автобус камни с обочины. Ну а дальше «ловкость рук — и никакого мошенничества».
Что в этом хорошего
Не каждый день выходит фильм про бандитов, тайну которого разгадывает такая серьезная организация, как Королевское химическое общество.
«Отпуск в сентябре» (1979)
Чем заканчивается
В финале пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», на которой основан фильм, инженер Зилов едва не кончает жизнь самоубийством. От смерти его спасают лишь подоспевшие друзья. Они отнимают у него ружье, но после перепалки уходят. Герой ложится на кровать лицом вниз и четверть минуты вздрагивает так, как будто плачет или смеется. После чего встает, звонит друзьям и спокойно говорит, что поедет с ними на давно запланированную охоту. Из финала фильма постельные конвульсии героя убраны. И к телефону он подходит вовремя, не перезванивая. Но в остальном ничего не изменилось.
Трактовки
Мотив рока — спутник многих произведений Вампилова. Фильм Мельникова, кажется, хочет сделать на обреченности Зилова особый акцент. Отсутствие ключевой сцены со слезами/смехом означает, что герой, скорее всего, не пережил внутреннее перерождение. А значит, и не отказался от идеи самоубийства. Впрочем, неизвестно и то, чем закончится его поезда на охоту у Вампилова. Название пьесы намекает, что все самое важное должно произойти там, за кулисами.
Что в этом хорошего
Фанаты «Оттепели», «Безумцев» и других сериалов о «жизни как она есть» сильно удивятся, узнав или вспомнив, что все столь любимые ими приемы были исследованы еще советскими кино и драматургией, а сыграны таким замечательным актером, как Олег Даль.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Чем заканчивается
Детектив Рик Декард находит и убивает группу репликантов — почти неотличимых от людей роботов, которые, как считается, представляют угрозу футуристическому обществу. Их главарь Рой оказывается сильнее Декарда и побеждает его, но зачем-то оставляет в живых, жертвуя собой. Декард не находит ответа на этот вопрос, как и на вопросы, кто он сам и сколько проживет его возлюбленная — андроид Рейчел. В одной из версий фильма Рик и Рейчел уезжают на машине из городской клоаки и оказываются в пасторальной деревенской идиллии. Примечательно, что в этой сцене использованы кадры из вырезанного хеппи-энда «Сияния» Кубрика. В другой версии герои просто выходят из квартиры и теряются в каменных джунглях.
Трактовки
Режиссер Ридли Скотт считает героя роботом, актер Форд — человеком. Количество улик в пользу той или иной версии разнится в зависимости от редакции фильма. Каноническим принято считать режиссерское издание, в котором герой видит во сне скачущего единорога, а в финале находит бумажного единорога, оставленного для него напарником. Это может значить, что собственные воспоминания Декарда синтезированы и он, вероятно, даже был членом банды Роя, пока его не перепрограммировали. Это объясняет жертву героя Хауэра и делает концовку одновременно прекрасной и невыносимой. Ведь и Рик, и Рейчел в этой версии фильма могут умереть в любой момент.
Что в этом хорошего
Сегодня «Бегущий по лезвию» выглядит артефактом чудесной эпохи, когда режиссеры и звезды еще могли противостоять коммерческим интересам продюсеров и кинокомпаний. Форд, чтобы отстоять свою версию сюжета, откровенно саботировал съемки — в частности, нарочито плохо озвучивал не понравившиеся ему сцены. Достаточно сказать, что всего было снято и смонтировано целых семь версий фильма — может ли похвастаться тем же хоть один современный блокбастер?
«Выпускник» (1967)
Чем заканчивается
Юный Бен Брэддок проникает на свадьбу своей возлюбленной Элейн Робинсон и убеждает ее сбежать с ним. Несмотря на сложную историю отношений (в частности, Бен долго спал с мамой Элейн), девушка соглашается. Счастливые, они с боем вырываются из церкви и прыгают в автобус. Но их улыбки исчезают, когда они видят, как смотрят на них другие пассажиры.
Трактовки
Зрители-романтики верят в оптимистичный финал: Бен и Элейн хмурятся, потому что понимают, что их ждет противостояние с обществом, которое, мягко говоря, не одобряет поведение сбежавших невест и молодых повес. Но предыдущие события фильма наводят на пессимистичный вывод. Герои поймут, что встретили друг друга слишком рано, и не смогут быть счастливы вместе.
Что в этом хорошего
Голливуд не смеет усомниться в сакральном мифе о любви с первого взгляда даже в циничном XXI веке. «Выпускник» же решился на свой бунт против устоев еще в шестидесятых, когда в киноиндустрии по-прежнему действовал этический кодекс Хейса. Фильм нанес старшему поколению зрителей сразу два удара: во-первых, показал адюльтер подростка и замужней дамы, а во-вторых, усомнился, что побег героя со свадьбы с ее дочерью закончится хорошо.
«Стыд» (2011)
Чем заканчивается
Преуспевающий нью-йоркский сексоголик Брэндон переживает одну трагедию за другой. Сперва выясняется, что изнуренный случайными связями и порнографией герой физически не может заниматься сексом с девушкой, которую любит. Потом он едва не теряет свою сестру, решившую вскрыть вены. В финале Брэндон едет в метро с незнакомой девушкой, которая понравилась ему еще в открывающей сцене фильма. Но тогда на ней было обручальное кольцо, а теперь его нет. Улыбаясь, очередное белокурое искушение вплотную подходит к герою.
Трактовки
Финал предполагает три эпилога: герой Фассбендера или избавится от этого наваждения, или с головой бросится в очередную разрушительную интрижку, или попробует построить с ней настоящие отношения. Критик Indiewire Тембей Обенсон, которому довелось отрецензировать сценарий «Стыда» еще до монтажа, в отзыве на сам фильм написал, что Стив МакКуин изменил финал. В оригинале, к сожалению Обенсона, четко описывались и предыстория одержимости героя, и его дальнейшие подвиги. В итоге режиссер предпочел неоднозначный финал, и фильм от этого, по словам критика, только выиграл.
Что в этом хорошего
Фильм МакКуина ставит под сомнение способность человека побороть свои разрушительные мании даже после сильного душевного потрясения.
«Другая Земля» (2011)
Чем заканчивается
Астрономы открывают планету, являющуюся полной копией нашей. Среди землян разыгрывается билет в это странное место. В конкурсе эссе побеждает Рода — несчастная девушка, из-за которой много лет назад погибла в автокатастрофе целая семья. Выжил только мужчина, с которым у вышедшей из тюрьмы и изменившейся внешне Роды впоследствии завязался роман. В финале девушка рассказывает возлюбленному, кто она, и отправляет его в космос вместо себя: есть надежда, что в альтернативной вселенной его семья еще жива. Спустя какое-то время на пороге Роды появляется другая Рода — гостья с Земли-2.
Трактовки
Раз «другая» Рода нашла «старую» Роду, значит, и герой смог воссоединиться с семьей. Но в каком составе? Была ли автокатастрофа на планете-зеркале? И если да, то кто из ее участников выжил? Вероятно, в ней погиб отец семейства — иначе гость с Земли-1 оказался бы чужим и вернулся домой вместе с Родой.
Что в этом хорошего
В сюжетах фильмов о темпоральных путешествиях — включая самые невинные вроде «Назад в будущее» и «Машины времени в джакузи» — неизбежно образуются черные дыры. Что будет, если герой встретит сам себя? Сколько версий будущего может сосуществовать параллельно? «Другая Земля» отвечает на эти вопросы с помощью самого человечного сюжета в истории жанра.
«Забвение» (1999)
Чем заканчивается
Связанные сложными отношениями мужчина, женщина и девочка-подросток из Аляски прячутся на небольшом острове от шайки головорезов. В убежище девушка находит дневник своей сверстницы, которая одно время жила здесь же с родителями. Каждый вечер она читает его взрослым. Однажды мать обнаружит, что дневник — пустая тетрадка. А мужчина сумеет зажечь сигнальный огонь. На него прилетит самолет, с пилотом которого героя связывает давняя вражда. Авиатор пообещает вернуться с подмогой, но в финале зритель видит совсем другой самолет и так и не узнает — спасатели на нем или бандиты.
Трактовки
Оригинальное название фильма — «Limbo», а лимбом в католицизме называют чистилище. Из этого можно сделать вывод, что все, что происходит в фильме, — предварительные слушания на Страшном суде. А значит, исход истории зависит не от внешних факторов, а от внутренней работы героев — грубо говоря, того, сумели ли они искупить на острове свои грехи.
Что в этом хорошего
Фильм Джона Сейлза устроен куда хитроумнее и «Семи» Финчера, и «Шестого чувства» Шьямалана, и недавнего «Лимба» Винченцо Натали. О мистической подоплеке здесь догадываешься лишь после титров, еще раз взглянув на заголовок на постере или видеокассете. Кроме того, «Забвение» — вероятный источник вдохновения знаменитого сериала «Lost».